Фрагмент для ознакомления
2
Миротворческая деятельность Организации Объединённых Наций (ООН) является одним из ключевых инструментов поддержания международного мира и безопасности. В XXI веке в условиях постоянного роста, возникновения новых и обострения ранее возникших региональных конфликтов, террористических угроз, гуманитарных кризисов, нарастающей напряжённости, новых угроз таких как киберугрозы и изменение климата , роль миротворчества становится всё более значимой. Несмотря на успехи в предотвращении конфликтов, ООН постоянно критикуется за недостаточную эффективность отдельных операций, финансовые проблемы и политизацию миротворческой деятельности.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы изучить особенности, достижения и проблемы миротворческой деятельности ООН в XXI веке, а также определить пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Во – первых, раскрыть теоретические основы миротворческой деятельности ООН, охарактеризовать основные миссии ООН в XXI веке.
Во-вторых, проанализировать ключевые проблемы и угрозы, с которыми сталкивается организация в современных условиях, исследовать перспективы развития миротворческой деятельности.
В – третьих, выработать рекомендации для повышения её эффективности ее деятельности.
Объектом исследования является миротворческая деятельность Организации Объединённых Наций, предметом - механизмы, инструменты и результаты миротворческой деятельности ООН в XXI веке.
В ходе исследования используется метод анализа документов, в первую очередь, для изучения устава ООН, резолюций Совета Безопасности и докладов Генерального секретаря, так статьи 33, 39-42 Устава ООН, формирует правовые основы миротворческой деятельности, резолюции Совета Безопасности, такие, например, как резолюция 1325 о роли женщин в миротворчестве, доклады Генерального секретаря, в частности, такие как доклад Брахими, подчёркивают необходимость реформирования системы.
Исторический метод используется для анализа эволюции миротворческой деятельности ООН, сравнительный метод для сопоставления успешных и неудачных миссий ООН, а также системный подход для изучения взаимодействия ООН с другими международными и региональными организациями.
Необходимо отметить, что исторический подход к изучению миротворческой деятельности ООН, исторический анализ позволяет проследить эволюцию миротворческой деятельности ООН, начиная со дня её основания и до современности. В XXI века можно выделить следующие этапы, а именно после «Холодной войны», то есть 1990-е – начало 2000-х, для которого характерно расширение мандатов миротворческих операций, в том числе в форме гуманитарных миссий, восстановления государственности и демократизации. В качестве примера можно было рассматривать операции в Косово (UNMIK) и Восточном Тиморе (UNTAET).
Следующий этап эпоха глобальных вызовов, то есть период с 2000-х –по настоящее время, для которого характерны рост нестабильности вследствие региональных конфликтов, активизации международных террористических организаций, климатических изменений. В данный период своего существования ООН сосредотачивается на многофункциональных миссиях, в том числе защите гражданского населения, содействии восстановлению мира.
Исторический подход позволяет извлечь и усвоить уроки прошлого, в частности, такие как недостаточно жесткая реакция на геноцид в Руанде, если обратиться к событиям 1994 года, и неэффективность операций в Сомали, проводившихся в 1993 году, что стало основой для реформирования миротворческих механизмов .
Аналитический подход предполагает детальное изучение современных миротворческих операций с точки зрения их эффективности, проблем и перспектив.
Исторический и аналитический подходы позволяют комплексно оценить миротворческую деятельность ООН в XXI веке. Несмотря на значительные успехи, эффективность миротворческих миссий часто снижается из-за политических и финансовых факторов.
Вопросы миротворчества ООН активно исследуются в работах таких учёных, как Бутрос Бутрос-Гали, Карел Васак, Франческа Михальзик и других. Существенный вклад внесён через научные исследования в области международного права, политологии и конфликтологии. Однако динамика развития требует обновления научных подходов к анализу и реформированию миротворческой деятельности ООН.
В 1970 г. Л. Фабиан определил миротворчество просто как «военно-политический контроль ООН над локальным конфликтом с помощью политически беспристрастных, по сути, несиловых методов» .
В 1994 г. австралийский Объединенный постоянный комитет по вопросам внешних сношений, обороны и торговли в докладе парламенту страны принял ряд дефиниций, относящихся к миротворчеству . Миротворчество, как сложный и многогранный процесс, предполагает развертывание военного, полицейского и гражданского персонала для содействия выполнению договоренностей, достигнутых конфликтующими сторонами или правительствами. Такой подход основывается на принципах сотрудничества и мирного урегулирования, при этом применение военной силы, за исключением самообороны, считается несовместимым с концепцией миротворчества.
