Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования и степень ее разработки. Охрана общественного порядка является одной из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами в любой стране. В условиях современного общества, где уровень преступности и правонарушений может варьироваться, а также в свете глобальных изменений, таких как миграционные процессы, экономические кризисы и социальные волнения, необходимость в эффективных механизмах обеспечения безопасности граждан становится особенно актуальной. В данном контексте работа УМВД России по Калининградской области представляет собой интересный и важный объект исследования, так как именно на уровне региональных структур осуществляется непосредственное взаимодействие с населением и местными органами власти.
Глава 1. Характеристика деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка
1.1. Теоретические аспекты деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка
К важнейшим современным задачам относятся такие аспекты, как поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В этом направлении свою деятельность осуществляет большое количество субъектов.
Основной спектр функций в вопросах регулирования общественного порядка и обеспечения общественной безопасности возложен на правоохранительные органы, в первую очередь на полицию. Полиция и иные государственные органы, а также организации ведут постоянную работу по пресечению правонарушений, используя не только правовые средства, но и средства морального воздействия, такие как принуждение и убеждение.
Указанные аспекты необходимо обеспечивать посредством системной работы по совершенствованию нормативной базы регулирования общественного порядка и общественной безопасности полицией .
Общественный порядок и общественная безопасность являются основополагающими элементами безопасности граждан, общества и государства. Исходя из сложившейся в Российской Федерации ситуации, их состояние нельзя признать удовлетворительным. Это обусловлено следующими причинами:
1.2. Организационно-правовые аспекты деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка
Нормативное закрепление понятия «общественная безопасность» дано в Концепции общественной безопасности Российской Федерации, принятой в 2013 г.
Таким образом, общественная безопасность есть не что иное, как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Концепция является основополагающим документом, определяющим государственную политику в данной сфере. Она содержит перечень основных профилактических мер, а также перечень методов и приемов, направленных на совершенствование нормативной правовой базы в направлении обеспечения общественной безопасности. Важной особенностью является создание государственных систем контроля за состоянием общественной безопасности, разработка и последующее утверждение целевых программ.
1.3. Социально-экономические аспекты деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка
Рассматривая социально-экономические аспекты деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка необходимо обратить внимание на круг данных субъектов и их полномочия в казанной области.
Определяя круг субъектов обеспечения правопорядка в общественных местах, обращаем внимание на то, что их состав зависит от задач, стоящих перед тем или иным периодом развития государства. Так, А.В. Виссаров считает, что функцию обеспечения правопорядка в пределах своей компетенции реализуют все государственные органы, особое место среди которых занимают правоохранительные органы и иные правоохранительные структуры
При этом наибольший объем задач и полномочий по обеспечению правопорядка в общественных местах возложен на органы внутренних дел Российской Федерации, которые являются организаторами взаимодействия в этой сфере. Перечень участников мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка в целом и в общественных местах в частности, определяется в отдельных законодательных и программных документах, в том числе на субъектном и местном уровнях. Например, в качестве участников мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью» определены 18 центральных органов исполнительной власти . Д. Г. Заброда отмечает что координируют мероприятия по борьбе с преступностью, проводимые правоохранительными органами, органами федеральной безопасности, таможенными органами и иными правоохранительными органами во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами .
Глава 2. Анализ деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка на примере УМВД России по Калининградской области
2.1. Организационно-правовые аспекты деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка на примере УМВД России по Калининградской области
В качестве основы правого регулирования охраны общественного порядка в Калининградской области можно назвать следующие нормативные акты:
Закон Калининградской области от 26 июня 2015 г. № 435 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Калининградской области, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области»
Постановление Правительства Калининградской области от 22 июня 2016 г. № 317 «О некоторых мерах по реализации Закона Калининградской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Калининградской области, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области»
Распоряжение Губернатора Калининградской области от 24 июня 2016 г. № 363-р «Об Областном штабе по координации деятельности народных дружин»
Охрана общественного порядка представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение спокойствия, безопасности и защищенности граждан. В данном контексте работа УМВД России по Калининградской области обладает определенными особенностями. Обращая внимание на специфику региона, можно выделить применяемые в практике УМВД подходы и методы, а также их влияние на социальную обстановку.
Одной из главных задач, стоящих перед УМВД, является профилактика правонарушений. Эффективное предупреждение правонарушений требует не только работы самих правоохранительных органов, но и активного участия общества. Важным элементом этого взаимодействия становится информирование населения о надвигающихся угрозах и рисках, с которыми может столкнуться общество. УМВД активно использует мероприятия по поощрению граждан к сотрудничеству, акцентируя внимание на значении их вовлеченности в поддержание порядка.
Сотрудники УМВД России по Калининградской области применяют различные программы и инициативы, направленные на улучшение взаимодействия с общественностью. Например, мероприятия по повышению правовой культуры среди граждан, организуемые специалисты отдела по связям с общественностью, позволяют формировать у населения осознание собственной ответственности за соблюдение порядка. Открытые встречи, лекции и семинары позволяют не только наладить диалог с местными жителями, но и вовлечь их в процесс охраны общественного порядка .
