Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире сниженная двигательная активность очень распространенное явление и, к сожалению, она охватывает в том числе и детей, для которых двигательный фактор является ключевым в развитии организма и функционировании всех его систем.
Сидячий образ жизни связан с прогрессом и, зачастую необходимым, внедрением в жизнь ребенка различных гаджетов (смартфоны, компьютеры и т.д.). Пониженная таким образом двигательная активность ведет к неблагоприятным статическим положениям, вследствие которых увеличивается нагрузка на позвоночник, еще недостаточно сформированный у детей дошкольного возраста. Проблемы вопросы заболевания опорно-двигательного аппарата, куда следует отнести и различные проблемы с осанкой, не будет являться с точки зрения болезнью. Как считают ряд специалистов, это такой вопрос, при котором с использованием современных инновационных методик можно прийти к стойкому здоровому состоянию осанки.
Таким образом, одной из проблем является не только совершенствование традиционных методов, но также апробирование и внедрение новых форм и методов развития и формирования осанки.
Научная проблема: разночтение в основных методиках коррекции и воспитания правильной, направленных на улучшение состоянию функционирования организма ребенка школьного возраста. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования оздоровительных систем, существующих в современном глобализирующемся мире.
Гипотеза: мы полагаем, что формирование правильной осанки будет более эффективной, если включать в занятия физической культуры комплекс дополнительных упражнений и подвижные игры.
Объект исследования – осанка детей школьного возраста.
Предмет – особенности методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать и выявить эффективность методики формирования правильной осанки на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы применения средств и методов формирования правильной осанки на уроках физической культуры.
2. Экспериментально обосновать эффективность применения дополнительных упражнений в формировании правильной осанки на уроках физической культуры.
3. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания.
- широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей;
-в работе применены также логико-семантический и формально логический методы. При помощи, которых исследованы ряд терминов, освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности.
Также практическая значимость работы заключена в разработке рекомендаций испытуемым по итогам тестирования.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы применения средств и методов формирования правильной осанки на уроках физической культуры
1.1. Нарушения осанки у детей
Осанка не передается по наследству, а формируется в процессе роста, развития и воспитания ребенка.
В процессе удерживания головы ребенка на 3 - 4 месяца после рождения, формируется шейный лордоз (см. рис. 1.1.а), а функция сиденья формирует с 6 - 10 месяцев - грудной кифоз (см. рис. 1.1.б). С 1-го года - период стояния, ходьбы (то есть, ортоградное положение), к 5 - 7 годам формируется поясничный лордоз (см. рис. 1.1.в) .
Итак. у детей в период роста, осанка постоянно видоизменяется под влиянием воздействием гормонального фактора, а также физического развития, рационального или же нерационального режима и ряд других факторов внешней среды.
а б в
Рис. 1.1 Формирование физиологических изгибов позвоночника
Как всем хорошо известно, хорошая осанка - это состояние мышечного и скелетного баланса, которое защищает опорные структуры тела от травмы или прогрессирующей деформации, и нет разницы в каком положении (стоя, лежа, на корточках или наклоне) они находятся, совершают ли работу или отдыхают. Она формируются в процессе онтогенеза вплоть до момента смерти человека. Нормальную осанку можно охарактеризовать 5-ю признаками (Рисунок 1.2.)
Рис. 1.2.- Признаки нормальной осанки
Составлено автором
На Рисунке 1.3. – представлены типы осанки .
Рис.1.3. – Типы осанки (а — отличная осанка; б — хорошая осанка; в — удовлетворительная осанка; г — плохая осанка)
Учеными установлены три степени нарушения осанки (Рисунок 1.4.) .
Рисунок 1.4.- Степени нарушения осанки
Составлено автором
По мнению ряда авторов, для детей, которые являются дошкольниками могут быть ярко выражены I-II степень нарушения осанки, для школьников - II-III степень .
Нельзя обойти вниманием общую классификацию, которая получила самое широкое распространение.
Анализ научной литературы показал, что можно выделить следующие степени сколиоза (Рисунок 1.5.).
Рис.1.5.- Степени сколиоза
Составлено автором
На неблагоприятные последствия в осанке значительную роль играют перенесенные в раннем детстве болезни. Среди таких болезней можно выделить следующие: рахит, паралич, радикулит, патологическая наследственность.
Нередко можно встретить в практике идиотический сколиоз. Надо сказать, что вышеуказанное заболевание до настоящего времени не совсем изучено и причина этого заболевания также не выявлена.
Что касается приобретенного сколиоза, то к самому ответственному периоду ученые относят период пяти-восьми лет от рождения, когда проходит процесс усиленного роста костей. Ко второму периоду в научных источниках можно встретить пубертатный период –двенадцать-пятнадцать лет . В научных источниках можно встретить разные по своему характеру классификации сколиотической болезни на основе многофакторных подходов В основном своем виде классификации ориентированы на деформацию позвоночника у детей.
Характеристика типа деформации и угол сколиоза (по Cobb) (Таблица 1.1) .
Таблица 1.1.
SRS-Шваб ASD классификация
Анализ научных источников, научных исследовательских данных ученых различные исследования снимков рентгена дают основания говорить, что генез сколиотической болезни вызван асимметрическим ростом позвонков. При этом довольно таки спорным был вопрос в зарождении сколиотической болезни – что является первичным то ли поражения МСА или видоизменение костной системы и ее структурных составляющих .
