Фрагмент для ознакомления
2
Н.Н. Сметанникова утверждает, что «читательская компетентность представляет собой совокупность личностных качеств, сформированных на основе интеллектуальных способностей и индивидуальных характеристик». Она подчёркивает, что данное качество включает в себя способность запоминать прочитанное и основано на общей культуре человека, что способствует решению возникающих учебных, социальных и профессиональных задач в контексте широкого социального взаимодействия и образовательно-профессиональной деятельности [27].
Т.А. Чабанова определяет читательскую компетентность как «способность детей целенаправленно осмысленно работать с книгами на всех этапах: до чтения, во время и после него» [26].
Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как «умение трансформировать содержание текста в личный опыт читателя» [13].
В этих определениях акцентируется внимание на том, что читательская компетентность включает в себя сочетание навыков чтения и опыта применения информации, извлечённой из прочитанного текста для решения различных задач. В этом контексте термины «читательская компетентность» и «читательская грамотность» становятся синонимами.
На международной арене, в исследованиях качества чтения, таких как PIRLS и PISA, читательская грамотность определяется как «способность воспринимать и использовать письменные тексты, анализировать их и читать с целью достижения собственных целей, углубления знаний и участия в социальной жизни» [23, с.126]. Г.А. Цукерман акцентирует, что на основе различных текстов юные читатели создают личные значения; чтение становится процессом обучения [32].
В рамках тестов PIRLS и PISA измеряется практическая и функциональная сторона школьной успеваемости — умение понимать прочитанное и применять эти знания для решения задач [24].
Таким образом, понятия «читательская компетентность» и «читательская грамотность» напрямую соотносятся с известным определением функциональной грамотности, предложенным А.А. Леонтьевым, который считал, что «функционально грамотный человек — это тот, кто может использовать все знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни, для решения самых разнообразных жизненных задач в разных сферах активности, общения и социальных отношений» (с. 35) [14].
Согласно наблюдениям М.И. Кузнецовой, читательская грамотность российских младших школьников демонстрирует как положительные, так и отрицательные аспекты. Выпускники начальных классов показали хороший уровень сознательного чтения как художественной, так и информационной литературы, тем не менее результаты по работе с информационными текстами несколько уступают [31].
Таким образом, читательская компетентность или грамотность формируется в процессе обучения, складываясь из различных умений и личного опыта ученика, и может развиваться на разных уровнях в зависимости от типа читаемого текста.
1.2 Основные подходы к формированию читательской грамотности младших школьников
Давайте проанализируем возрастные особенности младших школьников с целью выяснения возможности развития читательской грамотности в этом периоде и выделения её ключевых аспектов.
Младший школьный возраст – это этап активного физического и психологического роста. В этот период дети начинают осваивать новые социальные роли и сталкиваются с рядом задач, связанных с обучением и социальной адаптацией. Для младших школьников характерно формирование важнейших психологических процессов: переход от наглядного восприятия к словесному и логическому мышлению. В этом возрасте они развивают произвольную память, внимание, письменное выражение, умение анализировать и рефлексировать над содержанием, а также начинают планировать свои действия и мыслить знаково-символически, моделируя связи между объектами.[8]
На начальных ступенях образования ключевой задачей является воспитать осознанного читателя. Э.Х. Эриксон подчёркивает, что для освоения навыков чтения необходимо развивать читательские способности, учить детей правильно воспринимать художественные и познавательные тексты, а также укреплять их знания и умения в чтении. И.П. Подласый добавляет, что обучение чтению связано с учётом психических процессов, которые зависят от развития речи и движений, а также требует чёткости и скорости чтения.
Н.И. Жинкин утверждает, что чтение подразумевает способность предвосхищать содержание, улавливать связи и запоминать важные моменты. Н.Ю. Русова говорит о том, что к концу младшего школьного возраста эти психологические процессы должны трансформироваться в более сложные формы мышления, поддерживаемые основными видами деятельности, такими как учение, игра и труд. О.Б. Панкова акцентирует внимание на важности стиля чтения для формирования читательской грамотности.[32]
В младшей школе происходит заметное изменение в сферах внимания. На ранних стадиях доминирует непроизвольное внимание, тогда как в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается переход к более концентрированному и произвольному вниманию, позволяющему сосредотачиваться на конкретных задачах независимо от внешних стимулов. Л.С. Выготский утверждает, что интерес является ключевой формой проявления инстинкта в детском возрасте.
