Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вооруженные силы - это важнейший институт государственной власти. Поступающие и призванные на военную службу лица, должны соответствовать определенным требованиям, а именно: иметь необходимую профессиональную и физическую подготовку. Служба в вооруженных силах носит особый характер, лица, допущенные к ней, имеют законодательные ограничения своих прав и свобод. В связи с этим Конституция и законодательство РФ гарантирует военнослужащим повышенную социальную защищенность.
Социальная защита военнослужащих является основным индикатором соответствия их труда предъявляемым требованием со стороны государства. В силу специфики труда военнослужащих, они не могут получать дополнительные доходы на себя и семью, кроме денежного довольствия, получаемого от государства. Военнослужащие ограничены в возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния и всецело зависят от социально-профессиональной защиты со стороны государства.
Цель настоящей работы – проанализировать социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становление и социальное значение госу-дарственной социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
2. Выявить формы и виды социальных гарантий военнослужащим и их семьям.
3. Раскрыть правовое регулирование социальной защиты и соци-ального обеспечения семей военнослужащих
4. Проанализировать практику реализации социальных гарантий семьям военнослужащих.
Объектом исследования выступают общественные отношения по соци-альной защите семей военнослужащих.
Предметом исследования являются правовое регулирование социаль-ной защиты семей военнослужащих
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как М.Н. Бадальян, Д.А. Вавулин, А.В. Дерипаско, М.А. Катковская, А.А. Кирилловых, А.М. Эльмурзаева и других.
Методологическую основу (методы исследования) составили методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Эмпирическая база исследования основана на результатах официальных статистических данных.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных положений и выводов практикующими юристами в области права социального обеспечения, а также при подготовке учебно-методических кур-сов и совершенствовании материалов в процессе преподавания курса права социального обеспечения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографического списка.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1 История становление и социальное значение государственной соци-альной защиты военнослужащих и членов их семей
Проблемы социальной защиты, дальнейшего устройства и материаль-ной поддержки военнослужащих являлись для государства весьма сложными и решались исходя из экономических возможностей и сложившихся тради-ций. Отметим, что и сегодня некоторые вопросы обеспечения военнослужа-щих после окончания службы остаются трудноразрешимыми. Между тем во-еннослужащие составляют особую группу государственных служащих, при-званных выполнять воинский долг, рискуя самым важным для человека - собственной жизнью. В связи с этим изучение прошлого опыта представляет научный интерес. В рамках настоящей работы рассмотрим исторический ас-пект проблемы организации социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.
В истории России можно выделить несколько этапов в формировании системы социальной защиты. На начальных этапах были сформированы ос-новные принципы и положения в области денежного довольствия и помощи военнослужащих. Затем были сформулированы основные направления соци-альной защиты бывших воинов.
Социальное обеспечение военнослужащих включала:
- выделение земельных наделов;
- предоставление пенсионного обеспечения;
- предоставление льгот и т. д.
Отметим, что социальная помощь для служивых людей стала склады-ваться раньше, чем для других сословии. Так еще в 1551 году в «Стоглаве» в статье 72 «Об искуплении пленных» отмечалось: «Которых окупят царевы послы в ордах и во Цареграде, или в Криму, или в Казани, или в Астороха-ни, или в Кафи, или сами окупятся, и тех всех пленных окупати из царевы казны» .
При царстве Василия Шуйского строились особые дома куда после бит-вы свозили раненных воинов, там они безвозмездно проходили лечение, и могли посещать службы при монастыре, раненым предоставлялись лучшие кельи.
Также известно, что при Михаиле Федоровиче за полученные раны в битвах воинам давались вотчины.
История развития законодательного регулирования социального стату-са военнослужащих уходит своими истоками во времена Петра I, когда впер-вые получил закрепление принцип служения не только царю но и Отечеству. Впервые меры социальной защиты семей военнослужащих получили закреп-ление в Указе Петра I от 1701 года, согласно которого жены погибших воен-нослужащих получали право на получение поместья.
