Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена широким спектром возможностей для выбора хобби у молодежи современного общества. Данный аспект вызывает необходимость изучения их отношения к этому процессу. Хобби не только влияет на личностное развитие, но и способствует формированию навыков, которые могут быть полезны в будущем. Отсутствие ясного понимания своих интересов и предпочтений может ограничить молодых людей в выборе, что, в свою очередь, отражается на их мотивации и уровне удовлетворенности жизнью.
Выбор хобби молодежи сегодня становится актуальным вопросом, поскольку он напрямую связан с их социальной адаптацией и эмоциональным состоянием. Интерес к различным видам деятельности позволяет молодежи лучше ориентироваться в мире, находить единомышленников и развивать личные качества. Важно отметить, что хобби могут не только приносить удовольствие, но и служить основой для будущей профессии или бизнеса.
Степень изученности проблемы. Вопрос досуга давно привлекает внимание исследователей из различных областей науки. Ещё в античные времена и период средних веков философы проявляли интерес к этому явлению. Так, в трудах Аристотеля [5], А. Шопенгауэра [29] и Р. Декарта [10] досуг рассматривается с точки зрения свободы, саморазвития и социального статуса. Впоследствии тема досуга и свободного времени была затронута такими выдающимися социологами, как Э. Дюркгейм [11], М. Вебер [7] и Т. Парсонс [22]. В современной отечественной социологии этой проблемой занимались такие учёные, как Г. П. Орлов[19], А. Ф. Воловик[8], Г. А. Евтеева[12], Э. В. Соколов [25], В. Я. Суртаев [28], Л. Н. Коган [14] и В. А. Ядов [30].
Объект исследования – студенты СГУПС 1-3 курсов. Предмет исследования – отношение молодежи к выбору хобби.
Цель исследования – изучить отношение студенческой молодежи СГУПС к выбору хобби и факторы, влияющие на этот выбор.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих исследовательских задач:
определить различные аспекты, которые влияют на выбор хобби студентами СГУПС;
выявить факторы, влияющие на выбор хобби молодежью;
определить проблемы, связанные с выбором хобби студенческой молодежи СГУПС.
Методы исследования.
Методом исследования будет использован количественный метод – анкетирование. Этот метод позволит собрать необходимую информацию в короткие сроки и систематизировать данные о предпочтениях молодежи в выборе хобби.
Инструментарий исследования – анкета, составленная в соответствии с операционализацией понятий и их эмпирической интерпретацией.
В рамках исследования выдвигаются следующие гипотезы:
студенты активно участвуют в различных хобби, что способствует их личностному развитию;
на выбор хобби молодежи в основном влияет место проживания, детство, блогеры, различные медийные лица;
большая часть студенческой молодежи не имеет четкого представления о своих увлечениях и интересах;
проблемы в выборе хобби связаны с нехваткой времени и финансовых возможностях.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
В современном обществе досуг занимает важное место в жизни человека любого возраста, а особенно в жизни молодого поколения. Это связано прежде всего с динамичным образом жизни и потребностью в отдыхе и смене обстановки. Еще одним важным фактором выступает развитие рыночной экономики и высокой конкуренции в сфере услуг из-за чего возрастает количество вариантов для выбора хобби.
Досуг уже длительное время является предметом исследования для специалистов в области социологии. Особое внимание ученые уделяют вопросам того, как люди проводят свободное время, какие выбирают формы досуга и какие факторы влияют на их выбор в большей степени.
По отношению к досугу хобби является более узким понятием, поскольку обозначает не просто развлечение, а увлечение человека, на которое он тратит время не единожды, а с некоторой периодичностью, стремясь достичь в выбранном деле определенного уровня мастерства [4, c. 296].
А. С. Анушина в своем исследовании предлагает классификацию хобби разделив их на пассивные и активные виды.
К активным видам предлагается относить хобби, связанные со спортом. Прежде всего это классические виды спорта (биатлон, футбол, легкая или тяжелая атлетика и т.п.), а также экстремальные виды спорта (альпинизм, серфинг, паркур и т.д.). Кроме спорта, к активным видам хобби А.С. Анушина также относит лесные прогулки, охоту, рыбалку, катание на роликах или велосипеде. Такое хобби обычно выбирают, имея желание развить определенные физические навыки или получать регулярную эмоциональную разгрузку.
