Фрагмент для ознакомления
2
Роль фонетических навыков в иноязычном обучении подчеркнута в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (п.43.3. ФГОС НОО), так как от правильного формирования фонетических навыков зависит успешность говорения и аудирования [ФГОС НОО].
Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи [Е. Б. Быстрая, с. 43].
Под фонетическими навыками нами будут пониматься автоматизированные произносительные навыки, определяющиеся аспектами английского языка (звукопроизносительные навыки, навыки ударения, интонации) [Э.Г. Азизов, А.Н. Щукин с. 347].
Термин «фонетический навык» не равен термину «произносительный навык», так как последний отвечает за сформированность речедвигательнвх навыков в процессе произношения звуков. Фонетический навык отвечает за комплекс речеслуховых, артикуляционных, зрительных операций, направленных на распознание речи, определение его значения на основе имеющегося фонетического восприятия и воспроизведение в речи [С. О. Власова, с. 221].
Все это показывает, что фонематическая система любого языка основывается на работе трех анализаторов – речедвигательного, зрительного и слухового. Их работой руководят разные отделы головного мозга [Т. Л. Павлова, с.87].
Учитывая тот факт, что фонетическая система английского языка значительно отличается от русского, обучение фонетике на уроках английского языка вызывает серьезные препятствия в формировании фонетических навыков. Это явление получилось название межъязыковая интерференция. Оно проявляется, когда обучающиеся стремятся произносить английские звуки по принципу артикуляции родного языка. Это значительно ограничивает процесс понимания речи. В связи с этим учителю необходимо грамотно воспроизводить произношение звуков, показывая как при этом должен работать артикуляционный аппарат [О. А. Ямщикова, с. 55].
В фонетические навыки входят:
1.Ритмико-интонационные навыки – основаны на использовании интонировании речи и использованию ударения;
2.Слухо-произносительные навыки - делятся на аудитивные и произносительные [О. А. Ямщикова, с. 33].
Показателем сформированности фонетического навыка является доведение этой способности до совершенства: восприятие слышимого звукового образца и его воспроизведение осуществляются автоматизированно, безошибочно, быстро, стабильно [Федеральная программа НОО «Иностранный язык»].
Основные требования к произношению - фонематичность (степень правильности фонетического оформления речи, достаточное понимание ее собеседником) и скорость (степень автоматизации произносительных навыков, позволяет ученикам говорить в нормальном темпе речи) [А.А. Ким с.46].
Говоря о фонетических навыках речи, надо помнить, что успех их формирования зависит от развития речевого слуха, в том числе фонетического, фонологического и интонационного. Н.Д Гальскова (2013), Н.И. Гез (1982) определяет фонетический слух как «способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные особенности речи», что является необходимым условием обучения «без акцента» [Н. Д. Гальскова с. 26], [Н. И. Гез c. 64]. Все это прослеживается в требованиях к овладению фонетическими навыками на уровне начального образования в области говорения и аудирования.
Таким образом, фонетические навыки определяются автоматизированные навыки по правильному произношению, интонированию речи на уроках английского языка.
1.2. Особенности формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы
Младший школьный возраст приходится на период от 6 до 10 лет.
Исследователи в области возрастных особенностей младших школьников выделяют тот факт, что к началу школьного обучения у обучающихся происходит качественное изменение психики. Это связано с переходом на новый вид деятельности – учебный. Однако, несмотря на этот факт младшие школьники все еще нуждаются в использовании игровых методов [С. В. Павловна c. 10].
Изменение психической деятельности младших школьников, качественное своеобразие коммуникативных навыков и формирование навыков учебной деятельности благоприятно сказывается на процессе иноязычного обучения. В шестилетнем возрасте психофизиологическое развитие детей достигает уровня владения основами иностранного языка. Это объясняется, прежде всего, способностью детей этого возраста точно повторять услышанные звуки и интонации, а также склонностью повторять их несколько раз. Именно эти качества, наряду с детской любознательностью, богатым воображением и желанием играть, помогают детям младшего школьного возраста эффективно осваивать основы иностранного языка, несмотря на их неспособность понимать объяснения грамматических правил и конструкций [З. И. Никитенко c. 69].
В соответствии с замечаниями Е.Н. Солововой (2002), условием успешного обучения иностранному языку в начальной школе является учет психофизиологических факторов, поскольку субъектом процесса обучения является учащийся. Исследователь отметила, что невозможно организовать обучение на иностранных языках без учета возрастных, физиологических, психических и индивидуально-психологических особенностей младших школьников, навыков и умений преподавания иностранных языков, а также навыков и умений, детского опыта на родном языке [Е. И. Соловова c. 164].
