Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы понимать, что из себя представляет коммерческая деятельность, нужно разобраться в значениях терминов. Сама деятельность представляет собой процесс, а коммерческая деятельность являет собой процесс реализации товаров или услуг с последующей перепродажей, либо для конечного потребителя в пользование.
В основе коммерческой деятельности существует термин коммерция. Определений данному термину множество, в целом можно считать, что коммерция – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, который ставит перед собой целью заработать прибыль, при этом все их действия идут на пользу развития экономики и удовлетворяют потребности своего клиента или конечного потребителя с сохранением и/или улучшением уровня платежеспособного спроса.
Сам термин коммерция – происходит от латинского языка и в переводе означает торговля. При этом, сам термин торговля, имеет два значения. В первом случае имеется ввиду самостоятельная отрасль народного хозяйства, а во втором – торговые процессы, которые осуществляют акты купли-продажи с целью получения прибыли. Таким образом, нас интересует именно второй вариант трактовки данного термина, так как он имеет прямое отношение к коммерческой деятельности .
Исходя из определения термина коммерция и торговля, стоит отметить, что торговые операции происходят в сфере товарного обращения. Как известно, процессы и операции, происходящие в данной сфере, делятся на два вида:
1. Коммерческие.
2. Производственные.
Коммерческие (только торговые) – это процессы, которые реализуют акт купли-продажи. Целью данного процесса является получение прибыли, также, происходит смена форм собственности. Такие процессы содержат в себе и другие процессы, без которых эффективное проведение купли-продажи не представляется возможным. Примером может являться:
1. Организация товарооборота между производителем и конечным потребителем.
2. Изучение покупательского спроса на товар.
3. Реклама товаров.
4. Посредничество.
5. Клиентский сервис обслуживания.
6. Дополнительные услуги для клиентов.
7. Страхование товара (груза) при доставке покупателю.
Производственные процессы направлены на сохранение качества готового продукта. Примеры производственных процессов:
1. Доставка товара от производителя к заказчику и/или конечному потребителю.
2. Хранение.
3. Упаковка.
4. Фасовка.
Коммерческая деятельность содержит в себе следующие направления:
1. Закупка материально-технических товаров оптовыми и прочими коммерческими предприятиями.
2. Анализ и составление ассортимента товаров с последующим сбытом в организациях.
3. Организация сбыта товаров.
4. Отбор наиболее выгодного поставщика/бизнес-партнера для осуществления коммерческой деятельности.
5. Организация оптовой торговли и посредничество.
Данные направления являются основными задачами в коммерческой деятельности. Для достижения этих целей, нужно придерживаться основных принципов, такие как:
1. Прямая связь коммерции с принципами маркетинга.
2. Гибкость организации, то есть ее своевременная реакция и подстройка под постоянно меняющиеся условия рынка.
3. Навык просчета рисков.
4. Выявление и расстановка приоритетов.
5. Проявление инициативы и готовность нести ответственность.
6. Нацеленность на результат, а именно получение прибыли.
Связь коммерции с принципами маркетинга прямая, потому как, все правила рынка регламентированы и нет возможности вести коммерческую деятельность отдельно от них. Например, невозможно купить у производителя товар по себестоимости при хорошем спросе на него .
Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации. Данный принцип является наиболее важным, так как, исходя из практики, большая часть закрытых компаний стали банкротами из-за того, что не сумели вовремя подстроиться под изменившиеся условия рынка, а именно:
1. Заговор конкурентов с применением демпинга.
2. Изменение спроса потребителя на тот или иной товар.
3. Появление более дешевых качественных аналогов на рынке.
4. Удорожание себестоимости продукта от производителя.
5. Изменение законодательства, запрет или ужесточение права на торговлю/рекламу определенного товара или группы товаров.
Умение просчитать коммерческие риски также является важным аспектом в деятельности компании и ее руководства, в частности. Так как, риски в сфере торговли несут материальные потери, что напрямую сказывается на прибыли компании. Например, крупная оптовая закупка товара, который не решает проблему конечного потребителя. Либо заведомо ложное представление о товаре покупателю, что в ближайшем будущем скажется негативно на репутации компании. А также, невыполнение официальных договоренностей между заказчиком и исполнителем. В некотором ряде случаев, коммерческий риск сопряжен с нестабильной социально-политической ситуацией в стране.
