Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы патриотического воспитания являются очень актуальными для современной России. Поэтому уделять им необходимо всё больше времени как в школах, так и во внеурочное время для формирования правильного представления о Родине, родном языке, людях всех народов и наций, живущих в стране.
Большую роль в патриотическом воспитании играет семья, в которой закладываются основные истины и формируются представления о патриотических чувствах, единстве народа, о культуре, истории своего государства. Детям передаётся информация посредством различных форм коммуникаций: через средства массовой информации, посредством чтения книг, стихотворений, песен и прочее. Поэтому значительное место в педагогическом процессе формирования патриотизма у подрастающего поколения приобретает совместная работа образовательных учреждений в вопросах патриотического просвещения подростков и их семей посредством создания благоприятных условий и систематической работы с ними.
В соответствии с нормативными документами, такими как: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 , Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» по 2024 год, гражданско-патриотическое воспитание представляет собой сложную педагогическую задачу и определяется как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.
Патриотическое воспитание школьников – это процесс воспитания, обусловленный подготовкой молодого поколения к жизни и сотрудничеству в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении обществом, к реализации прав, свобод и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный, моральный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).
К.Д. Ушинский в середине XIX века предложил внедрение принципа народности в российские школы, выделяя важность патриотического воспитания.
А в конце того же века, его идеи поддержали и продолжили реализацию принципа на практике такие известные педагоги как: В.А. Агапов, С.А. Рачинский, Н.И. Ильминский, К.В. Ельницкий и др.
В советской школе идеи В.А. Сухомлинского, выраженные в его педагогических работах представляют наибольшую ценность. В своих научных работах он раскрывает суть гражданско-патриотического воспитания как процесса развития моральной силы личности.
В последнее время проводится достаточно много исследований различных аспектов гражданско-патриотического воспитания юнармейцев. Всё это лишний раз подчёркивает важность изучения и анализа области педагогических знаний о гражданско-патриотическом воспитании, что на данный момент представляет собой актуальную и важную задачу по нескольким причинам:
1. В современном мире глобализация и динамические перемены в информационном пространстве могут поставить под угрозу чёткость границ национальной идентичности. Гражданско-патриотическое воспитание юнармейцев призвано помочь молодёжи в развитии чувств принадлежности к своей стране и культурному наследию.
2. Исследование данной темы способствует разработке методик и подходов к воспитанию таких общечеловеческих ценностей, как уважение к правам и свободам личности, терпимость и согласие.
3. Патриотическое воспитание нацелено на подготовку школьников к активному участию в общественной жизни и деятельности, что является важнейшим фактором развития гражданского общества наряду с устойчивым социальным ростом.
Таким образом, государственные и образовательные структуры ставят акцент на важности современного гражданско-патриотического воспитания, что и делает данное исследование актуальным.
История исследования
Советская и российская психолого-педагогическая общественность, а также социологи, политологи большое внимание уделяют вопросам формирования патриотизма у подрастающего поколения. Среди них можно выделить таких учёных как В.Л. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Д.Н. Щербаков, Т.А. Ильина, Н.К. Гончаров, Н.И. Болдырев, А.В. Янковская, А.Д. Солдатенкова, И.Ф. Харламов и другие.
Изучением понятий «ценности», «патриотические ценности» занимались Д.А. Леонтьев, У. Томас, Ф. Знанецкий, Л.И. Божович, В.А. Ядов, В.Ф. Ломов и многие другие. Л.В. Баева и Н.В. Дулина выделяли компоненты патриотических ценностей. А.А. Вишневский выдвинул этапы формирования патриотического сознания у человека.
Вопросами изучения образовательной среды школы занимались Ю.С. Мануйлов, А.В. Основин, М.В. Циулина.
Поиск наиболее эффективных инструментов патриотического воспитания обучающихся, по-прежнему, является проблемой для педагогического сообщества. В данном исследовании рассматривается процесс патриотического воспитания юнармейцев, приводятся варианты развития и дальнейшие жизненные траектории юнармейцев.
Актуальность и обозначенная проблема исследования помогли сформулировать тему исследования: «Реализация патриотического воспитания обучающихся на уроках основ безопасности и защиты Родины».
Гипотеза исследования. Внедрение на уроке ОБЖ разработанной нами авторской игры «Патриот» будет способствовать более эффективному формированию патриотизма у детей старшего школьного возраста.
