Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В последние десятилетия в обществе изменилось понимание целей образования и способов их достижения. В современном мире обучение рассматривается как процесс подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к активному участию в ней, успешному решению жизненных задач, умению работать в команде.
В общественном сознании происходит переход от восприятия школы как места, где учитель передаёт знания ученикам, к новому пониманию её роли. Теперь приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои успехи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте значительно расширились представления об образовательных результатах. Целью и смыслом образования теперь считается развитие личности учащихся, а под новым образовательным результатом понимаются не только познавательные (учебные) результаты, но и результаты, связанные с другими аспектами личности учащихся, которые формируются в процессе обучения, такие как гражданская позиция, уровень социализации, система ценностей и ориентиров [19].
Важную роль в формировании навыков обучения играют регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регулирование и коррекцию учебной деятельности.
Стоит отметить, что регулятивные УУД играют ключевую роль в структуре универсальных учебных действий в целом. В самом определении универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному освоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, прослеживается важность регулятивных УУД. Развитие навыков саморегуляции является ключевой компетенцией личности.
Регулятивные УУД являются сквозными и пронизывают коммуникативные, личностные и познавательные навыки. Они представляют собой основу в структуре универсальных учебных действий, поскольку саморегуляция представляет собой «вертикаль», пронизывающую все уровни личностной системы.
Основные компоненты регулятивных универсальных учебных действий включают в себя целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Важным элементом в структуре саморегуляции является рефлексия. Рефлексия играет важную роль в саморегуляции учебной деятельности и предполагает способность оценивать процесс и результаты своей деятельности, осознавать свои ограничения и трудности, а также оценивать себя и своё состояние.
Таким образом, значимость данной курсовой работы обусловлена потребностью в улучшении навыков самоконтроля и самоорганизации у учеников на уроках русского языка. Это необходимо для формирования гармоничной, интеллектуально и духовно развитой личности, которая сможет успешно адаптироваться в условиях современного мира.
Цель исследования – изучение регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках русского языка.
Объект исследования – процесс развития регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках русского языка.
Предмет исследования – система упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках русского языка.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» в методической литературе.
2. Определить методы и приемы развития регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках русского языка.
3. Рассмотреть систему упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, представленная в школьных учебниках по русскому языку.
4. Разработать дидактический материал по развитию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка у обучающихся 5-6 класса.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» в методической литературе
В современном образовании одной из ключевых задач является формирование универсальных учебных действий, которые позволяют младшим школьникам развивать навыки самообучения и саморазвития.
В широком смысле универсальные учебные действия означают способность субъекта к постоянному развитию и совершенствованию через активное и осознанное освоение нового социального опыта.
Учебные действия — это действия, направленные на получение и поиск научных понятий и общих методов, а также на их воспроизведение и применение для решения конкретных задач [1].
В более узком смысле универсальные учебные действия можно определить как совокупность навыков и методов, которые позволяют учащимся самостоятельно усваивать новые знания и умения, а также организовывать этот процесс.
Одним из ключевых аспектов формирования умения учиться являются регулятивные универсальные учебные действия, которые отвечают за организацию, регулирование и корректировку учебной деятельности.
При определении регулятивных универсальных учебных действий мы опирались на исследования А. Г. Асмолова, который подчёркивает, что эти действия обеспечивают учащимся контроль над их учебной деятельностью. К ним относятся [2]:
постановка цели на основе анализа уже известных и усвоенных знаний и понимания того, что ещё предстоит узнать;
определение последовательности шагов для достижения цели;
предвидение результатов и временных рамок;
сравнение текущего действия с заданным эталоном для выявления расхождений и отклонений;
внесение изменений в план и методы действий при необходимости;
оценка уровня усвоения материала и осознание того, что ещё нужно изучить;
мобилизация сил и энергии для преодоления трудностей и достижения цели.
Эти действия помогают учащимся не только эффективно выполнять задания, полученные от учителя, но и формировать навыки самообразования как в школе, так и после её окончания.
Роль регулятивных действий становится особенно важной при переходе из класса в класс, так как с одной стороны, увеличивается объём изучаемого материала, а с другой стороны, меняется отношение учащихся к учёбе и, в частности, к различным предметам и их значимости для будущих планов.
Овладение учебными действиями формирует у ребёнка способность к обучению. Желание и умение учиться определяют младшего школьника как субъекта учебной деятельности, обладающего такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д.
Формирование субъекта учебной деятельности является ключевым условием воспитания личности ученика начальной школы, способной к разнообразным видам деятельности [1].
Регулятивные универсальные учебные действия играют важную роль в развитии личности, поскольку связаны с формированием способности к произвольной регуляции деятельности, поведения и взаимодействия с окружающими.
Г.К. Селевко отмечает, что «в процессе целеполагания формируются такие качества, как свобода, целеустремлённость, достоинство, честь, гордость и самостоятельность [17].