Таким образом, нацеленность на результат, а именно получение прибыли, должна быть всегда. Иначе такая коммерческая деятельность теряет свое значение, и организация перестанет существовать.
1.2 Понятие и виды торговых услуг
Услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом. Торговая услуга - особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием розничной торговли .
Специфичность торговой услуги - симбиоз товара и оказываемой услуги по его продаже (неотделимость от товара) - является характерной особенностью рынка розничных торговых услуг. Для исключения ошибочного мнения стоит отметить, что услуги розничной торговли в литературе могут встречаться так же под определениями «дополнительные услуги», «торговая услуга», а так же подразумеваться под понятием «культура обслуживания». В целом, они отличаются друг от друга лишь категорией предоставляемых услуг в одной и той же области услуг розничной торговли. Основная услуга, которую оказывает розничная торговля, - это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.
Услугам присущи четыре характеристики, которые необходимо учитывать:
- Неосязаемость. Услуги неосязаемы. Их невозможно увидеть и попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента их предоставления.
- Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, будь то человек, машина или товар. - Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания.
- Несохраняемость. Услугу невозможно хранить.
Сфера услуг розничной торговли занимает значительное место в экономике и в жизни общества. Основным направлением этой сферы является максимальное удовлетворение потребностей человека не только в высококачественной продукции, но и в услугах. Специфика услуг розничной торговли состоит в том, что она производится и потребляется в основном одновременно и не подлежит хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения. Торговые услуги являются составляющей форм продажи товаров. Услуги розничной торговли имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкурентоспособности
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) к услугам розничной торговли относятся:
- реализация товаров;
- упаковка купленных в магазине товаров;
- прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары;
- подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже;
- прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли;
- погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством);
- перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет;
- оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;
- консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии;
- консультации диетологов, косметологов;
- гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей);
- функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
- послепродажное обслуживание.
Услуги розничной торговли включают в себя:
- реализацию товаров;
- оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
- дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
Реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:
- ознакомление покупателей с товарами;
- показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;
- консультации покупателей;
- выбор товаров покупателями;
- организацию расчета за товары;
- упаковку купленных товаров;
- выдачу купленных товаров;
- доставку купленных товаров по заказу покупателей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 дек. 2009 г. N 381-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2024. - Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw).
Основная литература:
2. Григорьев М. Н. Маркетинг : учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Григорьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 559 с.
3. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учеб. для бакалавров / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. - М. : Дашков и К, 2020. - 400 с.
4. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. - 456 с.
5. Дудакова И. А. Ориентация на потребителя - необходимое условие реализации менеджмента-маркетинга торгового обслуживания в малых и средних городах ЮФО / И. А. Дудакова / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2022. - N 2. - С. 87-90.
6. Иванов Г.Г. Коммерческая деятельность : учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. - 384 с.
7. Левкин Г.Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции (для бакалавров) / Г.Г. Левкин, О.А. Никифоров. - Москва : КноРус, 2021. – 258 с.
8. Левкин Г.Г. Коммерческая логистика: учебное пособие / Г.Г. Левкин. - Саратов : Вузовское образование, 2020. - 204 c.
9. Магомедов Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров / Ш.Ш. Магомедов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - 176 с.
10. Никишкин В.В. Маркетинг ритейла : Учебный справочник / В.В. Никишкин. – М. : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. - 200 с.
11. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова. – М. : КноРус, 2020. – 400 с.
12. Памбухчиянц О.В. Организация торговли: учеб. / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2021. - 296 с.
13. Памбухчиянц О.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2021. - 284 с.
14. Пахтусова Н.В. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Н.В. Пахтусова, А.Р. Муратова. - Краснодар : Краснодарский коооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2019. - 162 с.
15. Родина Т. Г. Ассортимент и требования к качеству икорных товаров / Т. Г. Родина, Е. П. Гогулина // Товаровед продовольственных товаров. - 2021. - № 3. - С. 41-48.
16. Романович В. К. Развитие торговой деятельности на основе совершенствования бизнес-процессов / В.К. Романович // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2019. - № 1. - С. 90-98.
17. Рычкова Н. В. Маркетинговые инновации : учеб. пособие / Н. В. Рычкова. - Москва : КноРус, 2020. - 226 с.
18. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2019. - 655 с.
19. Халевинская Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие / Е.Д. Халевинская. – М. : Издательство «Магистр» : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. - 304 с.
Интернет-ресурсы:
Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru.