Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования
Слово «стратегия» происходит от греческого «strategos», что означает «искусство полководца». Понятие стратегии происходит от военной теории, в которой «искусство генерала» и «искусство лейтенанта» четко разделены. В современном менеджменте стратегия - это подробный, всеобъемлющий, всеобъемлющий план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей.
В условиях глобальных кризисных явлений и гипердинамических изменений в мировой экономике вопрос эффективного и устойчивого функционирования предприятия занимает важное место. Чтобы эффективно управлять компанией в динамичной и быстро меняющейся бизнес-среде в современных условиях, в долгосрочной перспективе на первый план выдвигается потребность в новых подходах к управлению бизнесом. Сегодня в мировой практике стратегический менеджмент является таким инструментом обеспечения эффективности и конкурентоспособности. Развитие стратегического менеджмента на предприятиях сталкивается с рядом методологических трудностей, одной из которых является выбор эффективной стратегии развития предприятия. Процесс разработки эффективной стратегической деятельности предприятия - многогранная и сложная задача, требующая рассмотрения основных теоретических подходов к определению понятия «стратегия развития предприятия» 13, С. 71.
Анализ базовых стратегий позволяет сделать вывод, что существуют терминологические различия в определении стратегии и различные подходы к классификации стратегий, К. Миддлтон отмечает, что «определение стратегии всегда связано с выбором направления развития деятельности организации и маршрута этого движения». Все многообразие определения стратегий можно свести к трем группам:
стратегия как средство достижения целей компании, плана или модели действий;
стратегия как набор правил принятия решений;
стратегия как программа функционирования предприятия во внешней среде, то есть программа взаимодействия с конкурентами, удовлетворения потребностей клиентов, реализация интересов собственников, укрепление конкурентных позиций предприятия.
Таким образом, первая группа может включать подходы Мескона, Альберта, Хедури к определению стратегии, которые указывают на то, что стратегия представляет собой подробный, всеобъемлющий, комплексный план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей 10, С. 64.
Примером второй группы является определение стратегии как «определение долгосрочных корпоративных целей и задач, корректировка связанных с ними действий и получение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей». Согласно этому определению, стратегия является средством координации целей и ресурсов, наиболее подходящим для концепции стратегического управления. Стратегия наиболее точно характеризуется среди представителей третьей группы.
Стратегическое управление - это всеобъемлющий набор текущих действий и процессов, которые организации используют для систематической координации и согласования ресурсов и действий с миссией, видением и стратегией в рамках всей организации. Деятельность по стратегическому управлению превращает статический план в систему, которая обеспечивает стратегическую обратную связь для принятия решений и позволяет плану развиваться и расти по мере изменения требований и других обстоятельств. Выполнение стратегии в основном является синонимом управления стратегией и представляет собой систематическую реализацию стратегии.
Стратегическое планирование - это процесс планирования, организации, контроля и координации деятельности организации для достижения ее долгосрочных целей и обеспечения ее конкурентоспособности на рынке. Основная задача стратегического менеджмента заключается в определении и формулировании стратегии организации, определяющей ее основные направления развития, цели и пути достижения этих целей. Стратегический менеджмент включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации, разработку стратегических целей и планов, а также реализацию и контроль за их выполнением 11, С. 49.
Главная особенность процесса стратегического управления заключается в его параллельном и последовательном характере - возможности одновременного выполнения различных этапов процесса (в этом принципиальное отличие стратегического управления от стратегического планирования – при стратегическом планировании операции процесса выполняются последовательно, результатом процесса является плановый документ - стратегический план развития процесса). При разработке и реализации стратегии существует возможность пропустить ряд этапов и вернуться к этапам, которые были выполнены ранее, до завершения всего цикла стратегического управления. Инновационная деятельность предприятий и организаций направлена в первую очередь на создание конкурентных преимуществ за счет внедрения новых продуктов, процессов и организационных решений. Условно его можно разделить на два класса: предпринимательский и стратегический. В первом случае речь идет о создании новых сфер деятельности, реализующих инновационные идеи как в рамках новых, так и уже существующих компаний. Во втором случае речь идет об адаптации инноваций к существующему способу работы компании.
1.2. Типы стратегий
Современная теория менеджмента выделяет несколько типов стратегий. Базовая стратегия - это стратегия, описывающая общее направление роста компании и развития ее производственной деятельности. В нем показано, как управлять различными типами компаний, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения на этом уровне являются наиболее сложными, поскольку они влияют на компанию в целом 18, С. 63.
Основная стратегия организации формируется высшим руководством. М.М. Алексеева считает, что разработка стратегии решает две основные задачи: необходимо выбрать и использовать основные элементы базовой стратегии; необходимо определить конкретную роль каждого подразделения компании в реализации стратегии и согласовать распределение ресурсов между ними. Два удобства, разнообразие базовой стратегии, по мнению М.М. Алексеевой, можно свести к трем основным типам: стабильность, рост, сокращение. Стратегия стабильности заключается в том, чтобы сосредоточиться на существующих направлениях бизнеса и поддерживать их. Он широко используется крупными компаниями, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия, направленные на то, чтобы избежать государственного контроля или штрафов за монополизацию 12, С. 49.
Стратегия роста заключается в расширении организации, часто за счет проникновения и завоевания новых рынков. Чаще всего он используется в быстро развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Характерным является ежегодное выявление значительного превышения показателей развития по сравнению с уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются компании, стремящиеся к диверсификации, чтобы выйти на рынки, переживающие стагнацию. Эта стратегия может быть нацелена на внутреннюю или внешнюю среду. Внутренний рост характеризуется расширением ассортимента продукции, внешний рост может быть «вертикальным» (слияние, если компании находятся в несвязанных отраслях) и «горизонтальным» (приобретение связанных, если компании-поставщики и т. д.) 15, С. 54.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник. - 2020. - 448c.
2. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для среднего профессионального образования /А. П. Карасев 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт - 2019. — 315с.
3. Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. – 2018. – № 9. – С. 83-86.
4. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 2. - С. 102-104.
5. Кошевенко С.В. Цифровизация трансформации мировой экономики // Экономический журнал. – 2020. – № 3(51). – c. 77-91.
6. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
7. Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев // Наука-2017.–№ 3.–С. 25–38.
8. Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии / А. Кулиева // Форум молодых ученых. - 2021. №6 (58). - С.438-442.
9. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
10. Ланин А.С. Сущность и функции стратегии развития предприятия / А.С. Ланин // Вестник науки. - 2020. - Т.4. №12 (33). - С.75-78
11. Левин А.А. Классификация стратегий развития компаний / А.А Левин // Скиф. - 2019. - №6 (34). - С.115-120
12. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
13. Морланг Д.А. Разработка стратегии развития предприятия / Д.А. Морланг // Студенческая наука - взгляд в будущее: сб. ст. – Красноярск. - 2021. - С.234-237.
14. Павлюкова А.В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании / А.В. Павлюкова // Заметки ученого. - 2021. - №5-1. - С.546-550.
15. Пономаренко О.М. Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. 2020. - С.65-70.
16. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С.А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 481 с.
17. Ремеслова В.А. Понятие, сущность и отличительные особенности наступательной и оборонительной стратегий / В.А. Ремеслова // Вестник современных исследований. - 2018. - №11.6 (26). - С.294- 296.
18. Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А. Роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 6 (31). - С. 39-38.
19. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
20. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. — 576 с.
21. Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204-207.
22. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
23. Шиндина К.В. Теоретические основы разработки конкурентных стратегий предприятий / К.В. Шиндина // Оригинальные исследования. 2020. -Т.10. - №9. - С.15-19.
24. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
25. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58.