Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время современное государство играет важную роль в жизни общества, поскольку оно оказывает значительное влияние на нашу жизнь. В соответствии с научными исследованиями, государство любого исторического периода не может быть проанализировано без изучения его основных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры как для общества в целом, так и для самого государства. При изучении функций государства можно получить ценные знания о его значимости и в целом об эффективности права.
Представление о функциях государства не является статичным: на протяжении многих веков взгляды на сущность, природу и методы их осуществления претерпевали изменения, как среди научных деятелей, так и государственных деятелей. На данный момент, отсутствие единого универсального научного подхода к пониманию института функций государства, некоторая неопределенность, предопределяют необходимость ретроспективного исследования данного понятия
На этапе формирования отечественной теории государства и права введено и начало использоваться понятие «функция государства». В рамках марксистского подхода к государству выделялись классовая природа государства и его общественно-классовые функции. Утверждалось, что направление деятельности, предмет, содержание и система структурных образований государства изменяются в зависимости от изменения классовой природы и формы государства. С учетом данной зависимости, понятие функции является подходящим и уместным для определения.
Впоследствии это определение роли государства получило широкое применение при анализе деятельности социалистических государств, включая их роль в развитии социализма, подавлении эксплуатации классов, управлении экономикой, поддержке национально-освободительных движений и т.д.
Однако, эти новые функции государства в социалистическом контексте тесно связаны с измененной сущностью самого государства, такой как социалистическая собственность на средства производства и доминирующая роль рабочего класса, а также множество других факторов.
Целью данной работы является рассмотрение функций государства и форм их осуществления.
Задачи:
- описать функции государства;
- рассмотреть оборонную и экономическую функции государства;
- изучить социальную, политическую, идеологическую, правоохранительную и экологическую функции государства, формы осуществления функций государства;
- изучить роль государства в реализации научно-технического прогресса: пример РФ и современных развитых стран;
- описать политическую функцию государства и ее реализация в России на примере реализации Стратегии национальной безопасности;
- изучить защиту политических прав как функцию государства в России.
Объект исследования – функции государства. Предмет исследования – функции государства в России.
Глава 1. Государство и его функции: теоретические аспекты
1.1 Функции государства: общая характеристика
С позиции Ф.В. Тарановского, «функции государства - это предоставленная государственному органу в пределах его компетенции возможность совершать акты власти» . В определении своем он объединяет понятия обязанности и права в смысле, что обязанность относится к государству, а права- к подчиненным и государственным органам.
Достаточно оригинальную мысль высказал С.А. Котляревский: «логически функция предшествует органу; она есть нечто основное и глубокое в жизни государства и вытекает из самой природы последнего» .
Матузов Н.И. пишет о том, что функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение .
Г.Ф. Шершеневич проводит различие между целью государства как способом взаимодействия между людьми и целью конкретного государства в качестве органа власти. Ученый рассматривает первую цель как абсолютную, то есть универсальную и независимую от конкретных условий и обстоятельств, а вторую цель он видит, как относительную, то есть связанную с определенными историческими и социокультурными условиями. Г.Ф. Шершеневич считает, что: «определение с помощью дедукции задач государственной власти должно идти, озираясь на абсолютную цель (государство как форма общения индивидов)» .
Современная теория государства и права также применяет функциональный подход к деятельности государства, но имеет следующие уточнения:
1. Она расширяет и углубляет понимание социального предназначения государства и более ясно определяет социальный состав общества.
2. Такая теория не придерживается идеи о строгой связи между изменениями классовых характеристик государства и его функциями.
Для полного понимания функций государства, следует выделить их ключевые характеристики:
1. основные функции страны явно отражают и представляют ее классовую и общечеловеческую природу. Классификация функций отразит мнение членов общества с точки зрения классовой, национальной или частной принадлежности;
2. функции государственного аппарата являются жизненно важной составляющей надстройки над ее базой. Они проявляются в обширной деятельности внутри страны и на международном уровне;
3. в соответствии с историческим развитием, государство выполняет функции, которые соответствуют его задачам и целям. В соответствии с законом, государство выполняет свою социальную роль, осуществляя соответствующие функции. Эти функции являются хорошо установившимися основными областями деятельности государства;
4. функции государств различных исторических типов могут отражать особенности развития страны, которые являются характерными только для них, и помогают выявить общие свойства для всех государств, а также закономерности социально-экономических и духовных преобразований в обществе.
В настоящее время среди критериев классификации функций государства выделяют несколько, позволяющих рассматривать их в разных контекстах с учетом особенности формы государственного устройства и способов воздействия на общественные отношения.
Эти критерии позволяют уточнить содержание функций государства и понять, какое воздействие оно оказывает на общество и другие государства.
1.2 Оборонная и экономические функции государства
Оборонная функция государства. Это функция предполагает деятельность по вооруженной защите целостности и территориальной неприкосновенности государства от агрессии, направленной против государства. В законодательстве современных государств регламентируются вопросы обороны страны, формирования вооруженных сил, права и обязанности граждан в области обороны, юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере обороны.