В 1706 году Петр I открыл первый госпиталь на базе госпитальной школы, который впоследствии стал первым в России высшим военным меди-цинским учебным учреждением. По сведению исследователя Г. В. Бариновой только: «в одной Москве были построены 90 таких заведении, где содержа-лись около 4000 человек» . Кстати, в петровскую эпоху была практика от-правлять престарелых воинов дослуживать на штатные должности.
Важное значение в становление государственной системы социального обеспечения служивых людей сыграли указы Петра I «Об определении в до-мовые Святейшего Патриарха богадельни нищих» и «Об учреждении во всех Губерниях госпиталей».
При императрице Екатерине II были построены каменные госпитали, куда стали определять воинов, прежде находившихся в монастырях. С 1777 года в госпитале получали лечение низшие офицерские чины, а для высших военных чинов стали строить инвалидные дома. Кроме того, в работе Г. В. Бариновой сообщается, что «военным ветеранам было назначено денежное содержание в сумме от 120 рублей в год армейским подполковникам и до 10 рублей - нижним чинам». Тогда же считает исследователь и были созданы первые инвалидные команды из числа отслуживших солдат и офицеров .
Организация инвалидных команд и рот, в которых сохранившие здоро-вье и работоспособность военнослужащие несли гарнизонную внутреннюю службу и получали денежное содержание явилось важным направлением государственной поддержки военных инвалидов в последующий историче-ский период. Так, в 1796 году по распоряжению императора Павла I из чис-ла военных инвалидов при гарнизонных батальонах были сформированы инвалидные роты и команды.
К примеру, в начале XIX века «инвалидная рота была сформирована в Саратове, она предназначалась для обеспечения внутреннего порядка в Са-ратове, но помимо гарнизонной службы военнослужащие были задействова-ны и на других направлениях. К примеру, они были задействованы на Эль-тонском соляном промысле. Военнослужащие также выполняли задачи по охране казны и магазинов на промысле, они привлекались к работам по пре-сечению распространения чумы из Астраханской губернии, несли службу на кордонах, установленных вдоль реки Волги, обеспечивая режим карантина для судов» . Положительные результаты функционирования инвалидных рот и команд повлияли на долговременность их существования. В ряде стран, например, в Пруссии они сохранились до начала XX века.
Законодательное оформление пенсионного обеспечения военнослужа-щих сформировалось лишь во второй половине XIX века. Однако еще в XVIII уволенным со службы были предусмотрены различные виды помощи, имевшие денежную и натуральную формы. Так, в Морском уставе (1720) го-ворилось о содержании инвалидов в госпиталях, выдачи им единовременно-го годового жалования. Отдельные выплаты предусматривались семье вои-на. Позже отставные офицеры могли рассчитывать на пенсии, но при нали-чии 25-летней выслуги либо в случае получения инвалидности. Однако, оце-нивая государственную поддержку военных инвалидов в России в эту пору, заметим, что она, особенно для солдат, оказалась недостаточной, многие из них находились в нищенском положении.
В XIX веке постепенно формируется нормативная база по социальному обеспечению служивых людей.
В 1827 году принят Устав о пенсиях, так же был создан пенсионный от-дел. Наряду с существующими источниками пенсионного обеспечения, кото-рое на то время складывалось из государственной казны и инвалидного ка-питала, а в 1859 году был образован новый источник - капитал эмериталь-ной кассы. Теперь военнослужащий должен был вносить 6 % из своего де-нежного содержания в эмеритальную кассу. Получать пенсию могли те, кто прослужил «беспорочно» то есть доблестно не менее 25 лет и осуществлял выплаты в кассу не менее 5 лет. Таким образом, пенсионное обеспечение ста-новится полностью денежным .
