Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом предприятия – это комплекс последовательных взаимосочетаемых мероприятий, ориентированных на улучшение использования трудовых ресурсов субъекта хозяйственной деятельности в отношении их трудовой деятельности, качественных и количественных параметров, для эффективного решения установленных перед субъектом хозяйственной деятельности задач. Умелое управление персоналом должно быть направлено на максимально возможную реализацию персонала как потенциала.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что главным ресурсом нынешнего субъекта хозяйственной деятельности выступают его кадры, наиболее затратные приспособления, приборы и сырье, наиболее прогрессивные предпринимательские процессы не принесут должного эффекта без профессиональных кадров. Успешное развитие всякой предпринимательской деятельности зависит, в первую очередь, от довольных потребителей продукции и услуг субъекта хозяйственной деятельности, заинтересованных, ориентированных на положительное итог кадров. Этим обусловлено высокое значение стремления нынешних административно-управленческих кадров к эффективной практической реализации системы управления персоналом субъекта хозяйственной деятельности: стимулирующих мер, применения новых средств для отбора, обучения и сохранения кадров.
Цель работы – отразить кадровый состав и условия его формирования в организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления персоналом организации;
- оценить кадровый состав АО «Акконд».
Предметом исследования является система управления персоналом на предприятии.
В качестве объекта исследования выступает система методов управления персоналом АО «Акконд».
Теоретической основой исследования выступили труды различных авторов, касающиеся проблем управления персоналом предприятия, таких как: В. А. Акулич, О. С. Белокрылова, В. Р. Веснин, Г. Г. Вукович, Х. Я. Галиуллин, А. А. Гасанова, Б. М. Генкин, Д. И. Глик, В. В. Гончаров, Н. А. Горелов, В. П. Грузинов, А. В. Дейнека, М. С. Егорова, С. Е. Елкин, П. В. Журавлев и др.
В ходе написания работы были использованы методы обобщения и системного анализа данных, графического представления данных, проведения опросов и тестирований.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Система управления персоналом
Успешная деятельность любой организации зависит от множества факторов, среди которых одна из самых важных – это наличие конкретного порядка управления персоналом.
Под управлением персоналом понимается: совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на поведение и деятельность сотрудников с целью максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций; обеспечение необходимых пропорций в уровнях производительности труда и объеме продукции (услуг предусмотрено); поддержание постоянного соответствия подготовки персонала требованиям научно-технического прогресса.
Управление персоналом в организации - это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Процесс управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных менеджеров, а также другого управленческого аппарата), направленная на изменение качественных условий управляемого объекта, достижение целей команды путем реализации определенных функций с использованием методов и принципов управления [19, с. 63].
Конкретный вид управленческой деятельности представляет собой определенную функцию управления персоналом. Функции управления персоналом делятся на общие и специфические. Общие функции являются универсальными, применяются при анализе управленческой деятельности, а также при составлении прогноза и плана, контрольных мероприятий, учете, мотивации. С помощью специфических функций реализуются общие функции. Фактически специфические функции являются способом и средством реализации общих функций.
В таблице 1.1 отражены специфические функции и их содержание [20, с. 52].
Таблица 1.1- Специфические функции управления персоналом
Функции Содержание
Административная - это регулирование управленческих отношений с применением нормативно-правовой базы, которая используется и применяется в профессиональной деятельности организации Прием на работу, увольнение, перевод на другую должность; регулирование карьеры с учетом требований нормативных актов; установление служебного времени и времени отдыха; социальное обеспечение - льготы и гарантий
Планирование кадрового потенциала - определяет количество персонала организации, необходимого для выполнения поставленных задач Определяется потребность персонала конкретной специальности и специализации, а также требования к квалификации; определяет потребность в будущем в специалистах, с учетом текущей кадровой ситуации; планируется профессиональное развитие персонала, карьерный рост с учетом требований нормативных актов
Повышение качества служебной деятельности - прежде всего повышение профессиональной компетенции; повышение квалификации в соответствии с планом обучения персонала, изучение передового опыты и внедрение его в повседневную профессиональную деятельность Организация работы персонала с применением современной электронной техники с использованием специализированных программных средств, передовых методик и технологий. Планирование и внедрение профессиональной учебы непосредственно на рабочих местах, сбор, изучение и внедрение предложений по совершенствованию профессиональной деятельности для повышения качества работы.
