Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
5
1.1 Понятие и классификация платных услуг 5
1.2 Система показателей статистики потребления платных услуг 7
1.3 Источники информации о рынке платных услуг 12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 14
2.1 Анализ платных услуг населению в республике Мордовия 14
2.2. Анализ динамики платных услуг населению Республики Мордовия 19
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фрагмент для ознакомления
2
Оказание коммерческих сервисов населению подразумевает предоставление неосязаемых продуктов труда, которые решают конкретные гражданские нужды в обмен на оплату денежными средствами. Эти услуги функционируют как товары: их можно приобрести и оценивают с использованием ценовых механизмов, обеспечивающих возмещение всех издержек производителей плюс прибыль за счет продажи.
В рамках предложения таких коммерческих сервисов активны не только компании различной правовой формы собственности, но также индивидуальные предприниматели (иП) и частные лица без регистрации юридического статуса. [11].
Основополагающим показателем, характеризующий финансовое состояние сферы коммерческих сервисов в стране на определенный временной промежуток, служит "Общий объем платных услуг для населения". Этот индикатор отображает совокупные доходы компаний и индивидуальных исполнителей (включая ИП), полученные как напрямую от гражданских лиц, так и от бизнес-структур за предоставленные населению услуги. Данный показатель формируется на основе статистических изучений объемов деятельности в различных секторах экономики.
В соответствии с Общероссийским классификатором (ОК) услуг для населения – документом, принятым Постановлением Госстандарта России 1993 года, выделяются следующие ключевые категории платных сервисов: бытовые; транспортные и связи; туристические; физической культуры и спорта; медицинские (включая ветеринарные); юридические консультации и услуги; образовательные.
Отметим, что в данный показатель не включаются сферы торговли и общественного питания.
Современная структура классификации платных услуг для населения утверждена Приказом Федеральной службы государственной статистики №244 от 23 мая 2016 года, где детально представлены все категории и подкатегории коммерческих предложений населению.
Обобщённую классификационную группу «Платные услуги населению», основанную на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Обобщённую классификационную группу «Платные услуги населению», созданную на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2019).
Существуют также Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, который включает следующие группы:
01 — бытовые услуги;
02 — услуги пассажирского транспорта;
03 — услуги связи;
04 — жилищно-коммунальные услуги;
05 — услуги учреждений культуры;
06 — туристические и экскурсионные услуги;
07 — услуги физической культуры и спорта;
08 — медицинские, санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги;
09 — юридические услуги;
10 — банковские услуги;
11 — услуги в сфере образования;
12 — услуги торговли, общественного питания и рынков;
80 — прочие услуги для населения [21].
В заключение, классификаторы платных услуг населению, утвержденные Федеральной службой государственной статистики, играют ключевую роль в систематизации и упорядочивании различных видов услуг, предоставляемых населению. Они основываются на актуальных экономических классификаторах, что обеспечивает их соответствие современным требованиям рынка.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) предоставляет широкий спектр группировок, охватывающих почти все сферы жизнедеятельности граждан. Каждая из представленных категорий, от бытовых услуг до медицинских и образовательных, важна для понимания динамики потребления и развития социально-экономической ситуации в стране [17].
Эти классификаторы не только упрощают процесс сбора и анализа данных, но и способствуют более эффективному управлению ресурсами, улучшая качество жизни граждан. В дальнейшем их использование будет способствовать более глубокому пониманию потребностей населения и оптимизации предложений со стороны организаций и учреждений, предоставляющих платные услуги.
1.2 Система показателей статистики потребления платных услуг
Показатели использования населением сервисов имеют решающее значение при определении качества жизни граждан и рассмотрены в нескольких измерениях:
1. Оценка:
- Суммарные расходы на сервисный сектор по денежному выражению, распределение затрат по категориям услуг.
- Среднедушевые траты населения на использование различных сервисов и прочие ключевые параметры.
2. Анализ:
- Индексы физических объемов потребления на душу населения в абсолютных величинах
- Доля подушного расходования на услуги относительно общих бюджетов домохозяйств.
- Процентное соотношение общего объема сервисов к прожиточному минимуму.
3. Факторный анализ:
- Демографические и социально-экономические данные, влияющие на потребление услуг.
Сравнение региональных показателей выявляет специфику уровня и структуры использования сервисного сектора, а также позволяет проанализировать воздействие различных факторов.