А.И. Чухланцев отмечает, что для того чтобы вызвать интерес к чтению у детей, необходимо, чтобы текст становился для них живым и увлекательным, создавая яркие образы в воображении. К.С. Симакова говорит о том, что начальные школьники имеют склонность к слиянию реальности и вымышленности. Также у них проявляется "эффект присутствия", позволяющий полностью отключиться от всего, что происходит вокруг, увлечённо погружаясь в занятия.[14]
Современные образовательные принципы подчёркивают необходимость формирования гибкой и функционально грамотной личности. Главной целью становится развитие читательских навыков, способствующих не только получению информации, но и её передаче, а также применению в различных аспектах жизни.
Подход к формированию читательской грамотности у младших школьников должен быть многогранным и включать различные методики. Важным аспектом является создание благоприятной и стимулирующей образовательной среды, с доступом к книгам и техническим ресурсам, способствующим чтению. Ключевым моментом является также самостоятельное чтение и организация чтения в группах.
Для создания интересного процесса чтения нужно предлагать детям разнообразные произведения, соответствующие их возрастным интересам. Учитывая индивидуальные предпочтения школьников, можно создавать специальные книжные полки и читательские группы. Эффективный подход включает в себя систематическую работу с текстом, обучая детей понимать главные и второстепенные мысли, а также осваивать читательские стратегии, такие как сканирование, поиск ключевых слов и составление визуальных схем.[9]
Важной частью процесса является обмен впечатлениями о прочитанном. Например, в модели индивидуального чтения учащиеся могут самостоятельно выбирать книги, а учитель помогает им находить подходящую литературу. В модели взаимного чтения дети работают в парах, делясь своими мнениями о прочитанном, что делает процесс более разнообразным и развивает умение формулировать свои мысли.
Среди методов и приёмов, способствующих развитию читательской грамотности, можно выделить несколько ключевых.
1. Слушание текстов. Этот метод подразумевает, что учащиеся слушают прочитанные тексты учителем или их сверстниками, что помогает им активнее воспринимать информацию.
2. Метод моделирования чтения. Учащиеся следят за чтением текста вслух учителя, анализируя его и параллельно повторяя. Этот подход позволяет учителю акцентировать внимание на специфике произношения и правильной пунктуации.
3. Метод чтения с пониманием. Стратегия включает в себя чтение текста с последующим ответом на вопросы по его содержанию. Это помогает учащимся лучше осваивать текст, улучшать аналитические способности и запоминать информацию.
4. Метод «чтение с написанием». В данном случае ребёнок читает текст, а затем создаёт краткое изложение или отвечает на вопросы. Это, в свою очередь, развивает навыки формулирования мыслей и письменной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2008. – №1. – с. 60 – 63.
Безруких М.М. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС). [Электронны ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SKnS7GFM4mE (Дата обращения 18.12.2024)
Белинский В.Г. статья «Разделение поэзии на роды и виды» [Электронный ресурс] режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0790.shtml
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10
Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. – 2009. -
№11. – С. 41 – 44.
Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др.; Под ред. Чернец Л.В. – 2 – е изд. прераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 680 с.
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009 – 182 с.
Вьюшкова Л.Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка // журнал «Русский язык в школе». - № 1, - 1998. – С. 3 – 8.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – с. 256
Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 1997.
Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.;
Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.
Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // журнал «Русский язык в школе». - № 4 - 2011. – С. 12 – 14.
Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПИОР, 2002. – с. 560
Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. – М.: Знание, 1987. – с. 79
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 126 c.
Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 1999. – С. 3 – 11.
Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 2 - 1998. – С. 9 – 14.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. Родная речь». 4 класс / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2005Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова
// Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 5
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа. - 2006. - №1. – С.18 - 28
Коротаева Е.В., Сутырина Т.А. Техника активного чтения чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 1, - 2000. – С. 12 – 17.
Коротеева И.Ю. Коллективное чтение // журнал «Литература в школе». - № 4, - 2000. – С. 12.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.; Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В 4 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. – 176 с.
Кудряшова М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа". - № 4, - 2011. – С.13 – 18
Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006/ М. И. Кузнецова // Вопросы образования. ― 2009. ― №1. ― С. 107-136
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004. - №5.- С. 3-12
Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2009.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М: «Просвещение», 1987.