Объект исследования: патриотиз школьников.
Предмет исследования: инструменты патриотического воспитания школьников.
Цель исследования: рассмотреть практики применения инструментов патриотического воспитания школьников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «патриотическое воспитание»».
2. Рассмотреть возможности образовательной среды школы формирования патриотизма обучающихся.
3. Раскрыть методы и организацию исследования.
4. Обобщить результаты исследования.
5. Разработать авторскую военно-спортивную игру «Патриот»
Практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования состоит в возможности использования разработанной игры патриотического воспитания школьников с целью влияния на их развитие и выбор дальнейшей жизненной траектории в практике педагогов общеобразовательной школы.
Структура работы:
Работа состоит из введения, 2–х глав, заключения списка использованных источников.
В большом энциклопедическом словаре понятие «патриотизм» определяется как чувство глубокой привязанности к своей Отчизне, любовь и преданность её интересам, а также готовность защищать страну от внешних угроз. Это социальное чувство, которое овладевает человеком и проявляется в активном участии в общественной жизни Родины, в уважении к культурному наследию страны, гражданском долге и соблюдению законов государства.
С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка трактует понятие «патриотизм» как чувство привязанности и преданности своему народу и стране [22].
Эти оба словаря передают один и тот же смысл патриотизма, но разными словами.
Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατριώτης», что на латыни «patriotes». Оно содержит в себе следующий смысл: «гражданин, который любит свою Родину». Сначала это слово использовалось в Древней Греции для обозначения людей, которые жили в одном городе-государстве и чувствовали к нему глубокую привязанность. Патриотизм был связан с идеей гражданской добродетели, которая заключалась в бескорыстной службе своей Родине.
Своё развития патриотизм получил в период Французской революции (1789-1799). В него закладывался новый смысл, связанный с идеями свободы, равенства и братства. Он выражался в приверженности идеалам государства, готовности бороться за свободу и равенство людей, а также в стремлении укрепления национального единства [2].
Понятие патриотизма употребляется во всех государствах и в разных контекстах. Но в различных странах и у разных народов оно имеет различный смысл.
Так, некоторые общественные группы людей рассматривают патриотизм как пропаганду для достижения политических целей, что снижает понятие патриотизма на более низменный уровень достижения целей конкретных людей. Но в то же время он является движущей силой для людей, направлен на их объединение, а также на социальное единство народа.
Понятие патриотизма рассматривается с различных точек зрения.
Это и историко-философский подход. Он характеризует этот термин в контексте культуры, традиций и истории народа. С этой стороны патриотизм рассматривается как чувство привязанности к своей стране, народу, её культуре.
Социально-педагогический подход патриотизма связан с воспитанием и формированием патриотических чувств у подрастающего поколения. С точки зрения данного подхода патриотизм рассматривается как способ формирования у детей и молодёжи понимания своей роли в обществе; понимание того, что каждый из нас является членом общества, и мы несёт ответственность за судьбу своей Родины и своего народа.
А психолого-педагогический подход патриотизма связан с изучением психологических аспектов формирования патриотизма. Здесь учёные изучают мотивационную часть и переживания, которые влияют на формирование патриотических чувств. Поэтому психологи и педагоги создают необходимые условия для поддержания и развития патриотических чувств у своих воспитанников [14].
Психологический словарь рассматривает патриотизм как социально-психологический процесс, связанный с формированием чувства принадлежности и любви к своей Родине, нации и культуре [27].
Большое внимание патриотизму уделялось в советское время. Это один из центральных идейный принципов развития Советского Союза. Советский патриотизм направлен на скрепление людей различных этнических групп и на укрепление международного престижа единого советского государства. Он проявлялся в единстве, братстве и солидарности людей. Патриотизм был повсеместно.
Большое влияние на формирование и развитие патриотических чувств у советского народа оказывала школа, молодёжные организации, средства массовой информации, а также празднование государственных праздников. Патриотизм был характерен и для искусства, науки, культуры граждан, патриотические идеи прослеживались в спорте и в экономике. Но советский патриотизм использовался также и для подавления оппозиционных идей и обеспечения контрольной функции над людьми Советского Союза.