1.2. Воспитание правильной осанки на уроках физической культуры
Систематичность выполнения главных двигательных действ оказывает положительное влияние на всесторонность развития ребенка, улучшает его физическое и умственное состояние, работоспособность всех внутренних органов, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению мышечной системы, мышц живота и ОДА, развитию таких основных физических качеств, как выносливость, гибкость, координацию движений .
Физическая культура и спорт способствуют увеличению кровоснабжения и питания работающих мышц, костей и связок. В результате происходит увеличение мышечной массы и силы, укрепление сухожилий и связок и даже костей, которые становятся более утолщенными. Активная работа крови в венах и лимфы в лимфатических узлах.
Сокращение мышц во время упражнений вызывает повышение активности сердечно-сосудистой системы и легких. Это проявляется в виде мощных и ускоренных сокращений сердца, глубокого и учащенного дыхания. В результате всего, что указано в системе кровообращения, увеличивается масса циркулирующей крови, усиливается кровообращение, а работающие мышцы, включая сердечную мышцу, вместе с кровотоком получают больше кислорода и питательных веществ, необходимых для их деятельности и роста.
Глубокое дыхание во время упражнений способствует расширению легочных пузырьков (альвеол), улучшает газообмен и кровоснабжение не только работающих мышц, но и тканей легких. Глубокое дыхание положительно влияет на кровообращение.
Систематическое и разумное физическое воспитание и спорт являются лучшими средствами предотвращения осанки.
Основной задачей в воспитании детей школьного возраста в правильной осанке является укрепление их мышц, связок и костей. Специальная гимнастика, корректирующая осанку, является дополнением к систематическим занятиям физической культурой и спортом и ставит перед собой задачу устранения существующих нарушений со стороны физического развития .
Такая задача может быть выполнена только в том случае, если упражнения по физической культуре выбраны правильно и ведут к укреплению, улучшению тонуса одних мышц и растяжению других . Например, для ребенка с крылатыми лопатками необходимо подобрать такие упражнения, которые бы укрепляли мышцы, которые фиксируют лопатки в правильном положении. Было бы неправильно в таком случае давать упражнения для развития и укрепления грудных мышц, которые только увеличивают отклонения в положении лопаток.
Повышение правильной осанки - это, по сути, развитие особого вида условного двигательного рефлекса, который мы называем привычкой в жизни. Для исправления дефектов осанки необходимо применять меры по улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и поддержание гигиенических условий), а также целевое использование физического воспитания .
К специальным задачам такого воспитания относятся следующие:
1.Улучшение и нормализация течения основных нервных процессов, нормализация деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;
2.Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов; выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища; улучшение координации движений; развитие и повышение качества двигательных навыков. Решение этих задач создает физиологические предпосылки для формирования и закрепления правильной осанки;
3.Исправление имеющегося дефекта. Формирование правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки – процесс достаточно длительный. Даже незначительные дефекты её, требуют длительных целенаправленных занятий ЛФК.
При составлении комплексов упражнений для урока физической культуры, преподавателям следует руководствоваться следующими принципами:
1.Постепенное увеличение нагрузки.
2.Постепенный переход от простых упражнений к более сложным.
3.Рассеивание нагрузки (т.е. чередование упражнений для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.).
4.Принцип доступности. Он опирается на учет индивидуальных особенностей учащихся, состояния здоровья, физическую подготовленность. Он означает непрерывное усложнение упражнений и их возможность выполнения каждым учеником
Использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений и упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено. Например, после подскоков рекомендуется медленно походить и глубоко дышать в течение 1-2 минут.
Любое занятие физической нагрузкой, особенно направленное на профилактику нарушения осанки, должно начинаться с разминочного комплекса. Это наилучший момент для разминки постуральных мышц и позвоночного столба .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 447 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://urait.ru/bcode/497802/p.134 (дата обращения: 16.12.2024). – Текст: электронный.
2. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб.: «Речь», 2011. - 68 с.
3. Диагностика прогрессирующего сколиоза у детей и подростков / Л. А. Ситко, С. Б. Злобин, Е. Г. Попов [и др.] // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2016. – № 4(83). – С. 63. – EDN VWSDZP.
4. Лечение плоскостопия у пациентов со спастическими и вялыми параличами [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.turner.ru/pip_dcp.html. Дата доступа: 15.12.2024.
5. Медведева, Л., Баранова, В. Использование гимнастических мячей при нарушениях осанки детей // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 6 – С. 77.
6. Черная, Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей: учебное пособие / Н.Л. Черная и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
7. Келишев, И. Г. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций: метод. разраб. для студентов ин-тов физ. Культуры / И.Г. Келишев. – Москва, 1980 – 258 с. – Текст: непосредственный.
8. Лукина, Г.Г. Проблема профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения – Челябинск: УралГАФК, 2010. – С. 84-91.
9. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. [Текст] / О. В. Кохырева. - М.: Просвещение, 2015. – 136с.
10. Лукина, Г.Г., Потапчук, А.А. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие / Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. – 245 с.
11. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
12. Барышева, Н.В. Основы физической культуры школьника: Ученое пособие для учителей физической культуры / Н.В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Борисов, В.Б. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании / В.Б. Борисов, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова // Физическая культура в школе. - 2013. - №4. - С. 39-44.
13. Колосницкий, Г.А. Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры / Г.А. Колосницкий, В.С.Кузнецов, Б.И.Мишин. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - С.12 -15.
14. Bess S., Schwab F., Lafage V., Shaffrey C., Ames C. Classifications for Adult Spinal Deformity and Use of the Scoliosis Research Society–Schwab Adult Spinal Deformity Classification. Neurosurg. Clin. N. Am. 2013. №24. P.185–193.