Фрагмент для ознакомления
2
П. Спилбергер поделился ситуационными и личными проблемами. Ситуационная или реактивная тревога обычно возникает как кратковременная реакция на любую текущую ситуацию, в то время как личная тревога на самом деле является личностной чертой и означает, что человек воспринимает различные ситуации и обстоятельства как вызывающие беспокойство, хотя объективно это может быть совсем не так. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что и тревога как состояние, и тревожность как свойство человека противоречат основным личностным потребностям: потребности в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности и защищенности.
Позиция отечественных психологов относительно природы и проявлений тревожности во многом совпадает с позицией зарубежных психологов. Так, А.И. Сахаров отмечает, что тревожность как черта личности формируется только в школьном возрасте, в то время как тревожность в дошкольном возрасте носит преимущественно ситуативный характер и поддается коррекции. То же самое можно сказать и о понимании страха Х. Спилбергером, которое предлагает Ю.И. Ханин. Он рассматривает тревожность как индивидуальную психологическую особенность человека, проявляющуюся в его склонности реагировать страхом на ряд жизненных ситуаций, большинство из которых вообще не вызывают такой реакции. Ханин проводит различие между "страхом", "тревожным предчувствием" и "тревогой" и определяет тревогу как выраженную эмоцию, связанную с конкретной угрозой жизни и благополучию человека [16].
Разница между страхом и тревогой заключается в том, что они возникают не из-за конкретной угрозы, а из-за ее вероятности, и не всегда могут иметь негативный оттенок. Часто перед позитивными, эмоционально значимыми событиями человек может проявлять беспокойство и волнение. Страх объединяет обе эмоции и характеризует их проявления на уровне физических проявлений: чрезмерное тщеславие или, наоборот, глухота; болтливость, путанность в словах, испарина на лбу, дрожание рук и т.д.
А.М. Уоршенс предлагает дифференцировать тревогу в зависимости от ситуации на самооценочную, межличностную и педагогическую. Мы говорим о тревоге, связанной с самооценкой, когда ситуация или обстоятельства проверяют нашу самооценку на прочность. Межличностная тревожность характерна для ситуаций межличностного взаимодействия, а образовательная тревожность характерна для ситуаций обучения. Ситуативная тревожность может возникать вербально или невербально, но она всегда вызывает у противника тревоги чувство выраженного дискомфорта.
Члены сообщества также предложили провести различие между открытой и закрытой формами оповещения. Открытые формы включают культивируемую тревожность, острую, нерегулируемую тревожность и регулируемую, компенсирующую тревожность. К закрытым формам страха автор отнес так называемые маскированные формы, в которых в качестве масок могут выступать агрессивность, лживость, чрезмерная мечтательность, лень и кажущееся безразличие. Е.В. Новикова и Б.И. Кочубей также отметили связь страха с активностью и выделили три типа страха: деструктивный, неадекватный и конструктивный. Деструктивный тип тревожности негативно влияет на общую продуктивность выполняемой деятельности и в то же время ухудшает общее психологическое состояние человека [11; 14].
Неадекватный тип тревожности, напротив, проявляется на низком уровне - там, где это объективно необходимо. Конструктивный тип тревожности характеризуется оптимальным уровнем, который положительно влияет на общую эффективность деятельности. Исследования В.В. Лебединского показали, что дети с повышенной тревожностью относятся к группе риска по невротическим расстройствам, девиантному поведению и различным эмоционально-личностным расстройствам. Ученый отметил, что тревожность становится особенно заметной в подростковом возрасте: тревожный подросток часто имеет неадекватную самооценку, а его представления о себе обычно запутанны и противоречивы. Подросток часто испытывает проблемы в межличностном общении, проявляет неуверенность в себе, а его интересы безразличны и не имеют четкой направленности.
Ф.Б. Березин проследил интересную взаимосвязь между тревожностью и активностью и отметил мобилизационный характер тревожности. Ученый отметил, что состояние тревожности создает прецедент для усиления поведенческой активности и изменения вектора поведения: состояние тревоги заставляет вас двигаться и выходить из своей зоны комфорта. Отсутствие тревожности воспринимается организмом как норма, которая позволяет вам находиться в состоянии относительного спокойствия, то есть в вашей зоне психологического комфорта. Между тем именно страх способствует развитию личности и ее самореализации.
Судя по исследованиям разных авторов, выясняется, что причины тревожности могут быть самыми разными, но для удобства их можно разделить на отдельные подгруппы, особенно социальные и психологические.
К социальным причинам относятся особенности межличностных отношений в разном возрасте, степень успешности в профессиональной деятельности и потенциальные возможности, возможность самореализации, социальный статус и его соответствие способностям человека. Психологические причины более разнообразны. На уровень тревожности существенно влияет ориентация индивида: существует обратная зависимость между уровнем тревожности и социальной ориентацией. Активные, эмоционально стабильные и склонные к лидерству люди менее подвержены личностной и ситуационной тревоге.
Интроверсия, замкнутость, склонность к самоанализу и глубокая саморефлексия - все это факторы, которые усиливают ситуационную тревожность и приводят к высокому уровню личной тревожности. К таким факторам также можно отнести низкую самооценку и нарушение адекватности в восприятии себя. Существуют также предпосылки для высокой личностной тревожности на психофизиологическом уровне, которые характеризуют особенности строения и функционирования центральной нервной системы. К ним относятся слабый тип нервной системы, преобладание процессов торможения над процессами возбуждения.
