Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В век глобализации и огромных информационных потоков потребность общества в самостоятельных, грамотных людях, обладающих навыками работы с информацией, как никогда возрастает. Важно не только уметь находить информацию, но и извлекать ее, понимать, анализировать, отделять существенное от несущественного, обобщать и систематизировать.
Умение работать с информацией становится основой, необходимым базисом для получения знаний, расширения кругозора и достижения успеха в любой сфере. В младшем школьном возрасте закладываются основы «обучаемости», развиваются начальные навыки работы с информацией, а также общие аналитические способности.
Личность человека всегда вызывала большой интерес у представителей научной и творческой сфер. Образ человека всегда находится в центре внимания при создании художественных произведений. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, заключающееся в том, что, изображая их внешность, писатель раскрывает типичный характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним. Характеристики литературного портрета зависят от индивидуального стиля автора, жанра и способа воплощения им общей эстетики эпохи. Через портрет автор показывает читателю свой взгляд на мир, свою систему ценностей и отношений.
На этом основании можно сказать, что только человек, у которого уже в раннем школьном возрасте развиты аналитические способности, способен усваивать, воспринимать и анализировать новую информацию на протяжении всей жизни.
Аналитические способности являются частью информационной грамотности, которая является одной из ключевых компетенций школьника.
Противоречие исследования заключается в необходимости развития умений составления портрета персонажа на уроках литературного чтения у младших школьников.
Проблема исследования: недостаточная сформированность умений составления портрета персонажа на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования данной курсовой работы: изучить приемы создания портрета персонажа на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: составление портрета персонажа на уроках литературного чтения в начальной школе будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
• Применение технологии ТРИЗ на уроке литературного чтения;
• Использование технологии сотрудничества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследовнаия:
1. Изучить понятие «портрет персонажа».
2. Учитывать особенности формирования навыков составления портрета персонажа у учащихся младших классов.
3. Провести экспериментальную работу и проверить эффективность разработанных заданий по характеристике персонажей на уроках литературы.
Методы исследования: теоретические, практические.
Практическая значимость: Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации уроков по формированию умений составления портрета персонажа на уроках литературного чтения младшими школьниками.
База исследования:
Глава 1. Теоретико-методологические основания примене ния составления портрета персонажа на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1. Требования ФГОС НОО к читательским умениям детей младшего школьного возраста
Сегодня умение человека читать высоко ценится во всем мире: ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается спад читательской культуры населения. За последние двадцать лет существенно изменилось отношение к чтению, его роли в образовании и в повседневной жизни. Поэтому этой проблеме в настоящее время уделяется особое внимание. Современная ситуация характеризуется отсутствием интереса детей и их родителей к книгам, особенно художественным, а также низкой грамотностью чтения даже среди выпускников школ. Нас может беспокоить только уровень языковой компетенции, культура общения и предпочтение русского слова перед иностранной лексикой.
Современное качество обучения литературному чтению в начальной школе определяется степенью овладения учащимися ключевыми компетенциями - умением самостоятельно работать в учебном процессе, применять универсальные образовательные меры, полученные в школе, знаниями и умениями в практической деятельности и в повседневной жизни [2]. Этим объясняется актуальность проблемы в современном образовании формирования знаний, умений, умений и способов действия у учащихся начальных классов, определяя умение чтения как один из ключевых навыков, составляющих основу умения учиться. Основной целью уроков литературного чтения в начальной школе является формирование навыков чтения, осознание себя как образованного читателя, умеющего использовать читательскую деятельность как средство самообразования [3].
Некоторые требования Государственного образовательного стандарта начального общего образования к навыкам чтения детей младшего школьного возраста:
1. Понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Признание важности чтения для развития личности, развития представлений о мире, российской истории и культуре, основных этических идеях, понятиях добра и зла, морали.
3. Понять роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, ознакомительное, выборочное чтение, поисковое).
4. Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и особенности различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам персонажей.
5. Достичь уровня читательской компетентности, необходимого для дальнейшего образования, т.е. час овладеть техникой чтения вслух и чтения про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и трансформации художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий.
1.2. Составление портрета персонажа: методы и приёмы
Следует отметить, что проблема изучения литературных образов учащимися начальной школы является одной из важнейших методических проблем современного образования.
Литературные персонажи играют важную роль в раскрытии идейного смысла литературных произведений. Поэтому уровень восприятия и понимания персонажей определяет общее отношение ученика к произведению в контексте восприятия его идейного содержания. Литературные персонажи отражают общий опыт автора, а также выражают важнейшие характеристики людей того времени или прошедшей эпохи.
Литературные персонажи представляют собой разнообразные человеческие типы, которые раскрывают свой характер в конкретных исторических условиях.