Несмотря на отсутствие прямого юридического закрепления в Уставе ООН, миротворческие операции стали одним из наиболее очевидных и часто используемых инструментов Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности. С момента их появления до и после "холодной войны", такие операции выполняли ключевую роль в стабилизации конфликтных регионов.
Традиционные миротворческие операции проводятся силами невооруженных или легковооруженных контингентов, задача которых состоит в осуществлении контроля за соблюдением режима прекращения огня, мониторинг вывода войск, установление буферных зон и выполнение сопутствующих соглашений. Такие миссии играют критически важную роль в предотвращении эскалации конфликтов и создании условий для долгосрочного политического урегулирования.
Современная миротворческая деятельность ООН всё чаще выходит за рамки традиционных функций, включающих исключительно наблюдение и проверку. Она требует комплексного подхода, учитывающего политические, социальные и гуманитарные аспекты конфликтов. «Расширенное» миротворчество , напротив, предполагает дополнение традиционного миротворчества такими видами деятельности, как наблюдение за выборами или их организация, защита прав человека и оказание помощи или осуществление функций гражданской администрации в период перехода к независимости и демократии» . Еще одна дефиниция миротворчества общего характера была предложена Министерством обороны Австралии. Она гораздо короче, согласно ей, миротворчество «включает невоенные операции (за исключением самообороны), которые проводятся внешними силами с согласия всех основных воюющих сторон и предназначены для наблюдения и содействия в реализации действующего соглашения о перемирии в поддержку дипломатических усилий для достижения политического урегулирования спора» . Такое определение подчеркивает ключевые элементы миротворческой деятельности, такие как согласие сторон и участие миротворцев в качестве нейтральной третьей стороны для содействия дипломатическим усилиям. Однако, акцент на согласии и исключении вооруженного противостояния делает это определение менее применимым к современным реалиям миротворчества.
Современные миротворческие операции значительно эволюционировали, расширяя свою функциональность и охватывая сложные ситуации, где согласие сторон может отсутствовать, а необходимость применения силы для защиты гражданского населения становится неизбежной. Несмотря на попытки создать универсальное определение миротворчества, которое бы охватывало все аспекты и методы этих операций, стоит учитывать, что миротворчество — это динамичное явление, тесно связанное с текущими дипломатическими, политическими и социальными контекстами.
Понятие «традиционное миротворчество» опирается на исторический опыт операций, проводимых преимущественно для наблюдения и контроля прекращения огня. Этот термин отражает ограниченность функционала первых миссий, которые представляли собой скорее мониторинговые и посреднические усилия. Некоторые исследователи предлагают использовать альтернативное определение — «историческое миротворчество», чтобы подчеркнуть временные рамки и этапы эволюции подходов к миротворческой деятельности.
Современное миротворчество охватывает широкий спектр задач, включая защиту гражданских лиц, содействие восстановлению государственного управления и поддержку постконфликтного урегулирования. Поэтому любая дефиниция, претендующая на универсальность, должна учитывать как историческую основу, так и нынешнюю трансформацию миротворческих операций в условиях новых вызовов и угроз.
«Традиционное миротворчество» проводится исключительно на основе главы VI Устава ООН. Изначально операции по поддержанию мира осуществлялись для того, чтобы сохранить status quo, сдерживая конфликт с целью выиграть время для оказания дипломатического давления на его стороны, в то время как достигалось устойчивое мирное урегулирование.
«Традиционное миротворчество», будучи зависимым от категорий непринуждения или доброй воли, не может начаться или продолжиться без наличия согласия.
Таким образом, миротворчество можно определить как деятельность, направленную на предотвращение, урегулирование и устранение вооружённых конфликтов, восстановление мира и содействие устойчивому развитию, которая осуществляется на основе Устава ООН, содержащем основные механизмы поддержания международного мира и безопасности. Миротворчество предполагает размещение миротворческих сил в зоне конфликта, проведение переговоров между сторонами, оказание гуманитарной помощи и содействие восстановлению разрушенной инфраструктуры .
В числе основных принципов миротворчества ООН согласие сторон, что предполагает, что миротворческие миссии развёртываются только с согласия сторон конфликта, что позволяет избежать обвинений в нарушении суверенитета.
Нейтралитет еще один из основополагающих принципов миротворчества, то есть миротворцы действуют беспристрастно, не поддерживая ни одну из сторон, что обеспечивает доверие к их действиям, а применение силы возможно только в целях самообороны, то есть миротворцы могут использовать оружие только для защиты себя или мирного населения, но не для наступательных операций.
Мандат Совета Безопасности также является необходимым условием миротворческой деятельности, то есть все операции проводятся в рамках резолюций Совета Безопасности, который определяет цели, масштаб и задачи миссий.