Экономическая функция государства.
Проблема государственного регулирования экономики - это сложная и многогранная проблема, которую нельзя решить однозначно и в которой кроме государства и права участвуют такие элементы, как политические, национальные, этнические. Взаимосвязь государства, права и экономики не исключает и обратного воздействия государства на экономику. В «Критике Готской программы» К. Маркс утверждает, что право ни в коем случае, никогда не будет выше экономического строя .
Исследователей проблем государственного регулирования экономики на Западе можно разделить на две группы: а) сторонники свободного от государства рынка и б) сторонники государственного регулирования рыночных отношений. Для представителей первой группы (Р.Коуз, Р.Познер, Г.Беккер, М.Фридман, Дж.Хикс, Ф.Хайек) характерны идеи совершенной конкуренции, свободного рыночного хозяйства, экономическая эффективность, основой которой выступает сопоставление выгод с затратами.
Современная экономическая теория является совокупностью огромного числа научных направлений, которые не могут стабильно существовать и развиваться без периодического обновления, выявления противоречий и парадоксов, а также дискуссионного подхода к выработке нового знания. В свое время своеобразным вызовом статическому видению экономического мира стала «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, в которой центральным моментом является понятие ожиданий, отражающее особенности поведения инвесторов в условиях неопределенности.
Кейнсианство представляет собой макроэкономическое течение, которое сложилось в качестве реакции теории экономической на «Великую депрессию» в США. Главнейшим трудом в то время была книга «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, которая была опубликована в 1936 году.
До 30-х годов прошлого столетия в экономике господствовал экономический либерализм. Согласно нему, рыночная экономика была работающей системой, была исключена необходимость регулирования государством социально-экономических процессов. С переходом к монополизму происходило изменение форм экономического функционирования. Государство стало активно принимать участие в процессе воспроизводства. Трансформация государственной роли были связана со следующими процессами:
- производство теперь обобществляется. Создаются монополистические формы предпринимательства, конкуренция от свободной переходит к несовершенной форме. Нужны были новые методы регулирования экономики государством.
- первая мировая война, продемонстрировавшая, что государство успешно справляется с темами производства, распределения финансов и труда, потребления и корректировки рынка.
- экономический кризис 1929-1933-х гг., как демонстрация того, что механизмы рынка не могут разрешать все внутренние и внешние конфликты.
- кризис в теории экономики, который проявился в том, что в начале прошлого столетия стали неприменимы теории, аргументировавшие автоматизм функционирования рынка.
- возникновение функционального экономического анализа на основе разработок кембриджской школы; функционирование директивного планирования в социалистических государствах; разработка и введение в экономическую науку математических моделей и методов анализа экономики.
Эти процессы говорили о том, что было нарушено саморегулирование рыночной экономики, внедрение форм и методов влияния государства на социально-экономические процессы. Поэтому возникла необходимость в изменении теории экономики и созданию новых концепций к теме экономической роли государства. На смену неоклассической концепции поддержания равновесия в экономике приходит кейнсианская теория.
Сегодня вопрос того, что экономика циклична, является естественным. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг. внезапно настиг «врасплох» как развитые, так и неразвитые в промышленном понимании государства. Это говорило о том, что неоклассическая теория была неприменима в таких услових. Кейнсианская экономическая школа сформировалась во время Великой Депрессии, как альтернатива экономическим концепциям того времени. В такой ситуации страны стали активно вмешиваться в экономику, хотя и не обладали достаточными теоретическими основами для действий. Поэтому для экономической теории того времени нужно было:
- аргументировать причины того, что в глобальном варианте экономика не может саморегулировать.
- аргументировать механизмы спада и подъемы экономики.
- исследовать возможные варианты государственного влияния на экономическую сферу.
- дать правительству рекомендации в сфере экономического регулирования.
Но для решения данных задач нужно было сформировать новый метод анализа экономики. Сейчас этот метод называется макроэкономическим. Кейнсианцы отказались от какой-то доли достижений неоклассиков и адаптировали подход классиков.
Кейнсианство описывало не конкретные рынки, а их общности. Кейнс сильно упрощал экономическую структуру, но при помощи таких упрощений можно было анализировать коммуникации между рыночными совокупностями. Одновременно с этим, основной аппарат исследования, который был аккумулирован неоклассиками, не отбрасывался, и кейнсианцы использовали те же понятия, что и неоклассики. Так кейнсианство быстро добилось признания.
Кейнсианству удалось найти решения всех задач, которые были перед ним поставлены. Были аргументированы экономические подъемы и спады, были даны рекомендации по регулированию государством экономики. Но это инициировало излишнее государственное вмешательство в экономику, инфляцию и замедление самого роста экономики
Основной идеей кейнсианства была рыночная негибкость и важность вмешательства в экономику государства. Но также кейнсианство говорило о положительной связи количества денег в экономике и ее масштабами. Значит, кейнсианство говорило об отказе от принципа денежной нейтральности, что господствовало в экономике долгие столетия. Также это было утверждение о том, что ожидания субъектов экономики влияют на их поведение.