Особая воспитательная ценность чувств, вызываемых литературными героями, обусловлена тем, что они тесно связаны с этическими представлениями, а также обладают значительным нравственным потенциалом, оказывающим серьезное воспитательное воздействие на образ, поступки и поведение конкретного человека. Таким образом, свойства характера изображения обусловлены его познавательной и воспитательной ценностью и определяются особым вниманием, уделяемым проблеме изучения данной темы. В то же время указанная проблема разрабатывалась на протяжении многих лет в отечественной методической литературе: М.А. Рыбниковой, Н.И. Кудряшовым, В.В. Голубковым, Н.О. Корстом, В.А. Никольским и др. [10]
В настоящее время эта металлургическая проблема продолжает оставаться в центре внимания методистов: В.Г. Маранцмана [3], Н.Я. Мещерякова [5] и др.
При этом методисты отмечают важность действия в контексте изучения персонажей художественных произведений и подчеркивают значительную познавательную и воспитательную роль персонажа.
Для детей младшего школьного возраста работа над литературными персонажами особенно важна.
Следует отметить, что работа учащихся младших классов над образами в произведениях должны активизировать мыслительные процессы, способствовать развитию речи у этих детей, а также воспитывать эмоции, эстетические чувства и нравственные качества. Однако процесс изучения литературных персонажей детьми младшего школьного возраста сам по себе остается проблемой, недостаточно разработанной в специальных методиках русского языка [2].
По этой причине данная тема требует дальнейшего тщательного исследования.
Важным направлением методической системы работы по изучению литературных персонажей является, в частности, вопрос обогащения речи учащихся младших классов «психологической» лексикой. В специальной методической литературе отмечается, что данная семантическая группа лексики встречается в речи младших школьников крайне редко. Слова, которые они используют для обозначения качественных характеристик человека, неточны, плохо дифференцированы, а также часто употребляются слова с общим неточным значением: «хороший», «плохой».
Изучение этой категории слов имеет большое воспитательное значение для учащихся начальной школы.
Освоение детьми младшего школьного возраста слов, описывающих личностные характеристики людей, призвано расширить круг представлений этих детей о моральных поступках, помочь им в познании людей и самопознании. Определяя характер человека по его поступкам, можно развить у ученика начальной школы критическое отношение как к собственным поступкам, так и к поступкам сверстников [2].
Сложная задача — научить младших школьников правильно распознавать существенные черты персонажей и оценивать их поведение. И эта задача требует приемов и методов ее решения, учитывающих особенности чтения детей младшего школьного возраста, некоторые особенности их восприятия текста, а также некоторые недостатки в уровне развития языка. Поэтому необходим научно-методический подход к вопросам, связанным с изучением восприятия и понимания литературных персонажей детьми младшего школьного возраста, так как эта область психической деятельности детей недостаточно освещена. Оценка особенностей восприятия литературных персонажей детьми младшего школьного возраста в поисках рационального метода обучения чтению способствует оптимальному усвоению содержания художественных произведений, а то, что правильная оценка персонажей позволяет, по моему мнению, для оценки эффективности обучения чтению и улучшения познавательных и образовательных функций этого обучения [2].
Таким образом, данным исследованием предполагается определение методических путей, которые составляют структуру работы с литературными персонажами.
Беседа должна также вестись о расширении кругозора, повышении статуса мышления и речи учащихся, их умения соотносить собственный жизненный опыт с ситуациями из текста, в определенной мере осуществлять обобщение литературных материалов, максимально использовать потенциал для интеллектуального развития, для проверки правильности собственных суждений и поступков на примерах литературных персонажей.
Социальные условия и развитие духовной жизни общества приводят к возрастанию роли телевидения, театра, кино и музыки, которые значительно расширяют сферу общения людей с искусством.
При этом контакты младших школьников с произведениями искусства выходят за рамки академической работы. Однако подход школьников, в том числе и младших классов, к произведениям различных видов художественного творчества во многом зависит от того, как учитель организует изучение литературных произведений.
Надо сказать, что в школьной практике предпринимались попытки отказаться от систематического анализа произведений искусства и заменить его простым чтением, рассчитанным на эмоциональное восприятие произведения. Однако такая точка зрения может привести к отказу от намерений формировать взгляды и убеждения учащихся начальной школы.
Также понимание литературных произведений, в том числе содержащихся в них образов литературных героев, в процессе логического анализа не исключает эмоционального восприятия этих текстов, а, напротив, усиливает и обостряет его, что напрямую вытекает из характер литературного произведения [1].
Объективным содержанием литературного произведения является действительность. Важным отличием произведения искусства от научного труда становится изобразительная форма отражения действительности.
Такое образное отражение действительности является известным в науке обобщением, фиксирующим характерные черты жизненного явления. Несмотря на то, что эти явления конкретно представлены, сохраняя свои индивидуальные особенности, такими, какими они существуют в реальности.
Литературный образ занимает ключевое место в выражении идейного смысла произведения, поскольку оказывает серьезное воспитательное воздействие на читателей.
