Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в рамках реализации действующего Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) процесс обучения детей осуществляется посредством физического, интеллектуального, личностного, культурного развития и формирования учебной мотивации.
В «Программе дошкольного воспитания и обучения» особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, в основе которого лежит знание возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей дошкольников.
Физическое воспитание считается одним из приоритетных направлений образовательного процесса, так как от физического состояния ребёнка зависит его здоровье, познавательный интерес и учебные достижения. Именно поэтому педагоги не перестают исследовать особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Научное обоснование методики физического воспитания дошкольников нашло отражение в работах Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошиной, Г. Домана, А.Н. Ноткиной и мн. др.
Многочисленные исследования отмечают тот факт, что в дошкольном возрасте многие дети не способны овладеть качественными двигательными движения. Это можно объяснить, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников, низкой концентрацией внимания, слабой сосредоточенностью, неокрепшей опорно-двигательной системой. Особое внимание в физическом воспитании отводится детям с отклонениями в развитии.
У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения в развитии двигательной сферы, нарушение регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка.
Среди различных методов развития двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии можно выделить использование Недели здоровья.
На сегодняшний день нет методических разработок по проведению «Недели здоровья» для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
В связи с тем, что проведение оздоровительных развивающих и коррекционных мероприятий оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, то существует необходимость в реализации данных задач в системе дошкольного образования детей с отклонениями в развитии.
Актуальность темы исследования определяется разрешением противоречия между необходимостью развития двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии и обоснованием использования Недели здоровья как средства развития двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии.
Цель исследования – рассмотреть особенности преодоления трудностей ребенка с отклонениями в развитии в формировании двигательных умений и навыков.
Объект исследования – процесс развития двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии.
Предмет исследования - особенности преодоления трудностей ребенка с отклонениями в развитии в формировании двигательных умений и навыков. Задачи:
1. Охарактеризовать особенности двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии;
2. Изучить методы формирования двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии;
3. Определить уровень двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии;
5. Разработать методическое рекомендации организации работы воспитателя по формированию двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии средствами Недели здоровья.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы.
- эмпирические – диагностика, педагогический эксперимент.
База исследования:
Практическая значимость исследования: представленный в работе материал может быть использован воспитателями в формировании двигательных умений и навыков у дошкольников с отклонениями в развитии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Дошкольный возраст считается самым энергичным периодом в жизни детей. В это время ребёнок начинает первый раз ходить, бегать, прыгать. Всё это даётся ему с большим трудом. Но в тоже время такая двигательная активность позволяет ребёнку развиваться. Это объясняется тот факт, что в основе жизни заложено движение [6].
Исследования в области биологии, медицины, физиологии рассматривали различные аспекты движения как жизненного процесса. В науке его ассоциируют со следующими синонимами «двигательная активность», «психомоторная активность», «физическая активность».
Исследователь А. Г. Щедрина показала связь двигательной активности и общего развития ребенка. В процессе движения ребёнок учится управлять своим телом, развивает зрительно-пространственные и моторные навыки. Движения позволяют развивать и психические качество такие как внимание, память [7].
Подобное доказывает, что движение- это физиологическая потребность организма, которая обеспечивает развитие всех органов.
Физическое развитие человека определяется несколькими психофизическими качествами: силой, выносливостью, быстротой, ловкостью. Каждое из этих физических качеств развивается на протяжение дошкольного и школьного возраста [2].
Двигательное умение – это результат сознательного обучения, такой уровень владения двигательным действием, который отличается постоянным контролем сознания за способом решения двигательной задачи.
Двигательный навык – это такой уровень владения действием, когда управление движениями происходит автоматизировано, то есть сознание контролирует только способы повышения эффективности и целесообразности действия.
Формирование умений и навыков возможно лишь на основе приобретённых знаний о сущности поставленной двигательной задачи, способах и условиях её решения.
Начальное формирование всех двигательных навыков происходит именно в раннем возрасте. В это же время учёные отметили и их бурное развитие в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка активно растёт тело, увеличивается его масса и, как следствие, мышцы и сила, происходят изменения в опорно-двигательной аппарате. Из-за такого быстрого роста дети не всегда способны управлять своим телом. Многие сложные движения выполняются детьми неловко.
В. Г. Фролова в своих исследованиях изучала развитие количественных движений в разные годы жизни ребёнок. Автором было выделено, что ребенок 5 лет способен выполнить 67 упражнений за минуту, а в 6 лет это число варьируется от 70 до 74 движений. В возрасте 7 лет ребёнок уже способен выполнить 82 упражнения в минуту [2].
Наибольшая двигательная активность у детей наблюдается на свежем воздухе.
Дети 6-7 лет наиболее активные и обладают значительными двигательными качествами. У детей много энергии. Они способны энергично двигаться в течение 30 минут. Но несмотря на повышенную активность у детей отмечается низкие показатели качественности в движениях:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [7], [9].