Поддержка правопорядка включает в себя постоянный мониторинг обстановки в регионе и выявление потенциальных угроз. Важным инструментом в этом процессе является работа дежурных частей и патрульных служб, которые осуществляют оперативный контроль за ситуацией на улицах. Использование современных технологий, таких как видеонаблюдение, позволяет повысить уровень контроля и оперативности реагирования на происшествия, что способствует укреплению доверия населения к правоохранительным органам.
Калининградская область, имеющая свои уникальные географические и исторические особенности, требует особого внимания к вопросам взаимодействия с различными группами населения. Учитывая многообразие культур и этносов, живущих в регионе, УМВД акцентирует чуткость к местным традициям и обычаям. Близость к границе с Европой добавляет иные аспекты в работу правоохранительных органов, в том числе вопросы, связанные с миграцией и адаптацией приезжих.
2.2. Социально-экономическая характеристика деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка на примере УМВД России по Калининградской области
Вопрос охраны общественного порядка становится особенно актуальным в условиях современного общества, когда увеличение различных социально-экономических проблем приводит к росту правонарушений. УМВД России по Калининградской области активно реализует мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с преступностью, обеспечивая безопасность граждан и стабильность общественной жизни.
Анализ мероприятий, проводимых УМВД, показывает, что значительная часть работы ориентирована на создание системы, обеспечивающей интеграцию усилий полиции, органов местного самоуправления и населения. Создание и реализация комплексных программ, направленных на борьбу с правонарушениями и профилактику преступности, основаны на данных статистики и социологических исследований, проводимых в регионе. Например, по программе "Безопасный регион" осуществляется мониторинг ситуации в различных сферах общественной жизни, что позволяет выявлять наиболее проблемные точки и сосредоточить ресурсы на их устранении.
Одной из приоритетных задач является также формирование у граждан ответственности за соблюдение законности и общественного порядка. УМВД активно сотрудничает с образовательными учреждениями, проводя лекции и семинары о значении правовых норм и последствиях правонарушений. Вовлечение молодежи в правоохранительные мероприятия, такие как конкурсы, акции и проекты по волонтерству, способствует формированию правосознания и социальной ответственности .
Функция телефонной линии доверия служит эффективным инструментом для выявления случаев правонарушений и привлечения внимания к проблемным вопросам, с которыми сталкиваются граждане. Возможность скрытого обращения создает пространство для разрешения конфликтов и предупреждения преступлений на начальной стадии. Однако важно отметить, что эффективность работы данной службы зависит от информированности граждан и уровня доверия к правоохранительным органам.
Существуют примеры успешных операций и мероприятий, которые неоднократно способствовали повышению уровня безопасности. Например, систематическое проведение рейдов по выявлению нарушений общественного порядка, а также сотрудничество с представителями различных сообществ позволяет находить и устранять причины конфликтов до их вероятного возникновения. Участие сотрудников УМВД в культурных и досуговых мероприятиях также способствует снижению напряженности в обществе и укреплению доверительных отношений с населением.
2.3. Проблемы характерные для деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка на примере УМВД России по Калининградской области
В качестве первой проблемы следует назвать недоверие граждан деятельности органов публичной власти в области обеспечения охраны общественного порядка. Для решения данной проблемы необходимо организовать вовлечение граждан в данную деятельность.
Одним из важных аспектов работы УМВД России по Калининградской области является вовлечение граждан в поддержку правопорядка. Это направление деятельности не только укрепляет взаимодействие правоохранительных органов и населения, но и формирует активную гражданскую позицию, что в свою очередь способствует улучшению общественной безопасности и снижению уровня преступности .
Вовлечение граждан в процесс охраны общественного порядка происходит через различные формы сотрудничества и взаимодействия. Одной из традиционных форм является создание и активизация общественных советов при УМВД, которые включают в себя добровольных помощников, активистов и представителей общественных организаций. Данные советы выступают связующим звеном между правоохранительными органами и населением, позволяя гражданам вносить свои предложения и замечания по вопросам обеспечения правопорядка. Участники советов принимают участие в мероприятиях, направленных на профилактику правонарушений, что создает атмосферу доверия и взаимопонимания между полицией и обществом.
Кроме этого, активно используются различные информационные каналы для распространения информации о деятельности УМВД. Публикации в СМИ, социальных сетях и на официальном сайте ведомства помогают формировать общественное мнение о работе правоохранительных органов. Важно, чтобы население было вовлечено в обсуждение насущных проблем, связанных с безопасностью на территории области. Реакция граждан на сообщения о происшествиях, а также их мнение относительно проводимых акций может существенно повлиять на выбор методов работы полиции.
Заключение
Заключение данной работы подводит итоги исследования, посвященного охране общественного порядка на примере УМВД России по Калининградской области. В ходе анализа было выявлено, что охрана общественного порядка является одной из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами, и требует комплексного подхода, включающего взаимодействие с различными государственными и местными структурами, а также активное вовлечение граждан в процессы обеспечения безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.12.2024).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения15.12.2024).