К пассивным хобби относятся такие виды деятельности, которые не требуют серьезных затрат сил и в большей степени направлены на умственное развитие или психологическую разгрузку. Сюда относится игра на музыкальных инструментах, кулинария, вышивание, коллекционирование, садоводство и т.д.
Выделяется также ряд специфических групп, связанных со спецификой их направленности. Так, выделяются интеллектуальные хобби (шахматы, судоку, кроссворты), модные хобби (блогерство, маникюр, наращивание ресниц) и другие.
Важной чертой современного общества является его цифровизация, которая оказывает влияние на все его сферы, в том числе и на сферу досуга. Многие виды хобби были бы не доступны такому широкому кругу обывателей в другой исторический период времени, но в современном мире благодаря широкому распространению интернета практически любой человек может развить свои знания и даже навыки практически в любой интересующей его сфере, при этом не затрачивая на это больших финансовых средств.
Представляется целесообразным рассмотреть более подробно место хобби в сфере досуга.
Основные подходы к пониманию досуга можно условно разделить на три категории: досуг как активное использование свободного времени; досуг как эквивалент понятия «свободное время»; и досуг как форма развивающей деятельности, выбираемой по личному желанию. Согласно мнению В. А. Ядова, досуг представляет собой часть свободного времени, посвящённую личному потреблению материальных и духовных ценностей, либо самоценную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью повседневной жизни и направленной на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении и саморазвитии.
Г. П. Орлов объединяет различные подходы к пониманию досуга и предлагает следующее определение: досуг — это совокупность занятий, которыми человек занимается в свободное время для удовлетворения своих физических, психических и духовных потребностей [20, c. 5]. И. В. Саркисова трактует досуг как деятельность, осуществляемую в свободное время, которая выбирается добровольно, определяется потребностями и интересами человека и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние [23, c7]. Э. В. Соколов рассматривает досуг как период, когда возможен свободный выбор занятий, сочетая отдых с физической и умственной активностью [24, c. 143].
М. Каплан рассматривает досуг как ключевой элемент культуры, тесно связанный с такими важными аспектами жизни, как работа, семья и политика. Свободное время, по его мнению, — это не просто период для восстановления сил, а нечто гораздо более значимое [1, c. 300]. Г. Зборовский называет досуговую деятельность «ядром» свободного времени [13, c. 305]. В терминологии Карла Маркса свободное время включает и досуг, и так называемую «более возвышенную деятельность». Если досуг чаще всего связан с отдыхом, развлечениями и восстановлением сил, потраченных на работу или учёбу, то «более возвышенная деятельность» подразумевает занятия, способствующие личностному развитию, такие как творчество, любительский труд, общественная работа и физические упражнения. При этом оба понятия не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Досуговая деятельность помогает удовлетворять потребность человека в активности. Важно подчеркнуть, что она охватывает чрезвычайно широкий спектр направлений. В отличие от других видов активности, цели и содержание досуговой деятельности определяются самим человеком, исходя из его уровня нравственного и культурного развития. Досуговая деятельность может принимать различные формы: социально полезную, социально нейтральную и асоциальную. Социально полезная деятельность направлена на благо общества, способствует укреплению социального потенциала и формированию нравственных ценностей у её участников. Социально нейтральная деятельность не имеет явной социальной цели, оставаясь нейтральной по своему воздействию. Асоциальная деятельность, напротив, не только не способствует личностному развитию, но и может мешать достижению социальных целей, нарушая моральные и этические нормы.
Пол, возраст и уровень материального благополучия оказывают значительное влияние на досуговые предпочтения молодежи. Для начала важно уточнить, кто относится к молодежи. По определению И. С. Кона, молодежь представляет собой социально-демографическую группу, которая выделяется по совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и связанных с ними социально-психологических черт [15, c. 105]. Молодость как этап жизненного цикла является биологически универсальным явлением, однако её возрастные границы, социальный статус и психологические особенности определяются историческими и культурными условиями, а также особенностями социализации, характерными для конкретного общества.