Именно рассматриваемая концепция заметила важность для экономики потребления товаров с целью производства, было введено понятие «инвестиций».
Таким образом, именно на основе кейнсианства как альтернативного подхода к экономической теории в период мирового кризиса можно было логично аргументировать процессы, происходящие в экономике. Так Дж. М. Кейнс вывел экономическую теорию Запада из глубокого кризиса и представил аргументированный ответ на вопрос, почему существует катастрофическое перепроизводство и что нужно сделать, чтобы этого не произошло в будущем. Кейнс способствовал реабилитации статус экономической науки Запада, который был подорван Великой Депрессией 1930-х гг. Учение Кейнса на многие десятилетия стало настоящим руководством к действию для государств наиболее развитых стран капитализма.
Один из представителей неолиберализма, лауреат Нобелевской премии, современный экономист и политолог Ф.А.Хайек, исследуя западную модель либерализма и экономической свободы, предлагает свою собственную теорию, состоящую из следующих положений:
1. нельзя заменить саморегулирующийся процесс сознательным руководством. Сознание людей превосходит задуманные и намеченные планы и проекты;
2. история, на примере различных стран, доказала превосходство той системы, где свобода личности и неприкосновенность частной собственности являются высшими ценностями;
3. экономическая свобода является источником свободы личности. Без экономической свободы не может быть свободы личной и политической;
4. важнейшим принципом либерализма является использование стихийных сил общества без принуждения .
С точки зрения либералов, государство, предоставляя полную свободу индивидууму, должно установить только общие правила, подходящие для регулирования широкого круга отношений.
В XX- XXI вв. ситуация в сфере регулирования рыночных отношений изменилась, повысилась роль государства в решении ключевых проблем общественного развития, в том числе в экономике. В условиях построения правового государства автоматически повышается роль права, тем самым на новый уровень выходит правовое регулирование экономических отношений, включая рынок. С одной стороны, глобальные вызовы и угрозы, преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса требуют активизации роли государства в решении жизненно важных проблем современной жизни в сочетании, разумеется, с правовым регулированием. С другой стороны, в условиях расширения глобализации, внедрения глобальных проектов под эгидой западных сверхдержав и транснациональных корпораций на повестку дня выходит проблема защиты национальных интересов. На этом фоне принципиальное значение имеет государственно-правовое регулирование рыночных отношений с учетом конкретно-исторических, национальных, этнических особенностей народа.
Таким образом, создать свободный от государства рынок в полном смысле слова на данном этапе невозможно.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 19.12.2024)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 19.12.2024)
3) Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р <Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 19.12.2024)
4) Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения 19.12.2024)
5) Аннамамедов У. Научно-технические ресурсы стран// МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ СИМВОЛ НАУКИ. 2023. № 6. С. 59-61
6) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности : особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-133
7) Богдан Н.И. Особенности научной и инновационной политики в современном мире и проблемы России и Беларуси// ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛАМИ: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ. Материалы XII Международная научно-практическая конференция. Краснодар, 2022. С. 4-7
8) Бойматова Д.П. О роли государства в регулировании экономики// XII ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Том Часть II. Душанбе, 2022. С. 451-453
9) Гайнудинова А.Р. Риски законотворчества в условиях чрезвычайных ситуаций. В сборнике: Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 320-323.
10) Дойников И.В., Эриашвили Н.Д. Проблемы государства и права переходного периода: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019.
11) Камаева Я.М., Левченко Л.В. Государственное регулирование экономики//ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 2. С. 56-58
12) Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - Т. 3. - М., 1970
13) Михайлов С. С. Управление инновационным развитием экономики РФ//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ. 2022. С. 715-720
14) Морозова Л.А., Влияние глобализации на функции государства/ Государство и право. 2016. №6. С. 103-105
15) Морозова Т. И. Понятие, признаки и классификация функций государства// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. С. 46-50
16) Муртазин Р. А. Психологические аспекты политических процессов//ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 мая 2024 г., г. Новосибирск). - Уфа: Аэтерна, 2024. С. 152-155
17) Попова А.О. Некоторые особенности построения системы защиты прав потребителей в России и Германии//ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Симферополь, 2022. С. 378-380
18) Степаненко Р.Ф. Социальная ответственность государства и личности: актуальные проблемы общей теории права//ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Материалы V Национальной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 38-39
19) Чеботарев С.С., Овсяник А.И., Чеботарев В.С., Строков А.И., Юсупова Е.Е. Исторические аспекты инвестиционного подхода в учете рисков и последствий чрезвычайных ситуаций // Вопросы истории. 2021. № 4 - 2. С. 13 – 22
20) Эбзеев Б.С. Актуализации Конституции России: собирательный образ поправок президента РФ В.В. Путина и новые смыслы основного закона. Государство и право. 2020. No4 – с. 10-13