Правовое обеспечение социальной защиты военнослужащих получило развитие в 1912 году, когда был принят Устав о пенсиях, он устранил недо-статки предыдущего документа, предусмотрел увеличение размера пенсии для определенной категории военных служащих. Устав действовал вплоть до событии 1917 года .
Таким образом, уже в царской России в законодательстве получил за-крепление комплекс мер, направленный на обеспечение жизненно важных потребностей потерпевших. Недостатком законодательства того времени бы-ла высокая дифференциация установленных льгот и компенсаций в зависи-мости от категории военнослужащего.
Следующий этап развития законодательства в сфере социально-правовой защиты военнослужащих приходится на советское время.
С приходом советской власти были упразднены все благотворительные заведения и учреждения, осуществлявшие социальную защиту увечных вои-нов, на смену им пришла централизованная государственная система соци-ального обеспечения, в которой преобладало натуральное обеспечение воен-нослужащих - за солдатами сохранялось право на получение продоволь-ствия и предметов обмундирования.
Законодательную основу социальной защиты военнослужащих в 20-е годы XX в. составляли нормы ГК РСФСР 1922 г., которые были направлены на ограничение ответственности организации за причиненный ущерб. Так, в случае, если организация уплачивала в установленном порядке страховые взносы, то она освобождалась от компенсации вреда, причиненного наступ-лением страхового случая (ст. 413 ГК РСФСР 1922 г.). Социальное страхо-вание на этом этапе выступало единственным источником возмещения вреда.
В дальнейшем меры социально-правовой защиты нашли свое отражение в положениях Закона СССР «Об обязательной военной службе», утвержден-ном Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 18 сентября 1925 г., а впо-следствии в Законе СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обя-занности» .
Одной из особенностей советского правового регулирования социально-правовой защиты военнослужащих выступает большое число различных ве-домственных НПА, подзаконных актов. Многие из них были малодоступны, нормы, отдельные акты противоречили друг другу, что усложняло процесс реализации права военнослужащих на социально-правовую защиту. При этом в советское время военнослужащим и их семьям был обеспечен ста-бильный достойный доход, формирование советской идеологии создавало престиж воинской службы .
Разрушение этой системы в перестроечный период привело к резкому падению уровня материальной обеспеченности военнослужащих, уровень денежного вознаграждения военнослужащих был существенно ниже средне-го по стране, обострились жилищные проблемы, среди военнослужащих от-мечался рост социальной напряженности.
Переломным моментом стало принятие двух основополагающих зако-нов, которые до настоящего времени выступают фундаментом социально-правовой защиты военнослужащих: Федерального закона «О статусе воен-нослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
На современном этапе на военнослужащих распространяют свое дей-ствие все социальные льготы и преференции, установленные в общем поряд-ке для граждан России. При этом особенность военной службы, заключаю-щаяся в служении интересам государства и общества обусловила отдельные отличительные особенности социально-правовой защиты военнослужащих.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон РФ от 28.03.1998 года № 53–ФЗ (ред. от 02.10.2024) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. –1998. – № 13. – Ст.1475
3. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 года №76–ФЗ (ред. от 30.11.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде-рации : федер. закон от 29.11.2010 г. № 326–Ф3 (ред. от 29.10.2024) // Со-брание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.
5. О накопительно–ипотечной системе жилищного обеспечения во-еннослужащих : федер. закон от 20 августа 2004 г. № 117–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 34. – Ст. 3532.
Литература
6. Баранова Е. А. Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XVIII–XIX вв.: автореферат диссертации на соискание ученой сте-пени кандидата юридических наук. – Краснодар, 2010. – 32 с.
7. Баринова Г. В. Должны служить пожизненным и тихим для ра-ненных воинов пристанищем. – URL: http://history.milportal.ru/dolzhny–sluzhit– pozhiznennym–i–tixim–dlya–ranenyx–voinov– pristanish-hem/?print=print (дата обращения: 20.12.2024).