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В возбудительных процессах в нервной системе преобладают тормозные процессы. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы. В младшем школьном возрасте рост физической активности у учащихся значительно повышается, увеличивается работоспособность, так как детям необходимо сидеть на уроках в течение длительного времени. Однако у учащихся этого вопроса присутствуют сложности с длительной концентрацией внимания. Исследования показали, что младший школьник способен удерживать внимание только в течение 20 минут. Поэтому учителя начальной школы чередуют разные виды деятельности для поддержания необходимого уровня работоспособности младших школьников [И.В. Вронская, А.С. Осипова с. 65].
Младшие школьники на ранних этапах изучения английского языка обладают определенными специфическими языковыми навыками, которые позволяют им проявлять себя в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах жизни. Они хорошо владеют некоторым словарным запасом родного языка, могут использовать его творчески, обладают богатым воображением и фантазией, знают разницу между реальностью и вымыслом, работают в группе и учатся у других [И.В. Вронская, А.С. Осипова с. 66].
В процессе сознательного усвоения научных понятий развиваются все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. После мыслительных операций развиваются формы мышления (дедукция, индукция) [А.Н. Щукин с. 94]. Однако дедуктивное рассуждение является для младших школьников более трудным, чем индуктивное рассуждение. Поэтому при обучении фонетике в начальной школе новый материал следует знакомить с показом модели. Хотя индуктивный путь занимает больше времени, он будет более эффективен в начале обучения, «поскольку он обеспечивает лучший запоминание слуховых закономерностей и развивает слух учащихся, направляя их внимание на аспекты звука речи, которые могли бы остаться не замеченными, несмотря на их акцентировании [В.М. Филатов с. 114]. Кроме того, процесс установления связей между фонематической структурой языка и его графическими знаками имеет большое значение для психического развития ребенка при изучении фонетической стороны иностранного языка.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдуллаева, А. А. Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы / А. А. Абдуллаева // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117049/ (дата обращения: 07.02.2025).
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. – ISBN: 978579740077.
Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 109 с.
Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелов, В. Эванс. – 15-е изд,. перераб. И доп. – Москва : Express Rublished : Просвещение, 2023. – 73 с. – ISBN: 978509102372.
Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. — Обнинск: Титул, 2011. — 128 с.
Быстрая, Е. Б. Формирование фонетических навыков дошкольников / Е. Б. Быстрая // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-doshkolnikov (дата обращения: 24.01.2025).
Вронская, И.В. Проблема формирования и контроля иноязычных рецептивных навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам / И.В. Вронская, А.С. Осипова // Комплексные исследования детства. – 2020. – №2. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-kontrolya-inoyazychnyh-retseptivnyh-foneticheskih-navykov-na-rannem-etape-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 18.12.2024).
Власова, С. О. Развитие правильного произношения звуков в английском языке у школьников 2-го класса / С. О. Власова // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 230-232.
Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - Москва : Тезаурус, 2013. – С. 25-34.
Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Высш. Школа, 1982. –373с. - ISBN В пер.
Ионкина, К. В. Упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников в процессе овладения иностранным языком / К. В. Ионкина // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 962-964. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28748/ (дата обращения: 07.02.2025).
Карасева, А. В. Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе / А. В. Карасева // Молодой ученый. – 2017. – № 28 (162). – С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45096/ (дата обращения: 18.12.2024).
Ким, А. А. Формирование фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения / А.А. Ким // Вестник науки. – 2019. –№1 (10). – С. 49-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-u-mladshih-shkolnikov-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 07.02.2025).
Мамедова, Е.Н. Формирование фонетических навыков английского языка у дошкольников и учеников начальной школы посредством современных технологий / Е.Н. Мамедова, Л.В. Мамедова // Современное педагогическое образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-angliyskogo-yazyka-u-doshkolnikov-i-uchenikov-nachalnoy-shkoly-posredstvom-sovremennyh (дата обращения: 02.04.2025).
Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / Зинаида Николеавна Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
Павлова, С. В. Формирование произносительных основ иноязычной речевой деятельности. Стратегия и методология / С. В. Павлова. Курск, 2002. – 180 с.
Павлова, С.В. Хорошее произношение – больше, чем произношение / С. В. Павлова, В.В. Бужинский // Коммуникативная методика. – 2004. – №6. – С. 10-13.
Певцова, А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку / А. А. Певцова // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26475/ (дата обращения: 07.02.2025).
Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва: Просвещение, 2002. –239 с. – ISBN: 509010459.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский язык). – Москва, 2023. – 142 с.
Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c. – ISBN: 5222050904.
Чистякова, Т. А. Обучение иностранным языкам в детских садах: пособие для учителей / Т. А. Чистякова, Е. М. Чернушенко, Г. И. Солина; под ред. В. С. Цейтлин [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР, Инт общ. и пед. образования. – М.: Просвещение, 1964. – 295 с.
Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – Москва: ВК, 2012. – 335 с.
Ямщикова О. А. Психологические особенности и типы фонетической интерференции при обучении второму языку. – Иркутск, 2001. – 177 с.