Таким образом, мы обнаруживаем, что тревожность в целом имеет положительное адаптивное значение, но сильная личная тревога, как правило, дает противоположный эффект. Негативными аспектами личностной тревожности являются - потенциальная угроза здоровью субъекта, постоянно находящегося в тревожном состоянии; в первую очередь следует учитывать высокий риск развития невротических расстройств; - связь тревожности с профессиональной ориентацией обратно пропорциональна: чем выше уровень тревожности, тем менее успешной становится профессиональная деятельность индивидуума; - высокий уровень личностной тревожности искажает восприятие субъектом окружающей действительности: он начинает становиться враждебным и не способствует установлению эффективных межличностных отношений [3; 9].
Психологи выделили несколько различных классификаций типов тревожности. Наиболее популярной является классификация личного и реактивного беспокойства Спилбергера, которая отделяет психическое состояние от психического свойства. Однако существует тенденция различать типы тревоги в зависимости от специфики той сферы жизни, в которой она проявляется (межличностная, образовательная, предварительная и т.д.). При рассмотрении тревожности также можно выделить уровни: физиологические, психологические реакции, поведенческие, межличностные.
Интерес специалистов к проблеме механизмов тревожности является острым. Отмечается, что многоуровневая структура страха приводит к необходимости выявления механизмов. Специфичен для разных уровней. Например, тревога как спонтанное эмоциональное состояние возникает из-за противоречия в оценке ситуации с базовыми личностными потребностями - с потребностью в эмоциональном благополучии, с чувством уверенности, защищенности.
Другим механизмом является совокупный эффект воздействия нескольких психических свойств, присущих конкретному человеку (недостаточное знание может усилить тревогу при реагировании). Способ оценки ситуации как угрозы или страха является основой для выделения сознательной регуляции как одного из механизмов контроля или возникновения тревоги.
Обсуждение причин тревоги позволило нам выявить ее уровни (сознательный и бессознательный) и типы (психологический и социальный, с дальнейшим уточнением).
Тревожность как психологический феномен
Психоаналитический подход. Одним из первых попытался объяснить природу страха, например, Фрейд. Согласно учению Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека, действия, импульсы, мысли или воспоминания, которые вызывают мучительную боль или вызывают сильный страх, вытесняются из сознания, а силы, которые привели к вытеснению происходящего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании [12; 18].
Здесь действует физиологический механизм, близкий к механизму "защитного" торможения, когда торможение при чрезмерном возбуждении защищает кору головного мозга от чрезмерного перевозбуждения, поэтому острые аффективные переживания, болезненные для субъекта и неприемлемые для субъекта, активно подавляются, "вытесняются" из сознания и забываются самим субъектом. тема. Когда депрессивные идеи угрожают прорваться на сознательном уровне, они могут снова вызвать беспокойство и, следовательно, снова стать подавленными. В результате человек переживает бесконечный подсознательный конфликт. Сильный страх имеет решающее значение в основе вытеснения.
Тревожность - это эмоциональное состояние, подобное тому, которое мы испытываем, когда нам угрожает внешняя угроза, это функция "эго", и его цель - предупредить человека о надвигающейся угрозе, которую необходимо выполнить или избежать. Страх позволяет человеку адаптивно реагировать на угрожающие ситуации.
Подавление можно рассматривать как основной, изначальный защитный механизм, избавляющий человека от болезненных переживаний страха. Но часто подавленные мысли и побуждения не могут удерживаться на подсознательном уровне, и вместе с ними прорывается страх, который с ними связан. В результате начинают действовать различные дополнительные защитные механизмы, функция которых заключается в укреплении "плотины", сдерживающей запрещенные импульсы. К ним относятся замещение, рационализация, реактивное воспитание, проекция, регрессия, сублимация и изоляция (интеллектуализация).
Вытеснение зависит от того, существует ли угроза "эго" (основная угроза самоуважению), а не от простого преследования или угрозы. Дальнейшие исследования показали, что когда причина вытеснения (угроза эго) исчезает, вытесненное содержание возвращается в сознание. Когда угроза устранена, подавленный материал может безопасно вернуться на уровень осознания.
Следует признать, что утверждение Фрейда о том, что люди используют подавление для обработки угрожающих или неприятных переживаний, в настоящее время не имеет убедительной эмпирической поддержки, и поэтому невозможно проверить связь между подавлением и тревогой, раскрыть сложную природу тревоги и ее происхождение в организме. А. Адлер рассматривал в своей теории индивидуальной личности он рассматривал страх как симптом невроза и довольно широко понимал последний как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные расстройства поведения. Невроз - это естественное, логичное развитие личности, которая относительно неактивна, эгоистично стремится к превосходству и поэтому имеет задержку в развитии социального интереса, которую мы постоянно наблюдаем у самых пассивных, избалованных людей.
Пациенты с неврозом - это люди, которые выбрали неправильный образ жизни в основном потому, что в раннем детстве они либо страдали от физических страданий, либо подвергались чрезмерному уходу и баловству, либо были отвергнуты. В таких условиях дети становятся чрезмерно тревожными, не чувствуют себя в безопасности и начинают вырабатывать стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности. Жизнь невротического пациента связана с ощущением постоянной угрозы самоуважению, чувством незащищенности и повышенной чувствительностью.