8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 8 – е изд., стер. – М., 2014. – 476 с.
9. Гурьянов Е. С. Социальные гарантии как фактор управленческо-го воздействия на военнослужащих // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Фе-дерации: сборник статей. Алтайский филиал РАНХиГС. – Барнаул, 2019. – С. 39–42.
10. Егоров А.В., Девлетов Р.Н. Социальная защита как фактор соци-ально–культурного развития семьи военнослужащего // Известия Саратов-ского военного института войск национальной гвардии. – 2021. – № 1 (5). – С. 67–70.
11. Елисеева Е. О. Социальная защита военнослужащих // Правовые, социально– гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных ис-следований: материалы Всерос. науч. – практич. конф. / под общ. ред. С. Е. Туркулец. – М., 2016. – С. 189.
12. Зайцева И.А. Специфика социальных проблем военнослужащих и членов их семей и их социально–правовая защита: правовой аспект //Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Национальной (Всероссийской) науч-но–практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 318–322.
13. Зубрицкий Д.Ю. Правовые основы реализации государственной политики социальной защиты военнослужащих // Стратегическое управле-ние: теория, практика и проблемы. Материалы XV Межрегиональной науч-но–практической конференции. – 2018. – С. 219–222.
14. Калинин М. А. Особенности социальной защиты и удовлетворен-ность социальными гарантиями военнослужащих // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 2 (29). – С. 407–411.
15. Корякин В.М. Военно–социальная работа в вооруженных силах Российской федерации: вопросы теории и практики. Учебное пособие. / В.М. Корякин – М., 2004. – 332 с.
16. Кудаев А. В. Социальная защита военнослужащих в условиях со-циально–экономического развития России: автореферат диссертации на со-искание ученой степени кандидата социологических наук. – Саратов, 2017. – 31 с.
17. Кузнецов А.А., Петриченко Д.Г. Современная система социаль-ной защиты военнослужащих и членов их семей // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 1–5 (71). С. 352–355.
18. Лаврова Д. И. Социальная политика, социальная защита, соци-альные стандарты и социальные гарантии // Вестник Всероссийского обще-ства специалистов по медико– социальной экспертизе, реабилитации и реа-билитационной индустрии. – 2015. – № 1. – С. 86–91.
19. Лобанов Н.Р. Об особенностях осуществления социальной защи-ты военнослужащих // Актуальные проблемы управления, экономики и пра-ва: научные подходы студентов и аспирантов Сборник научных работ. Отв. ред. А.Е. Илларионов, А.И. Новиков. – Владимир, 2018. – С. 173.
20. Лушников В. В. Система социальныx гарантий на государствен-ной военной службе / // Вестник Владимирского государственного универси-тета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. – 2020. – № 1 (23). – С. 24–29.
21. Носов А.А. Права членов семьи участника накопительно–ипотечной системы, исключенного из списков личного состава воинской ча-сти в связи с гибелью или смертью // Человек: преступление и наказа-ние. Сборник материалов Международной научно–теоретической конферен-ции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов. В 3–х ча-стях. – Рязань, 2021. – С. 84–88.
22. Рябова О.А., Кузнецова Н.А., Матвеева Т.П., Кузнецова Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих и их семей в Российской Федерации // Modern SciencE. – 2020. – № 2–2. – С. 179–183.
23. Стоглав. Собор 1551 года. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/stoglav/ #0_78 (дата обращения: 20.12.2024).
24. Ташпекова А. Т. Из истории Саратовской инвалидной команды // Первый командир Отдельного корпуса внутренней стражи России – генерал от инфантерии Е. Ф. Комаровский: сборник статей по материалам межвузов-ской научно–практической конференции. – Санкт–Петербург, 2019. – С. 210.
25. Тютюнов Н. В. Упорядочение денежного довольствия военно-служащих для исчисления военных пенсии //Социально–политические науки. – 2012. – № 3. – С. 103–112.