Фрагмент для ознакомления
2
На основании данного определения можно выделить ряд необходимых условий для того, чтобы граждане были признаны безработными: наличие трудоспособности, отсутствие работы и дохода, регистрация в службе занятости для поиска подходящей вакансии, а также готовность начать трудовую деятельность.
Трудоспособность оценивается по двум основным критериям: состоянию здоровья и возрасту. Например, человек с инвалидностью не может считаться трудоспособным, если у него отсутствует заключение медико-социальной экспертной комиссии, в котором указаны виды работ, подходящие этому гражданину, а также рекомендованные режимы труда и отдыха. Кроме того, граждане, не достигшие 16-летнего возраста или перешагнувшие пенсионный порог, не относятся к категории трудоспособных.
Граждане, которые не имеют работы и дохода - это те, кто не занят трудовой деятельностью и не получает никаких финансовых поступлений. Такие доходы могут быть разными: это не только заработная плата, но и доходы от ценных бумаг, а также прибыль от участия в различных хозяйственных обществах.
К основным методам борьбы с безработицей относятся:
1. Создание новых рабочих мест. Один из главных подходов к решению проблемы безработицы заключается в открытии новых рабочих мест. Это может быть достигнуто за счет развития новых отраслей экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства, а также за счет инвестиций в инфраструктурные проекты.
2. Обучение и переподготовка. Для увеличения шансов на трудоустройство необходимо проходить обучение и повышать свою квалификацию. Государство может организовать бесплатные курсы и программы переподготовки для безработных, чтобы они могли освоить новые навыки и найти работу.
3. Социальная поддержка. Безработные нуждаются в социальной помощи, чтобы справляться с трудностями и сохранять свою самооценку. Государство может предоставить пособия по безработице, доступ к медицинским услугам и другие формы поддержки.
4. Регулирование трудового рынка. Государственные органы могут применять различные методы для управления рынком труда, например, устанавливать минимальную заработную плату или ограничивать количество рабочих часов.
5. Поддержка молодежной и женской занятости. Молодежь и женщины часто сталкиваются с высокой безработицей. Для поддержки этих групп можно создавать специальные программы и предоставлять льготы.
Начало трудовой деятельности - это факторы, которые являются в основном субъективными и отражают отношение человека к работе и его мотивацию. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью найти работу, а исключительно для получения пособия по безработице, это может проявиться в его отказах от предложенных вакансий. В таких случаях служба занятости имеет законное основание отказать в регистрации или применить определённые меры воздействия.
Как считает автор И.В. Григорьев «из пособия по безработице могут производиться различные удержания, такие как алименты, компенсация причинённого ущерба или возврат сумм, взысканных по решению суда. Эти действия выполняются в соответствии с нормами законодательства, регулирующего исполнение судебных решений. Таким образом, контроль за использованием средств пособия и соблюдение правовых норм являются важными аспектами в системе социальной поддержки безработных граждан».
Из вышеизложенного следует отметить, что пособие по безработице играет ключевую роль в социально-экономическом контексте. Оно не только обеспечивает финансовую поддержку временно безработным гражданам, но и способствует поддержанию уровня жизни в обществе. Таким образом, пособие по безработице, являясь неотъемлемой частью социального обеспечения, выполняет не только защитную, но и стимулирующую функцию, способствуя общей экономической устойчивости.
1.2. Понятие безработного и порядок его регистрации
Для начала следует разобраться с тем, что конкретно подразумевается под термином «безработный». Гражданин, который не осуществляет какую-либо деятельность, не всегда может считаться безработным. Существует также категория людей, способных и квалифицированных, но не желающих работать. Их выбор уважителен, так как в Российской Федерации принудительный труд запрещён. Формально такие граждане могут быть отнесены к безработным, но государственная социальная поддержка нацелена только на определенные группы людей, которые отвечают строгим критериям.
Согласно статье 23 Федерального закона № 565 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, активно ищущие работу, зарегистрированные в службах занятости для получения подходящих предложений и готовые начать трудовую деятельность.
Согласно данному определению, можно выделить ключевые условия для признания граждан безработными. К ним относятся: трудоспособность, отсутствие работы и дохода, регистрация в службе занятости с целью поиска подходящей вакансии и готовность начать трудовую деятельность.