Досуговая деятельность играет важную роль в процессе социализации молодежи, оказывая влияние на различные аспекты её жизни. Для большинства молодых людей досуг связан с общением со сверстниками и проведением времени за пределами дома. В юности именно досуг становится той областью, где молодые люди могут проявить независимость и самостоятельно принимать решения, что редко возможно в других сферах их жизни, где значительное влияние оказывают родители. Кроме того, молодежь активно формирует группы по интересам и присоединяется к субкультурам, что связано с сильной потребностью в эмоциональных связях и принадлежности к коллективу.
Досуг является важным компонентом жизни современного общества, особенно значимым для молодежи. Он выполняет ключевые функции в физическом, психологическом и культурном развитии личности, а также способствует социализации, саморазвитию и формированию групповых связей.
Современные исследования подчеркивают разнообразие форм досуговой деятельности, от активных (спорт, прогулки, экстремальные виды) до пассивных (хобби, направленные на умственное развитие). При этом хобби выделяется как регулярное увлечение, связанное с достижением мастерства и саморазвития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Kaplan M. Leisure: Theory and Policy. — New York: Wiley, 1960. — 320 p.
2. Kendo T. Leisure and Recreation Management. — 5th ed. — London: Routledge, 2010. — 624 p.
3. Антонова Л. Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. — 2012. — № 6. — С. 253–257.
4. Анушина А. С. Хобби как способ досугового времяпрепровождения молодежи // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 2 (42). — С. 295–300.
5. Аристотель. Политика / пер. с древнегреч. В. П. Карпов. — М.: Эксмо, 2016. — 480 с.
6. Бусарова О. Р. Увлечения студентов с различным уровнем мотивации достижения успеха // Наука и школа. — 2012. — № 4. — С. 146–149.
7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем. А. Н. Никифоров. — М.: Прогресс, 1990. — 352 с.
8. Воловик А. Ф. Социология досуга. — М.: Высшая школа, 1989. — 192 с.
9. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2006. — 335 с.
10. Декарт Р. Размышления о первой философии / пер. с лат. и франц. В. В. Соколов. — СПб.: Наука, 2002. — 256 с.
11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с франц. С. А. Резник. — М.: Канон-Пресс-Ц, 1996. — 432 с.
12. Евтеева Г. А. Досуговая деятельность молодежи: социологический аспект. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 168 с.
13. Зборовский Г. Е. Социология молодежи: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 368 с.
14. Коган Л. Н. Свободное время и образ жизни. — М.: Политиздат, 1974. — 176 с.
15. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
16. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 496 с.
17. Мюррей Г. Тематический апперцептивный тест // Проективные методы в психологии: учеб. пособие / под ред. В. В. Шпунтова. — Самара: Самарский университет, 2021. — С. 15–28.
18. Опарин Г. А. Праздничный потенциал социально-культурного развития // Концепт. — 2015. — Т. 13. — С. 2676–2680.
19. Орлов Г. П. Досуг и культура: социологический анализ. — М.: Наука, 1987. — 240 с.
20. Орлов Г. П. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социологические исследования. — 2004. — № 2. — С. 3–12.
21. Оронова А. В. Влияние интернет-активности на досуг молодежи // Молодежь и общество. — 2018. — № 4. — С. 45–52.
22. Парсонс Т. Социальная система / пер. с англ. под ред. В. Ф. Чесноковой. — М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
23. Саркисова И. В. Свободное время и духовное развитие молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. — СПб., 1992. — 8 с.
24. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. — Л.: Лениздат, 1977. — 207 с.
25. Соколов Э. В. Свободное время и личность. — М.: Мысль, 1976. — 224 с.
26. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. — 2-е изд. — М.: МГУКИ, 2003. — 297 с.
27. Суровенкова М. А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2013. — № 1. — С. 67–72.
28. Суртаев В. Я. Социология досуга: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 304 с.
29. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / пер. с нем. Н. А. Станкевич. — М.: Академический проект, 2017. — 864 с.
30. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972. — 280 с.