Уровень понимания литературных образов и интереса к ним определяет общее отношение к произведению и восприятие его идейной направленности. В литературном образе автор отражает собственный общий опыт и воплощает важнейшие черты людей своего времени или прошлых эпох. Литературный образ — это многообразный тип человека, раскрывающий свой характер в определенных условиях исторического развития. Эти свойства изображения реализуют его познавательный и воспитательный характер и обусловливают особое внимание, уделяемое его изучению. Литература, в необычайном многообразии текстов, предлагаемых ее читателям, имеет свою специфическую тему репрезентации, отличающую ее от других видов идеологической деятельности. При этом вся сложность отношения к жизни отражается в произведениях искусства в определенном структурном преломлении и реализуется через определенную человеческую жизнь. Поэтому объектом познания творчества автора является действительность, а объектом изображения — личность человека. В то же время в центре внимания произведения искусства обычно находится человек во всей сложности его взаимоотношений с природой и обществом. В педагогическом процессе в отношении детей младшего школьного возраста успешность обучения может быть достигнута лишь в том случае, если каждое упражнение или новый навык станет необходимым звеном в системе общих знаний.
Таким образом, все сказанное нами выше в полной мере можно отнести и к предлагаемой системе работы над темой литературных персонажей.
Данная система работы над литературными образами для детей младшего школьного возраста заключается в расположении ее разделов в определенной упорядоченной последовательности, продуманности этих этапов, а также в целесообразном чередовании видов работы.
Подводя итог рассмотрению современных подходов к характеристике персонажей для детей младшего школьного возраста, установим некоторые основные положения в системе работы над литературным персонажем:
• Целью обучения младших школьников работе над литературными образами является активизация мыслительной деятельности детей, а также развитие их речи. Средства и методы обучения литературным персонажам должны соответствовать этой цели.
• Комплекс методических приемов изучения литературного образа может включать:
1) Подбор методов и приемов, соответствующих жанрам и содержанию художественных произведений, а также чертам характера изображаемых в них персонажей;
2) При работе над литературным персонажем ни один метод не должен использоваться как универсальный;
3) При изучении эффективности использования отдельных приемов и методов важно учитывать их комплексность с другими, что позволяет достигать лучших результатов;
4) При усложнении задач, работ или изменении характера деятельности необходимо использовать ранее опробованные методы и лишь затем вводить дополнительные;
5) Подбор дополнительных методик должен осуществляться с учетом особенностей учащихся начальной школы, чтобы обеспечить усвоение материала каждым из них;
6) Апробация тех методов обучения, которые не были в достаточной степени освоены экспериментально в школе и не нашли соответствующего практического применения.
Методический арсенал работы над литературными образами включает в себя различные приемы, в том числе:
• Чтение эпизодов с комментариями, подчеркивающими яркие элементы определить особенности фигуры;
• Подбор деталей, необходимых для понимания литературного персонажа;
• пересказ отрывков, характерных для произведения;
• Сравнение черт характера;
• рисунок, иллюстрация;
• Создание диаграмм для выделения черт характера персонажей;
Среди методических приемов, способствующих развитию восстановительного воображения, можно выделить работу с иллюстративным материалом, словесное рисование, монтаж диафильмов и т. д. Использование этих средств должно учитывать специфические особенности произведений, которые эффективно поддерживали бы процесс развития регенеративного воображения.
В рассматриваемом нами аспекте проблемы особое значение имеет использование приемов вербальных знаков при обучении чтению детей младшего школьного возраста. Л. С. Выготский считал его инсценировкой наиболее обычного и распространенного вида детского творчества [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/ (дата обращения: 3.02.2013).
3. Башкатова Ю.А. Лингвистические особенности описаний портрета в интертекстуальном аспекте: (на материале английской литературы XVIII - XX веков): Дис. ...канд. филол. наук. Кемерово, 2003.
4. Бронте Ш. Джейн Эйр: роман; на англ. яз. Новосибирск, 2009.
5. Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов (на материале современного английского языка). М., 2000.
6. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Академия, 2010. - 288 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский — СПб.: Союз,1997 —220 е.,
8. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми./ М.С. Гафитули — Фрунзе: Педагогика 1990 — 160 с.,
9. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - / Л.Я. Гинзбург - Л.: Советский писатель, 1979. - 223 с.
10. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978. Т. 5: Мурари -Припев. 1968.
11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
12. Мальцева О.А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе: (на материале произведений Джона Фаулза): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Л., 1986.
13. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. / В.Г. Маранцман. М.: Просвещение 2016 — 220 с.
14. Мещерякова, Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в4-5 классах: Развитие эмоциональной восприимчивости читателей-школьников / Н. Я. Мещерякова. — Л. : Просвещение, 1975. — 158 с.
15. Мещерякова, Н. Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах: кн. для учителя / Н. Я. Мещерякова, Л. Я. Гришина. — М.: Просвещение, 1987,— 159 с.
16. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
17. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.