Социальная функция предполагает - создание таких условий труда, которые способствовали бы повышению эффективности труда. Данная функция направлена на социальную защиту персонала, в том числе установление материальных благ и социальных льгот Реализация входит в компетенцию руководства организации, кадровых подразделений, в чьи обязанности входит управление персоналом, подразделения материально-технического и медицинского обеспечения
Мотивация - это прежде всего стимулирование персонала для побуждения к профессиональному росту. Стимулирование может быть материальным, моральным, социальным Требуется грамотный профессиональный подход для управления мотивами и стимулами. Используется творческий и профессиональный потенциал персонала
Система управления персоналом состоит из принципов и методов управления персоналом. При управленческой деятельности реализуются конкретные принципы. В зависимости от условий осуществления управленческой деятельности, применяются и соответствующие принципы.
В процессе управления персоналом руководители, которые являются субъектами управления, должны следовать принципам.
Принципы - это основные правила, исходные положения и нормы деятельности организации, которые определяют структуру, механизмы функционирования и организационную культуру организации [9, с 26].
Основные нормы поведения, правила, убеждения, в соответствии с которыми действует управляющая система, включаются в содержание принципов управления персоналом. Принципы системы управления персоналом взаимосвязаны и применяются в зависимости от текущих условий управленческой деятельности в организации. При этом важно учитывать основные тенденции, которые имеют место на текущий момент.
Принципы управления персоналом являются отражением действующих экономических законов, а также закономерностей и являются объективными. Принципы многочисленны и разнородны, что усложняет процесс составления классификаций. Одна из современных классификаций указана в таблице 1.2 и таблице 1.3 [8, с. 31].
Таблица 1.2 – Общие принципы управления персоналом
Общие принципы управления персоналом
Плановости Централизации и децентрализации
Отбор кадров и расстановка Ответственности
Научности
Коллегиальность и единоначалия, сочетание по ситуации
Эффективности и Оптимальности Обратной связи
Системности Информационной достаточности
Установления ответственности Выработка решений
Соблюдения закона Научной организации труда
Соподчиненности Стимуляции
Единоначалие, первого лица Контроля исполнения решений
Линейного, функционального и целевого управления Принятий решений
Делятся принципы управления на общие и частные. Общие принципы управления – это целевые нормы управления, действующие в различных сферах и подсистемах организации. В каждой управленческой системе действуют по-разному. В качестве основного принципа управления можно выделить системность. Системность улучшает структурное и функциональное единство системы. В условиях быстро растущих объемов информации в организации, возрастает роль принципа оптимальности. Систематизация и автоматизация информационных ресурсов позволит выполнять поставленную задачу при наименьших затратах материальных, финансовых и трудовых. Огромное значение в организации имеют и другие общие принципы управления.
Процесс управления в организации опирается и на частные принципы.
Таблица 1.3 - Частные принципы управления персоналом
Индивидуализации работы с кадрами Соответствия
Конкурсности Нацеленности на результат
Демократизация Информатизация
Сменяемости Повышения квалификации
Непрерывности Обучения и воспитания
Оперативности Обеспечения профессионального роста
Преемственности Социальной защищенности
Справедливости Моральной мотивацией
Психологической совместимости Материальной мотивацией
Среди частных принципов можно выделить принцип индивидуализации работы с кадрами, социальной защищенности, моральной и материальной мотивация.
Мотивация персонала – это комплекс действий морального, материального, идеологического и психологического влияния на сотрудников. При этом, мотивация персонала направлена на достижение общих целей организации.
Результатом правильного применения такого принципа управления как мотивация, является развитие у персонала качественных характеристик – добросовестность, старание, настойчивость, стремление повысить профессиональный уровень, дисциплинированность.
Принципы управления персоналом отличаются от методов. В целом методы могут меняться, при сохранении принципов и зависят от конкретных обстоятельств, в которых применяются. Принцип позволяет формировать конкретный метод в отдельности или же систему методов. При этом метод не имеет воздействия на принцип.
1.2. Характеристика современных методов управления персоналом
В современных условиях методы управления значительно влияют на организацию и выполнение управленческих функций и в конечном итоге на решение поставленных задач. Они оказывают действие на управление организацией либо его структурных подразделений. Методы управления применяются непрерывно, в течении длительного времени. Важность выбора методов управления персоналом обусловлена необходимостью соединить интересы и потребности персонала с целями организации [3, с. 30].
