Фрагмент для ознакомления
2
В условиях рыночной экономики для любой компании большое значение имеют грамотно выстроенные расчеты с бизнес-партнерами. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Участок учета, включающий в себя расчеты с поставщиками и подрядчиками, - один из самых объемных и трудозатратных для большинства организаций. Разногласия с контрагентами - частая проблем. Инструментом ее решения выступают регулярные, оформляемые в форме актов, сверки взаиморасчетов. Чтобы исключить расхождения с данными контрагентов, все записи в учете следует вносить на основании полученных первичных документов, оформленных с соблюдением всех законодательных требований.
Несомненно, актуальность выбранной темы в первую очередь обусловлена тесной взаимосвязью расчетов с партнерами и финансовым результатов деятельности компании.
Ключевой целью данного исследования выступает изучение методологических основ бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, которые обеспечивают формирование достоверной информации, необходимой пользователям для принятия управленческих решений.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- на примере компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПК "ЖДАНОВСКИЙ" изучить синтетический и аналитический учет операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, отражение данной информации в бухгалтерской отчетности.
- дать рекомендации компании ООО «СПК «ЖДАНОВСКИЙ» по улучшению качества учета расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Объект работы - расчеты с кредиторами (дебиторами) как инструмент исполнения обязательств компании ООО «СПК «ЖДАНОВСКИЙ», предмет - влияние качества данного учета на финансовый результат деятельности компании.
Методологической базой исследования послужили абстрагирования и конкретизации, экономический анализ и синтез, логический метод, метод экономико-математического моделирования.
Теоретической базой исследования послужили научная литература: учебные пособия, публикации в периодических изданиях, справочники, законодательные акты, нормативно-правовая документация, Интернет-ресурс.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению специфики учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, рассмотрим понятия дебиторской и кредиторской задолженности, которые связаны с темой исследования.
Под дебиторской задолженностью понимаю задолженность юридических или физических лиц перед компанией, закрепленную договорными отношениями (хозяйственными, трудовыми и т.д.).
Кредиторской называют задолженность данной организации другим субъектам рынка, работникам, бюджету. В бухгалтерском учете она отражается как обязательства компании, включается в балансовый отчет и демонстрирует финансовые обязательства предприятия перед третьими сторонами.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, и, соответственно, в связи с получением услуг – подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (поставка электроэнергии, газа и т.д.) и выполняющие разные работы (капитальный или текущий ремонт основных средств и т.д.).
В качестве валюты расчетов с поставщиками и подрядчиками может выступать как российский рубль, так и валюты других государств в пересчете по курсу ЦБ РФ на дату осуществления платежа.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, перечислением между расчетными счетами. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.
Наличные расчеты в валюте РФ, а также в иностранной валюте, индивидуальными предпринимателями, а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю.
Безналичная форма расчетов с поставщиками и подрядчиками регулируется Положением Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 03.08.2023) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64765). Согласно нему Банк России, иные кредитные организации осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:
- расчетов платежными поручениями;
- расчетов по аккредитиву;
- расчетов инкассовыми поручениями;
- расчетов чеками;
- расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
- расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Самые распространенные формы взаиморасчетов, это:
- платежное поручение;
- аккредитив;
- взаимозачет.
Платежное поручение - это документ, с помощью которого банку дается распоряжение перевести денежные средства со счета одной компании на счет другой (Приложение 1).
Аккредитив называют одной из самых безопасных форм расчета при проведении сделок. Это безналичная форма расчета, при которой деньги перечисляются покупателем продавцу не напрямую, а при посредничестве банка. Кредитное учреждение выступает гарантом добросовестного проведения сделки. Проще говоря, покупатель открывает счет, перечисляет туда средства в полном объеме, банк деньги замораживает и выдает продавцу только после того, как тот подтвердит выполнение условий договора. За эти свои услуги банк берет плату.
Взаимозачет - это зачет взаимных требований двух и более контрагентов. Если стороны договора имеют встречные обязательства, то допустимо сократить их на величину меньшего долга. Проведение взаимозачетов регламентируется ст. 410 ГК РФ.
Компании вправе самостоятельно выбирать и форму расчетов за товары и услуги.