Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном процессе развитие письменной речи является одной из ключевых задач, поскольку оно напрямую влияет на формирование коммуникативных навыков учащихся и способствует их интеллектуальному росту. Актуальность этой темы обусловлена необходимостью подготовки учеников к успешному освоению учебного материала и активному участию в социальной жизни.
Однако практика показывает, что многие учащиеся испытывают трудности с выражением своих мыслей в письменной форме, что может быть связано с недостаточным вниманием к этому аспекту в процессе обучения.
Проблема заключается в том, как эффективно организовать процесс развития письменной речи на уроках литературы для младших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения литературе в 5-6 классах средней школы.
Предметом исследования выступает развитие письменной речи учащихся через занятия по литературе.
Основная цель данного исследования — разработать и апробировать эффективные методические подходы к развитию навыков письма у младших школьников на уроках литературы.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1)проанализировать теоретические основы развития письменной речи;
2) изучить существующие методики преподавания литературы;
3)разработать и проверить практические рекомендации по стимуляции интереса к письму среди учеников.
В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что включение интерактивных методов обучения и творческих заданий по написанию рецензий или эссе будет способствовать улучшению качества написания текстов среди учащихся 5-6 классов.
Для реализации исследовательских целей использовались различные образовательные материалы: учебники по русскому языку и литературе для начальной школы, дидактические пособия по развитию навыков письма.
Основными методами, применяемыми при исследовании, являются анализ научно-методической литературы и экспериментальное наблюдение за результатами применения новых методик преподавания. В качестве основных приемов использовались групповые обсуждения текстов произведений детской литературы и индивидуальные творческие задания.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения списка источников используемой научно-методической литературы и приложений с дополнительными материалами (планами уроков).
Проведенное исследование имеет значительную практическую значимость, поскольку его результатам могут быть полезны учителям начальных классов для совершенствования своей методической работы по развитию коммуникативных навыков учеников через занятия по предмету "Литература".
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Основные понятия и критерии речевого развития
Письменная речь является одним из фундаментальных компонентов коммуникации, играя решающую роль в образовательном процессе. Она представляет собой особый вид вербальной коммуникации, осуществляемой посредством графических знаков — букв и слов. Письменная речь определяется как система знаков и правил их использования для передачи информации через записанные тексты, что позволяет людям выражать свои мысли, эмоции и идеи в устойчивой форме. Это делает возможным сохранение информации во времени и пространстве. В отличие от устной речи, которая преимущественно используется для непосредственного общения между людьми в реальном времени, письменная речь обеспечивает возможность размышления над высказываниями и более точного выражения мыслей.
Роль письменной речи в образовательном процессе многогранна: она помогает учащимся развивать способность точно формулировать свои мысли и передавать их другим людям через создание связных текстов. Это способствует развитию критического мышления и аналитических навыков. Записывая информацию, учащиеся могут лучше усваивать материал учебных дисциплин; тексты позволяют повторно обращаться к изученному материалу для закрепления знаний. Кроме того, через творческие задания по написанию рассказов или стихов ученики могут проявлять свою фантазию и художественные способности.
Письменная коммуникация также позволяет учащимся взаимодействовать с другими людьми удаленно или асинхронно (например, через письма или электронные сообщения), что расширяет возможности социального взаимодействия. Владение навыками письма имеет первостепенное значение для успешного прохождения экзаменов на различных уровнях образования: от контрольных работ до дипломных проектов.
Анализ теоретических основ развития письменной речи включает рассмотрение мнений различных авторов в этой области. Письменная речь является важнейшим компонентом коммуникации, который отличается от устной своей большей произвольностью и абстрактностью. По мнению Д.Б. Эльконина, письменная речь более тесно связана с мышлением, поскольку требует от человека расчленить поток мысли и придать ей синтаксически развитую форму.
Теоретические основы развития письменной речи включают особенности ее структуры и функций: она характеризуется строгостью в построении фраз, отборе лексики и использовании грамматических форм. Это позволяет выражать мысли более точно и логично по сравнению с устной речью. Чтение играет ключевую роль в развитии письменной речи, поскольку оно помогает детям запоминать структуры текстов и использовать их при создании собственных высказываний.
Мотивация к развитию письменной речи у детей возникает из потребности общаться эффективно и выражать свои эмоции через тексты. Это требует создания подходящей языковой среды для развития богатой и разнообразной лексики.
Л.С. Выготский подчеркивает значение письменной речи для умственного развития ребенка: она способствует развитию мышления за счет необходимости структурировать мысли при письме [Выготский, 1999: 156]. К-Д Ушинский отмечал глобальную значимость развития речевых навыков для всей жизнедеятельности личности; он подчеркивал важность обучения как основного фактора формирования интеллектуальных способностей [К-Д Ушинский, 1997: 78].
Н.С. Рождественский акцентировал внимание на необходимости прививать детям правила орфографии и грамматики на начальном этапе обучения для последующего успешного развития письменных навыков [Рождественский, 2001: 190].
В целом развитие письменной речи предполагает комплексный подход, включающий чтение, творческие задания по написанию текстов (например, изложений), а также мотивационные факторы — такие как интерес к общению через письмо — которые стимулируют учащихся к совершенствованию своих коммуникативных навыков.
1.2 Методы оценки речевого развития учащихся
Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывание, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо). Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у обучающихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т.е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам до умений:
• графически правильного письма;
• письма как самостоятельного вида речевой деятельности ( должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);
• письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.
Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.
Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня: учебную письменную речь коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).
Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.
Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.
Многообразие письменных сообщений с различной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой можно классифицировать в зависимости от сферы их применения. Т. Хедж дает следующую классификацию типов экспрессивной письменной речи в зависимости от ее назначения и сферы функционирования, а также виды письменных сообщений, в которых реализуется каждый из этих типов и которым целесообразно обучать в зависимости от конкретных условий и целей.
Анализ требований нормативных документов и методической литературы свидетельствует о том, что показателями сформированности умений письма являются:
1. успешность осуществления письменного общения;
2. качество содержания продуцируемого письменного текста;
3. качество языковой стороны письменного текста;
4. степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.
Успешность осуществления письменного общения определяется:
1. разнообразием ситуаций, в рамках которых создается письменный текст;
2. наличием речевого намерения;
3. способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации.
Качество содержания письменного текста определяется:
1. разнообразием тематики;
2. количеством передаваемых фактов;
3. уровнем языковой трудности;
4. разнообразием предложений и речевых, в том числе этикетных, формул;
5. объемом письменного текста.
Качество языковой стороны определяется:
1. правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном тексте;
2. степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам.
Степень самостоятельности определяется:
1) уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста;
2) отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста;
3) отсутствием необходимости помощи.
Таким образом, умения создавать письменные тексты различных функциональных видов являются объектами контроля письменной речи.
Для того чтобы создавать тексты эпистолярного жанра (открытки и письма), необходимо владеть умением выбирать языковые средства (формулы речевого этикета) в зависимости от адресата. Это умение проверяется в ходе текущего контроля при формировании умений письменной речи. Для этой цели можно, например, предложить задания на установление соответствия.
Сформированность всей совокупности умений создавать тексты эпистолярного жанра (умений выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с заданной ситуацией общения и целью высказывания, с учетом адресата, используя при этом соответствующий стиль речи) проверяется во время рубежного или итогового контроля. Учащимся предлагается самостоятельно написать открытку или письмо личного характера. Для этой цели используются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом, направленные на решение коммуникативных задач.
В качестве примера используем следующее задание- написать личное письмо
В задании проверяются коммуникативные умения: сообщить информацию, запросить информацию, пригласить, а также умения соблюдать формат личного письма и использовать неофициальный стиль общения.
Стимулом для написания письма служит вербальное описание ситуации общения. В задании сформулированы требования (логическая схема высказывания): рассказать о своих школьных результатах и планах на каникулы, расспросить друга о его планах на каникулы и пригласить его в гости, которые служат опорой и определяют содержание письма. Стимулом для написания личного письма может быть также письмо друга по переписке.
Для оценки коммуникативно-ориентированных заданий по письменной речи используются специально разработанные критерии, которые включают ряд качественных характеристик.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Валгина Н. С. Теория текста. – М.: Логос, 2004. – 280 с.
2. Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева. - Текст : электронный // Достижения науки и образования. - 2022. -№ 3 (83).
3. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. - Текст : непосредственный.
4. Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. инт им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - 230 с. - Текст : непосредственный.
5. Глезер, В. А. Развитие речи учащихся при изучении биографии А. Н. Радищева и глав из его книги «Путешествие из Петербурга в Москву» / В. А. Глезер. - Текст : непосредственный / / Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - С. 187-198.
6. Дронь, Е. Н. Квазитекст на уроках русского языка и литературы / Е. Н. Дронь, М. А. Стешенко. -Текст : электронный // Калининградский вестник образования. - 2020. - № 1. - С. 43-54.
7. Дюжева, О. А. Обучение описанию и повествованию на уроках развития речи (5-6 классы) литературы / О. А. Дюжева. - Текст : электронный // Калининградский вестник образования. - 2020. - № 1. -С. 56-60.
8. Залуцкая, С. Ю. Практика формирования навыков устной коммуникации в процессе литературного образования школьников / С. Ю. Залуцкая, М. Я. Мишлимович. - Текст : электронный // Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 1 (05). - С. 83-91.
9. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. – М.: Международные отношения, 1997. – 208 с.
10. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 352 с.
11. Колокольцев, Н. В. Общие вопросы развития речи в процессе изучения литературы / Н. В. Колокольцев. - Текст : непосредственный // Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - С. 3-10.
12. Коновалова, М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока / М. В. Коновалова. - Текст : электронный // Русский язык и литература. - 2015. -№ 10. - С. 2-13.
13. Кудашева, З. К. Методика обучения литературе : учебное пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов / З. К. Кудашева, С. М. Магдиева. - Ташкент : Изд-во «ALOQACHI», 2008. - 264 с. - Текст : непосредственный.
14. Левшина, Э. С. Развитие образного строя речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка и литературы / Э. С. Левшина. - Текст : электронный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 1 (70).
15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Смысл, 2003. - 390 с.
16. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000. - 489 с.
17. Никитина, Е. И. Русская речь. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013. - 591 с.
18. Пылаева, Т. Ю. Речевые компетенции в современной школе / Т. Ю. Пылаева. - Текст : непосредственный // Русская словесность. - 2010. - № 4. - С. 48-52.
19. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе : пособие для учителя / сост. В. Я. Коровина. - М. : Просвещение, 1985. - 143 с. - Текст : непосредственный.
20. Харитонова, О. Ю. Уроки развития речи в системе литературного образования в 5 классе : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Харитонова Ольга Юрьевна. - М., 2004. - 16 с. - Текст : непосредственный.