Методы управления являются средствами управления или способом управления организацией, ресурсами и управляемыми процессами. Это инструменты, помогающие выполнять различные более или менее сложные действия в повседневной деятельности. Успешное применение методов управление повышает заинтересованность персонала в личном развитии, в результате своего труда, эффективности работы. Выбор в управлении тех или иных методов определяется в процессе взаимодействия персонала с руководителем. Использование метода управления персоналом, основанного исключительно на подчинении руководству, выполнение должностной инструкции, чувстве долга, встречается часто. Однако такой подход не соответствует современным требованиям.
На рисунке 1.1 отражены методы управления персоналом.
Рисунок 1.1 - Методы управления персоналом
Экономические методы управления персоналом занимают центральное место в структуре управления персоналом и состоят из совокупности экономических рычагов (способов, приемов) с помощью, которых достигается результат. Они базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулировании. Материальное стимулирование является неотъемлемой часть успешной деятельности персонала. Применение экономических методов управления сводиться к тому, чтоб сотрудник смог увидеть связь между своим трудом и получаемым вознаграждением. Цель достигается за счет применения различных инструментов стимулирования [7, с. 41]:
- заработная плата;
- денежные премии и другие формы материального вознаграждения за хорошую работу и эффективный труд;
- оплата за сверхурочную работу;
- социальное обеспечение;
- санкции, предъявляемые при невыполнении должностных обязанностей.
Экономические методы управления - это способ влияния на персонал с использованием экономических законов, что позволяет в зависимости от ситуации применять меры материального воздействия (поощрения, лишения определенных выплат и другие).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебное пособие / А. Н. Аверин. - М.: РАГС, 2021. - 224 с.
3. Александрова Н. А. Управление персоналом организации: учебник /Н. А. Александрова. - Екатеринбург : Уральский государственный аграрный университет, 2023. - 372 с.
4. Афанасьева Л. А. Развитие кадров и кадрового потенциала как приоритетное направление кадровой политики предприятия / Л. А. Афанасьева // Управленческий учет. – 2024. – № 4. – С. 35-40.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 239 с.
6. Белова К.А. Повышение эффективности кадровой политики организации / К. А. Белова // Молодежь и наука. - 2023. - №1. - С. 78.
7. Бурый Д. А. Кадровая политика и мотивационная среда организации / Д. А. Бурый // Научный журнал. - 2023. - №2 (15). - С. 62-64.
8. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2021. - 496 с.
9. Вукович Г. Г. Кадровая политика как инструмент управления персоналом / Г. Г. Вукович, А. В. Никитина // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - №1. - С. 34-38.
10. Гребенникова А. О. Реализация кадровой политики в современных организациях / А. О. Гребенникова // Саяпинские чтения : Материалы VII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Тамбов, 24 января 2024 года. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2024. – С. 89-93.
11. Дзуцева Г. Н. Кадровая политика и методы ее совершенствования / Г. Н. Дзунцева, Л. В. Чкареули // Экономика и предпринимательство. - 2023. - №2 (91). - С. 823-825.
12. Егорова П. Д. Основные принципы и виды кадровой политики организации / П. Д. Егорова // Молодой ученый. – 2024. – № 8(507). – С. 32-34.
13. Загороднюк А. В. Направления реализации кадровой политики / А. В. Загороднюк, М. Г. Масилова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 4. – С. 105-109.
14. Кибаров О. А. совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия / О. А. Кибаров // Человек. Социум. Общество. – 2024. – № 5. – С. 100-103.
15. Кожемяко С. В. Динамика кадровой политики на рынке труда в России / С. В. Кожемяко, Г. Д. Конькова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2024. – № 2. – С. 3-10.
16. Коптева Ж. Ю. Оптимизация кадровой политики предприятия путем внедрения инновационных персонал-технологий / Ж. Ю. Коптева, Л. А. Афанасьева, А. А. Афанасьев // Современный ученый. - 2023. -№2. - С. 79-82.
17. Пархимчик Е. П. Кадровая политика организации : учебное пособие / Е. П. Пархимчик. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2021. - 128 с.
18. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М: Аспект Пресс, 2023. – 157 с.
19. Самоличенко А. Н. Социально-экономическая сущность и содержание кадровой политики / А. Н. Самоличенко // Вестник науки. – 2024. – Т. 3, № 3(72). – С. 120-133.
20. Скрипниченко Л.С. Кадровая политика предприятия в современных условиях / Л. С. Скрипниченко // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - №1. - С. 64-66.