Фрагмент для ознакомления
2
Семьи с детьми и сами дети исторически являются одной из ключевых целевых групп социальной политики. Это связано как с гуманитарными принципами, так и с необходимостью инвестирования в человеческий капитал детей для будущего прогресса страны. Уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детстве оказывают длительное влияние на социальный и экономический потенциал человека на протяжении его жизни. Десятилетием детства в России направлено на разработку и укрепление государственной политики для улучшения условий жизни детей в стране. Актуальность этого направления возросла после установки Президентом РФ национальных целей по снижению уровня бедности и увеличению роста населения до 2024 года, в том числе с помощью повышения рождаемости. Достижения этих целей вряд ли осуществимы без эффективной системы социальной поддержки семей с детьми как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из наиболее результативных форм социальной защиты являются денежные выплаты для родителей и детей, находящихся без попечения. Однако разнообразие социальных льгот не всегда обеспечивает нужный уровень защиты из-за проблем с оформлением документов. Граждане зачастую не знают своих прав и не всегда понимают, куда обращаться при их нарушении, что подчеркивает необходимость упорядочения законодательства о социальном обеспечении семей с детьми.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью систематизировать законодательство о социальной поддержке семей с детьми. В области социального обеспечения государственные субсидии играют ключевую роль.
На практике процесс назначения и выплаты пособий демонстрирует, что определенные сложные ситуации требуют глубоких знаний законодательных норм и умения их корректно применять. Кроме того, опыт показывает явную потребность в обновлении и улучшении законодательства, касающегося государственных субсидий.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с социальной поддержкой семьям с детьми.
Предметом исследования является нормативно-правовая база, связанная с социальной поддержкой семьям с детьми.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем правового регулирования социального обеспечения семей с детьми. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть составляющие Государственной политики в отношении семей, имеющих детей, в том числе материнский (семейный) капитал как меру государственной поддержки семей с детьми;
2) Определить Нормативно – правовое регулирование пособий гражданам, имеющим детей;
3) Проанализировать социальную политику в отношении семей, имеющих детей на примере ОАО РЖД.
4) Проанализировать проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и предложить пути их решения.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Государственная политика в отношении семей, имеющих детей
Социальное обеспечение представляет собой проявление государственной социальной политики, целью которой является материальная поддержка определённой группы граждан за счёт государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов при наступлении событий, которые общество считает значимыми. Такое государство, обеспечивающее своим гражданам высокий уровень жизни и возможность для свободного развития, называется “социальным”. Оно разрабатывает систему социального обеспечения и участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций и медицинских услуг. Государственная политика, направленная на поддержку семьи, материнства и детства, включает меры, которые направлены на увеличение материальных и нематериальных ресурсов семей с целью поощрения рождаемости и улучшения качества жизни детей.
В российском законодательстве существует свыше 30 нормативных актов, которые регулируют около 60 мероприятий по поддержке семей с детьми, финансируемых из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Однако большинство прав различных категорий семей на получение этих мер не связано напрямую с защитой семьи и детства. Меры поддержки на федеральном уровне в первую очередь ориентированы на семьи с единственным родителем и детьми с ограничениями по здоровью, в то время как помощь другим категориям семей является менее приоритетной. Стимулирующие меры нацелены главным образом на поддержку беременных женщин и поощрение роста числа детей в семьях средствами, такими как субсидии на ипотеку и материнский капитал.
Каркас системы мер социальной поддержки, адресованных семьям с детьми, в любом регионе формируется под влиянием норм федерального законодательства, которые обязывают органы власти субъектов РФ исполнять более десятка мер:
- пособие на ребенка до 16 (при продолжении обучения в общеобразовательной организации — до 18) лет из малоимущей семьи;
- меры социальной поддержки для многодетных семей;
- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
- компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях дошкольного образования;
- обеспечение детей в трудной жизненной ситуации путевками на отдых и оздоровление;
- обеспечение бесплатными земельными участками многодетных семей и иных категорий семей с детьми и др.
Добавление к этому «обязательному минимуму» в регионе своих, «инициативных», мер увеличивает разнообразие категорий семей с детьми и жизненных ситуаций, в которых оказывается поддержка.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует достаточно развёрнутая система так называемых социальных льгот. В последние годы был введён ряд новых и значительных видов начислений, которые ранее не встречались в стране. К ним относятся единовременное пособие для молодых семей и региональный семейный сертификат. В то же время некоторые льготы перестали существовать в качестве самостоятельных категорий и вошли в состав других льгот, особенно это касается пособий для многодетных семей и матерей-одиночек. Таким образом, появление новых типов льгот и исчезновение старых связано в основном с социально-экономическими изменениями, которые повлияли на все сферы жизни общества, включая распределение ресурсов.
Нормативно – правовое регулирование пособий
гражданам, имеющим детей
Источники права социального обеспечения представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют сложные общественные отношения в рамках данной области права. Эти источники играют ключевую роль в формировании правовой системы, поскольку они определяют, как именно осуществляется социальная защита граждан, а также какие механизмы и процедуры действуют для обеспечения их прав и интересов. Важно отметить, что источники права — это не просто набор законов, это результат законотворческой деятельности государства, который выражает волю законодателя и становится обязательным для исполнения.