Общая стоимость всех оказанных населению услуг рассматривается как в текущих, так и сопоставимых ценах.
Для детальной оценки конкретных видов услуг используются натуральные показатели объемов (в единицах измерения). Исследования проводятся как по всем категориям комплексно, так и по отдельным направлениям: бытовым, транспортным, культурно-развлекательным и медицинским.
Уровень потребления определяется через соотношение общего объема оказанных услуг к среднегодовому числу жителей региона:
; (1)
где - среднегодовая численность населения;- объём потребления услуг;
для общего объёма потребления:
, (2)
где - среднегодовая численность населения;- объём потребления услуг;- стоимость потребленных услуг [5].
Потребление сервисов в разных территориях рассчитывается на одного жителя и по возрастно-социальным группам. Различие среднего показателя обусловлено множеством причин:
1. Демографическими: пол, возрастные категории (включая младенцев до подростков), семейный статус и композиция домашних групп.
2. Социально-экономическими: профессиональная принадлежность, тип занятости, уровень личных финансов.
3. Культурными, климатическими особенностями и региональными аспектами развития сервисного сектора.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балдин К.А. Общая теория статистики. - М.: Дашков, 2020 -361 с.
2.Белякова, Е. С. Статистическое изучение денежных расходов населения Молодой ученый. - 2021. - № 25 (129). - С. 246-248.
3.Бородина Т.В. Анализ структуры и динамика расходов населения России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-3. – С. 478-485
4.Елисеева, И.И. Статистика: учебник. – М.: Наука, 2019. – 565 с.
5. Ефимова М.Р., Бычкова С. Социальная статистика: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2023. – 560 с.
6. Жалобина А.В., Винникова А.С. Доходы и расходы населения и их роль в измерении уровня качества жизни населения // Научно-аналитический экономический журнал. − 2019. − № 2 (13). - С. 1.
7. Канишева Д.Н., Грабовская А.А. Методика анализа динамики денежных расходов населения // В сборнике: Межвузовская олимпиада по статистике материалы II межвузовской олимпиады. − 2020. - С. 99-103.
8. Копосов А.В. Динамика структуры расходов населения в России // В сборнике. − 2020. - С. 73-78.
9. Кудинова Ю.А. Анализ доходов и расходов населения. − Курск, 2019. – 109 с.
10. Минашкин В. Основы теории статистики. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2022. – 144 с.
11. Назаров, М. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. - М.: Омега-Л - 2021. - 976 с.
12. Павлова С.И., Хабазина Л.Н. Потребительские расходы и структура питания населения региона // Вестник Российского университета кооперации. − 2021. − № 3 (25). - С. 66-68.
13. Пайкович П.Р. Анализ структуры и динамики расходов населения РФ // Юго-Западный государственный университет. − 2020. - С. 260-264.
14. Пидяшова, О.П. Исследование уровня жизни населения в современных условиях (региональный аспект). // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 12-1 (65). – С. 22-28
15. Пидяшова, О.П. Статистическая оценка дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 5 (94). – С. 11-19
16.Рафикова, Н.Т. Основы статистики: учеб. – М.:ФиС, 2019 – 351 с.
17.Рахметова А.К. Экономико-статистический анализ расходов населения в регионах РФ // Огарёв-Online. − 2020. − № 3 (68). - С. 2.
18. Рогачева О. А. Среднедушевые денежные расходы населения: сопоставление по разным источникам. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2021. - №1. - С.20-23
19. Рыбасова М.В., Медоева Е.С. Расходы населения: статистический анализ. – М.: Глобол, 2023. – 205 с.
20.Снатенков А.А. Сбережения населения и их место в финансово-экономической системе РФ: монография. - Оренбург: ОГАУ, 2019. – 279 с.
21. Статистика: социально-экономическая статистика: учебное пособие / под общей ред. В.А. Прокофьева. − Саратов, 2019. − 120 с.
22. Чуличков, Е.А. Уровень и качество жизни населения // Челябинский гуманитарий. – 2022. – № 7. – С. 68-72.
23. Шляпина И.О. Статистика расходов и потребления населением товаров и услуг // Энергия науки. − 2020. - С. 403-407.
24.Шеремет, Н. Сравнительный статистический анализ доходов и расходов потребителей по субъектам Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (109). - С. 452-457.
25. Ясин Е. Социальные итоги трансформации, или двадцать лет спустя // Вопросы экономики. - 2021. - № 8. - С. 77–96.