Под гражданами, не имеющими работы и дохода, подразумеваются лица, которые не трудятся и не получают никаких средств к существованию. Готовность к трудовой деятельности - это субъективное состояние, отражающее отношение человека к работе и его стремление трудиться.
Если гражданин обращается в службу занятости не для поиска работы, а лишь с целью получения пособия по безработице, это может проявляться в систематических отказах от предложенных вакансий. Надо отметить что, в таких случаях у органов службы занятости есть основания для отказа в регистрации данного гражданина или для применения к нему соответствующих мер.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в органах службы занятости. Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых к ней приступить, обратившихся в органы центра занятости населения, осуществляется в 3 этапа:
1. Регистрация. Государственные учреждения службы занятости населения вносят сведения о гражданине и дату обращения в реестр получателей государственных услуг в сфере занятости.
2. Назначение даты посещения для подбора подходящей работы. Это происходит в срок, не превышающий 10 дней со дня предъявления определенных документов: паспорта, трудовой книжки, документов об образовании, справок о среднем заработке за последние 3 месяца.
3. Ведение регистрационного учета. Дата посещения гражданином учреждений государственной службы занятости и сведения о подходящих предложениях работы вносятся в реестр получателей государственных услуг в сфере занятости.
Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, гражданам необходимо представить ряд документов. В их число входят паспорт или его замена, подтверждающие личность, а также справка о регистрации по месту жительства. Кроме того, требуется трудовая книжка или другие бумаги, которые подтвердят профессиональный стаж.
К таким документам относятся справки о трудовом периоде, выписки из приказов, письменные трудовые соглашения, гражданско-правовые контракты с отметками о выполненных обязательствах и прочие документы, содержащие информацию о годах работы. Также понадобится справка о среднем доходе за последние три месяца с последнего места трудоустройства, которая должна быть выдана работодателем.
Порядок расчета среднего заработка регламентирована Постановлением от 12 августа 2003 года № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости».
Для тех, кто ищет работу впервые и не имеет профессиональной квалификации, необходимо предоставить паспорт или иной удостоверяющий личность документ, а также диплом об образовании.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237. Ст. 37.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2024) // «Собрание законодательства РФ», 18.01.2002. № 12.Ст. 7.27.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.06.2024) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5.Ст. 1064.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (действующая редакция от 08.04.2024) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996. № 25.Ст. 159.2,327.
Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ (ред. от 21.09.2024) «О занятости населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2024. № 9. Ст. 3,23,27,25,49.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 21.09.2024) « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2021. № 12.Ст. 27,28.
Материалы судебной практики
Определение второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 по делу [Электронный ресурс] / по делу № 88-4659/2024 - //https://www.consultant.ru// (дата обращения 21.12.2024).
Научная и учебная литература
Афтахова А. В. Право социального обеспечения. - М: Юрайт, 2024. - 475 с.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный): учебник Борисов А.Н. - изд. «Деловой мир», 2024.- 325 с.
Горшков А.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. – 2-е изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л». 2023. - 345 с.
Григорьев И.В. Право социального обеспечения. - М: Юрайт, 2023. 433 с.
Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов. - М.: Книжный мир. - 2023. - 416 c.
Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учеб. М. 2024. - 456 с.
Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р. - изд. Москва, 2023. - 256 с.
Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. - М: Юрайт, 2024. - 212 с.
Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2022. -340 с.
Маргулян Я. А. Основы социального государства. - М: Юрайт. - 2023. - 179 с.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - М., 2022. - 545 с.
Миронова Т.К. Право социального обеспечения. - М.: КноРус. 2023. - 304 с.
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2023.- 480 с.
Периодические издания
Даньшина, Д.Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2021. - № 6. - С. 64-66.
Власов В. И., Крапивин О. М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации // Гражданин и право. 2022. - № 7. - С. 46-47.
Орлова, Е.Е. Права безработных граждан в сфере занятости населения: теоретико-правовой анализ. / Е.Е. Орлова // Социальное и пенсионное право. 2021. - №4. - С. 2-4.
Горшенина, Е.В. Занятость и безработица / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2021. - № 3. - С. 5-6.
Электронные ресурсы
Справочно-правовая система «Гарант» - [Электронный ресурс] https://go.garant.ru/(дата обращения 21.12.2024).