На этапе планирования развиваются самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива и организованность.
В процессе реализации целей формируются трудолюбие, воля, мастерство, исполнительность, дисциплинированность и активность.
На этапе анализа формируются отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность и долг».
А.В. Карпов ввёл понятие «регулятивные процессы». Он выделил следующие свойства этих процессов [10]:
1. Регулятивные процессы являются комплексными и формируются на основе синтеза различных типов психических процессов, включая когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные.
2. Регулятивные процессы являются связующим звеном между когнитивными процессами и исполнительными действиями.
3. Каждый регулятивный процесс связан с определённым этапом организации деятельности. На начальном этапе происходит процесс целеполагания, затем следует процесс прогнозирования. Далее наиболее важными становятся процессы принятия решений, планирования, самоконтроля, а на завершающих этапах требуются максимальная концентрация и оценка результатов.
4. Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми ключевыми личностными качествами. Например, недостаточное развитие этих процессов может привести к таким негативным чертам характера, как рассеянность, нерешительность, спонтанность и отсутствие внутренней дисциплины.
Таким образом, эти выводы подчёркивают важность регулятивных универсальных учебных действий и их связь с личностными и познавательными действиями.
Исследования А.В. Захаровой показывают, что систематическое формирование навыков контроля и оценки способствует развитию рефлексии. Рефлексия, в свою очередь, является одним из основных психических механизмов, обеспечивающих функционирование мышления как саморегулирующейся системы [8].
Как мы видим, регулятивные универсальные учебные действия тесно связаны с познавательными и личностными действиями и оказывают влияние на их формирование и развитие.
Кроме того, важно понимать, что начальный этап обучения является наиболее благоприятным для формирования основ учебной деятельности у младших школьников. По мнению Н.П. Анисимовой, на последующих этапах этот процесс сталкивается с определёнными трудностями, связанными со спецификой возрастной мотивации [1].
Таким образом, учебная деятельность является ведущей деятельностью для младших школьников, и её формирование следует начинать с первого класса.
Для определения методов формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо изучить их структуру. Рассмотрим характеристики этих действий учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Анисимова, Н.П. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов / Н. П. Анисимова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, №1. — С. 37–51.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010 — 159 с.
Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Книга в соавторстве с В. В. Гузеевым. — М. : Центр «Пед. поиск», 2003. — 256 с.
Бершадский М.Е. «Ценности: управление как искусство воспитания?». Статья в сборнике «Теория и практика образовательной технологии» (науч. ред. В. В. Гузеев). — М., 2004. — С. 5–47.
Брославская, Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка / Т. Л. Брославская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 605-608.
Власовец, Н. А. Возможность и способы диагностики УУД на уроках русского языка / Н. А. Власовец, И. В. Соболева, Ю. В. Фильчакова, В. В. Чаплыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 42-45.
Жедек, П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия [Текст] : Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата психологических наук. (19.00.07) / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т общей пед. психологии. — Москва : [б. и.], 1975. — 25 с.
Захарова, А.В. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ». Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалёв, А. В. Захарова и др. ; под ред. М. С. Староверовой. — Москва : ВЛАДОС, 2023.
Ильясов, И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. — Москва : Логос, 1994. — 208 с.
Карпов, А. В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2006. — №6. — С. 18–28.
Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 14-15.
Логвинова, О. Н. Мониторинг как механизм управления качеством образовательной организации среднего профессионального образования / О. Н. Логвинова // Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодёжи: вчера, сегодня, завтра : науч. – практ. конф. с междунар. участием : сб. материалов / [РАО ; среди авт. Д. А. Махотин]. — М., 2017. — С. 147–149.
Молчанова, О. Н. Самооценка и самоэффективность как предикторы общей прокрастинации / О. Н. Молчанова, А. С. Ракин // Психология обучения. — 2019. — №4. — С. 58–67.
Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. — 2-е изд., стер.. — Москва : Дрофа, 2007. — 187 с.
Репкин, В.В. Деятельностный подход в обучении русскому языку / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова // Деятельностный подход в образовании : монография : в 3 кн. / Моск. гор. пед. ун-т (МГПУ) ; среди авт. : К. А. Баранников, А. Б. Воронцов, С. Ф. Горбов, М. В. Кларин, В. А. Львовский, П. Г. Нежнов, А. А. Попов, И. М. Реморенко, Д. Б. Эльконин ; сост. В. А. Львовский ; рец. С. Н. Вачкова. — Москва, 2018. — Кн. 1. — С. 236–257.
Русский язык. 5 класс : учебник : в двух частях / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. — 5-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2022.
Селевко, Г. К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 204 с.
Тихомиров, О.К. Психология мышления : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О.К. Тихомиров. — Москва : АКАДЕМИЯ, 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011