3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867 (дата обращения: 01.12.2024).
4. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 01.12.2024).
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О полиции» // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 01.12.2024).
6. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»// СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ (дата обращения: 01.12.2024).
7. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.04.2024) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218// (дата обращения: 01.12.2024).
8. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/ (дата обращения: 01.12.2024).
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162172/ (дата обращения: 01.12.2024).
10. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280901/ (дата обращения: 01.12.2024).
11. Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 (ред. от 24.10.2023) «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48613) // СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75673// (дата обращения: 01.12.2024)
12. Закон Калининградской области от 26 июня 2015 г. № 435 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Калининградской области, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области» // Официальный сайт Управления внутренних дел Калининградской области URL: https://39.мвд.рф/activities/militias-39/laws (дата обращения: 01.12.2024).
13. Распоряжение Губернатора Калининградской области от 24 июня 2016 г. № 363-р «Об Областном штабе по координации деятельности народных дружин» // Официальный сайт Управления внутренних дел Калининградской области URL: https://39.мвд.рф/activities/militias-39/laws (дата обращения: 01.12.2024).
14. Постановление Правительства Калининградской области от 22 июня 2016 г. № 317 «О некоторых мерах по реализации Закона Калининградской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Калининградской области, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области» // Официальный сайт Управления внутренних дел Калининградской области URL: https://39.мвд.рф/activities/militias-39/laws (дата обращения: 01.12.2024).
Книги
15. Административная деятельность ОВД : учебник для вузов / М. В. Костенников [и др.] ; под редакцией М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 579 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18375-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534880 (дата обращения: 24.12.2024).
16. Заброда Д.Г. Организация взаимодействия милиции общественной безопасности с местными органами власти и общественностью: учебн. пособие / под ред. канд. юрид. наук Д.Г. Заброды. - Днепропетровск, ДГУВД, 2009. – 146 с. - ISBN 978-5-6041753-6-1
Авторефераты диссертаций
17. Веремеенко И.И. Механизм административноправового регулирования в сфере охраны общественного порядка : автореферат диссертации кандидата юридических наук 12.00.05./ Иван Иванович Веременнко ; [Место защиты: Москва ВНИИ МВД СССР]. – Москва 1981. - 22 с.
18. Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): автореферат диссертации кандидата юридических наук 12.00.07./ Анатолий Васильевич Виссаров ; [Место защиты: Москва Московский универсиситет МВД ]. – Москва 2003. – 24 с.
19. Заброда Д.Г. Взаимодействие субъектов борьбы с коррупцией (административно-правовой аспект):: автореферат диссертации кандидата юридических наук 12.00.07./ Дмитрий Георгиевич Заброда ; [Место защиты: Киев]. – Киев 2005. – 20 с.
Статьи
20. Волков Е.Г. Модели взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества // Право и общество. 2021. № 6. С. 78–85.
21. Зайцева О.В. Эффективность работы УМВД в условиях пандемии // Актуальные вопросы общественной безопасности. 2022. № 4. С. 33–41.
22. Занина Т. М., Федотова О. А.. Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности как основные направления деятельности полиции: проблемы правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. №. 1 (44). С. 154-160.
23. Иванова Т.Ф. Влияние общественного мнения на деятельность правоохранительных органов // Социология и право. 2023. № 2. С. 90–97.
24. Коротких А. Г. К дискуссии о понятии «общественный порядок» : проблемы применения в административном законодательстве // Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2016. № 2 (25). С. 168.
25. Кузнецов А.В. Охрана общественного порядка: современные аспекты // Правоохранительные органы: проблемы и перспективы. 2019. № 3 С. 15–22.
26. Лазарев В. В., Попов Л. Л., Розин Л. М. Правовые основы ООП : учеб. пособие. М., 1987. С. 9.
27. Магомедов Ш.Б., Гаджиев А.Ш.. Конституционно-правовой механизм реализации полномочий местного самоуправления в обеспечении охраны общественного порядка // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С.. 81-85.
28. Михайлов П.С. Профилактика правонарушений: опыт УМВД России по Калининградской области // Журнал криминологии. 2022. № 1. С. 22–29.
29. Никитина И.Ю. Анализ преступности в Калининградской области: статистика и прогнозы // Российский статистический журнал. 2021. № 2. С. 45–53.
30. Петрова Л.А. Проблемы охраны общественного порядка в современных условиях // Научный вестник. 2020. № 5. С. 68–75.
31. Сидорова Е.Н. Роль УМВД в обеспечении общественной безопасности на территории региона // Безопасность и право. 2020. № 4. С. 30–35.
32. Смирнов А.Н. Стратегии обеспечения общественного порядка в Калининградской области // Вестник МВД России. 2021. № 7. С. 55–62.
33. Усманов Д.Р. Ковалев Т.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №. 11-4 (86), С. 235-237.
34. Фёдоров Д.В. Общественный порядок и взаимодействие полиции с населением // Охрана правопорядка. 2023. № 3. С. 10–18.