К базовым проявлениям ловкости относят формы управления своим телом и движениями. В основе физиологических процессов лежат нервные реакции организма, которые имеют индивидуальный характер и определяют уровень развития проявления ребенком темпа, амплитуды и характера движений, их направление, обеспечиваемое сокращением и расслабление мышц. Поэтому уровень развития ловкости в большей части зависит от уровня развития нервной системы, нежели от морфологических и биологических характеристик [19].
Ребенок проявляет ловкость в управлении своими движениями. В самом начале своего развития нервные окончания ещё не позволяют ребёнку координировать свои движения, но с последующим развитием ребенка он все больше и тщательнее осваивает движения, получая тем самым опыт, запоминая их и совершенству с каждым годом.
Двигательные умения и навыки детей дошкольного возраста определяется на основании следующих способностей:
- ребенок может выполнить сложное координационное действие;
- ребенок способен изменять движения в пространстве и времени;
- ребенок способен точно и качественно воспроизводить движения с учетом времени и пространства [1].
Дети, получающие достаточное количество физической нагрузки, отличаются высоким уровнем физического развития, свидетельствующим о состоянии центральной нервной системы и работе внутренних органов. Состояние физического развития часто напрямую связано с частотой заболеваемости ребенка, его активностью, способностью быстро восстановиться [21].
Подходит, можно сказать, что дошкольный период является наиболее восприимчивым периодом в обучении ребенка двигательным навыкам и умениям. Несмотря на недостатки в развитии двигательных качеств у дошкольников, их можно развивать в процессе роста и развития ребенка.
1.2 Особенности двигательных умений и навыков у детей с отклонениями в развитии
Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций [].
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:
- с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- умственно отсталые;
- с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения [].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
- У детей низкий уровень сенсорного развития. Это значит, что на получение и обработку сенсорной информации уходит больше времени, и эти дети не обладают достаточными знаниями об окружающем мире.
- У детей низкий уровень восприятия. Это проявляется задержкой получения и обработки сенсорной информации, у этих детей нет достаточных знаний об окружающем мире;
- Пространственные представления сформированы недостаточно; дети с ограниченными возможностями часто не могут полноценно анализировать форму, симметрию, идентифицировать части построенных фигур, выравнивать конструкции, соединять их в единое целое.
- Внимание неустойчиво, рассеяно, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Дефекты в организации внимания обусловлены плохим развитием интеллектуальной деятельности детей, несовершенным самоконтролем, низким чувством ответственности и интересом к учебе.
- Память ограниченная, долговременная кратковременная, логико-механическая, речево-зрительная, доминантная.
- Снижается познавательная активность, замедляется обработка информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление более развито, чем наглядно-образное и особенно вербально-логическое.
- Снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая активность не отображается. Сюжет игры простой, способы общения и сами игровые роли плохие.
- Речь – нарушение речевых функций, не сформированы все компоненты языковой системы.
- У детей наблюдается низкая работоспособность вследствие повышенной утомляемости и психомоторной расторможенности.
- Имеются изменения в произвольном поведении, такие как психическая нестабильность, расторможенность влечений и мотивации к обучению.
В результате дети не имеют достаточного развития психологических условий для овладения полноценными навыками учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
Литература
3. Адаптивное физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской федерации, Севастопольский государственный университет, Центр физической культуры и спорта, кафедра физвоспитание и спорт; сост. Т.А. Жмурова, С.М. Рябцев. – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2021. - 98 с.
4. Антонюк, С.Д. Воспитание координационных способностей у детей с особенностями психического развития / С.Д. Антонюк // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 3. - С. 22–23.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -Москва . : Академия, 2020. - 416 с.
6. Водяницкая, А.И. Организация занятий по физической культуре с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья / А.И. Водяницкая // Физическая культура в школе. - 2019. - № 5. - С. 2-7.
7. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. - М., 2020. - 176 с.
8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. – 2020. – №5. – С. 67-72.
9. Игнатова Л.В., Волик О.И, Кулакова В.Д., Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах – М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 144с.
10. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие. – Москва : ВЛАДОС, 2019. – 167 с.
11. Казакова, О. А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток / О.А. Казакова / Интернет-журнал Науковедение. – 2020. – Т. 7. – №. 3 (28).-С. 71-74.
12. Кустова, И. А. Программное обеспечение занятий по физической культуре в детском саду детей 6-7 лет / И. А. Кустова, А. В. Старостина // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа : монография. – Петрозаводск : Новая наука, 2021. – С. 132-155.
13. Соломин, В.П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 4 (44). - С. 15-17.
14. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / ред.: С.П. Евсеев, С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2019. – 392 с.
Ресурсы интернет
15. Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей дошкольников / И. В. Демидова // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 19.05.2024).
16. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина // Молодой ученый. — 2019. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35353/ (дата обращения 21.05.2024).
17. Хижняк, О. В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде / О. В. Хижняк, Я. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66205/ (дата обращения: 22.05.2024.