Первой и, пожалуй, одной из самых значимых групп источников права социального обеспечения являются международные акты. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, подписанные Российской Федерацией, составляют неотъемлемую часть правовой системы страны. Это означает, что международные нормы имеют приоритет над внутренним законодательством, если они не противоречат Конституции. К числу таких международных актов относятся, например, нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который устанавливает основные права и свободы человека в области социального обеспечения. Также в эту группу входят другие международные договоры, которые Россия подписала, и которые касаются вопросов социальной защиты, включая конвенции, касающиеся прав инвалидов и защиты прав детей.
Второй группой источников права социального обеспечения являются законы Российской Федерации. Наиболее важным из них является Конституция РФ, которая устанавливает основные принципы социальной политики государства. Статья 7 Конституции гарантирует создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Статья 39 Конституции устанавливает право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери кормильца или для воспитания детей. Также в статье 38 подчеркивается, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Эти нормы создают правовую основу для разработки и принятия более конкретных законов в области социальной защиты.
Среди множества федеральных законов, регулирующих социальное обеспечение граждан, следует выделить те, которые устанавливают систему льгот для различных категорий граждан. Например, Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам с детьми» определяет условия и размеры пособий для семей с детьми. Этот закон является важным инструментом государственной поддержки, который позволяет улучшить финансовое положение семей, воспитывающих детей. Кроме того, существуют законы, которые гарантируют социальную защиту пожилых людей, инвалидов, безработных и малоимущих граждан. Также стоит отметить, что в последние годы в России активно разрабатываются новые меры социальной поддержки, направленные на улучшение качества жизни различных групп населения.
Третья группа источников права социального обеспечения включает подзаконные акты и нормативные документы, которые принимаются на основе и во исполнение федеральных законов. Эти акты могут быть как федеральными, так и региональными, и они детализируют и конкретизируют нормы, установленные законами. Например, это могут быть постановления правительства, приказы министерств и ведомств, а также различные инструкции и рекомендации, которые регулируют порядок назначения и выплаты социальных пособий, а также условия предоставления льгот. Важно, что эти подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам и не могут их противоречить.
Кроме того, важным источником права социального обеспечения являются судебные решения и практика. Судебная система играет ключевую роль в защите прав граждан в области социального обеспечения, поскольку именно суды рассматривают споры, возникающие в связи с применением норм Законодательства. Судебные акты, особенно решения Конституционного суда, могут существенно влиять на правоприменительную практику и даже приводить к изменениям в законодательстве.
Источники права социального обеспечения в России представляют собой многослойную и сложную систему, которая охватывает как международные нормы, так и внутренние законодательные акты, подзаконные акты и судебные решения. Эта система играет ключевую роль в обеспечении защиты прав граждан в области социального обеспечения и формировании эффективного механизма социальной поддержки. Важно отметить, что система социального обеспечения должна постоянно развиваться и адаптироваться к изменениям в обществе и потребностям граждан, чтобы гарантировать достойную жизнь и защиту прав каждого человека.
Среди основных источников права социального обеспечения в России можно выделить Конституцию Российской Федерации, которая закрепляет основные права и свободы граждан, включая право на социальное обеспечение. Также важную роль играют федеральные законы, регулирующие различные аспекты социальной защиты, такие как закон о пенсионном обеспечении, закон о социальном страховании и закон об образовании. Например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет права родителей на получение субсидий на оплату детского сада, что является важной мерой поддержки семей с детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.12.1993, № 32, ст. 3301
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Российская газета", № 126, 31.12.1995
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Российская газета", № 226, 31.12.2001
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета", № 226, 31.12.2001
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Российская газета", № 326, 31.12.2006
Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" // "Российская газета", № 116, 31.06.2011
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Российская газета", № 225, 31.12.2012
Федеральный закон от 29.12.2014 № 487-ФЗ "О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", № 246, 31.12.2014
Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" // "Российская газета", № 226, 31.12.2017
Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" // "Российская газета", № 126, 31.04.2019
Андреев, В. С. Право социального обеспечения: [Учебник для вузов по спец. "Правоведение"] - 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 2016. - 311 с.
Гусева, Т. С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С. 125 - 131.
Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России. / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. М.: Волтерс Клувер, 2014. - 627 с.
Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России / С. И. Кобзева. М.: Проспект, 2016. – 154 с.
Курбанова, Р. А. Право социального обеспечения: Учебник. / Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. - Юнити-Дана, 2017. – 205 с.
Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. - М., 2014. - 620 с.
Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / Е. Г. Азарова, Н. В. Антонова, А. Л. Благодир и др.; отв. ред. М. Л. Захаров, Ю. В. Воронин. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017 — 284 с.
Хайруллина, Ю. Р. Материнский капитал. Инвестиции в будущее или социальное пособие // Ю. Р. Хайруллина, Т. В. Жигитова, Р. Р. Хайруллин // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3. – 311 с.
Холостова, Е. И. Социальная политика / Е. И. Холостова: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 562 с.
Якименко, М. В. Материнский капитал как инструмент социально-ориентированной политики государства / М. В. Якименко, Д. Ю. Вострухина // Экономические исследования, 2015. – 281 с.
Официальный сайт ОАО РЖД [электронный ресурс]: режим доступа: http://social.rzd.ru/ (дата обращения 18.12.2024)