Одни учёные относили патриотизм к нравственным чувствам. К такому мнению пришли такие учёные как Т.А. Ильина, Д.Н. Щербакова, В.В. Белорусова и многие другие.
Другие же учёные считали, что патриотизм относится к моральным принципам людей. Такой позиции придерживались Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, Н.И. Болдырев.
Отдельная группа учёных относилась к патриотизму как к формированию и развитию нравственных качеств личности. Это А.Д. Солдатенкова, И.С. Марьенко, А.В. Янковская и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева М.А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М.А. Абдулаева. // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар.науч.конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 22-24.
2. Абрамов М.А. К вопросу о дефиниции понятия «Патриотизм» // Феноменология и профилактика девиантного поведения. 2017. С.13-18.
3. Айол А.А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе / А.А. Айол, В.В. Кузьменко, И.И. Орлов. // Педагогика высшей школы. – 2016. - № 3.1 (6.1). – С. 20-23.
4. Акулич-Дудко Т.Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе / Т.Ю. Акулич-Дудко. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар.науч.конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 52-54.
5. Алюбаева Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России / Г.Н. Алюбаева. // Молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). – С. 202-205.
6. Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И.В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 5. – С. 183-188.
7. Белозерова О.Ю. Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны / О.Ю. Белозерова, С.С. Келбусова. // Школьная педагогика. – 2017. - № 1 (8). – С. 94-97.
8. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2018. - 222 с.
9. Буйлова Л.А. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования / Л.Н. Буйлова. // Молодой ученый. – 2012. - № 5 (40). – С. 405-412.
10. Быков В.А. Управление воспитанием [Текст]: Учеб. пособие. / В.А. Быков. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 242 с.
11. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 10-21.
12. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9. С. 88-90.
13. Головин Д.Ю. Патриотизм как социальный феномен. Воспитание патриотизма в работе с учащейся молодежью / Д.Ю. Головин. // Молодой ученый. – 2022. – № 27 (422). – С. 165-167.
14. Иванова Е.К. Патриотизм – национальная идея России / Е.К. Иванова, А.С. Николова, Л.В. Маюрова. // Юный ученый. – 2017. - № 1 (10). – С. 5-14.
15. Иванова Н.А. Вклад советских учёных в развитие гражданского воспитания в России / Н.А. Иванова. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар.науч.конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 21-23.
16. Казарян А.А. Особенности смысл жизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп / А.А. Казарян. // Молодой ученый. – 2018. - № 15 (204). – С. 438-443.
17. Клокова В. Н. Летающий танк / В.Н. Клокова // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 12. - С. 67-71.
18. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 2008. - № 5. – С. 39-42.
19. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») / Е.Е. Курвинен // Молодой ученый. – 2015. - № 6.4 (86.4). – С. 91-95.
20. Лапина Н.А. Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края / Н.А. Лапина, Ю.А. Четова. // Молодой ученый. – 2015. - № 16 (96). – С. 420-423.
21. Литавор В.С. Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации) / В.С. Литавор. // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар.науч.конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 268-276.
22. Лоскутова И.В. Любовь к Родине – первое достоинство человека / И.В. Лоскутова. // Школьная педагогика. – 2017. - № 2 (9). – С. 20-22.
23. Малкова Н.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников / Н.В. Малкова // Молодой учёный. – 2018. - №34 (220). – С. 110-111.
24. Матушевский И.В. К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе / И.В. Матушевский, И.В. Боярко. // Юный ученый. – 2016. № 2 (5). – С. 205-206.
25. Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. Научно-практический журнал «Гуманизация образования. - 2016. №4. С. 86-91.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. Т. 1 – М.: Наука, 2022. – 671 с.
27. Мясарова О.А. Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства / О.А. Мясарова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VII Междунар.науч.конф. (г.Краснодар, ноябрь 2019 г.). – Краснодар: Новация, 2019. – С. 3-6.
28. Немов Р.С. Психология. Книга 2: Психология образования. – М.: Владос, 2020 г. – 606 с.
29. Никулина Л.П. Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов» / Л.П. Никулина. // Образование и воспитание. – 2018. - № 5 (20). – С. 45-49.
30. Новоселова О.А. Патриотическое воспитание как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования. / О.П. Новоселова. // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар.науч.конф. (г. Чита, апрель 2017 г.) – Чита: Молодой ученый, 2017. – С. 35-35.