Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в современной ситуации: на рынке функционирует множество компаний, которым помимо строгой структуры управления крайне необходимы видные деятели — те лидеры-новаторы, способные трансформировать эти компании под реалии XXI века.
Лидерство ассоциируется с эмблемой сплоченности коллектива и образцом для поведения его участников. Такие фигуры чаще всего возникают и принимаются снизу, нередко в результате стихийных процессов внутри организации. Определение ролей власти приводит к выделению трех ключевых категорий: формальных руководителей, неформальных лидеров и официально признанных глав.
Проблематика лидерства напрямую влияет на управление организацией, подчеркивая необходимость целенаправленного воздействия. Это значит — идентифицировать перспективных лидеров, развивать их компетенции (особенно конструктивные) и корректировать поведение деструктивных элементов. Лидер играет центральную роль в формировании и поддержании корпоративной культуры, которая существенно варьирует его функции.
Качество феномена лидерства напрямую зависит от умения руководителей эффективно манипулировать межличностными связями и организационным общением, при этом определяя характер коммуникаций.
Для успешных профессиональных структур критически важно наличие гибкого и продуктивного руководства, где лидер-руководитель не только эффективно управляет подчиненными, но и вдохновляет их на выполнение задач организации. Однако реальность показывает: многие руководители не обладают лидирующими качествами для коллектива, что обусловлено естественным проявлением лидерских процессов внутри организаций.
Объектом исследования является ООО «Мерканто».
Предметом исследования выступает реализация управленческого лидерства в организации.
Цель исследования состоит в анализе личностных качеств и эффективности управленческого лидера и разработка развития лидерских компетенций на примере ООО «Мерканто».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность лидерства;
-описать типологию лидерства;
-определить роль управленческих лидеров в организации;
-дать общую характеристику ООО «Мерканто»;
-провести исследование управленческого лидерства в организации;
-предложить мероприятия по развитию лидерских качеств.
Методы исследования. В работе нашли применение общенаучные и специальные методы теоретического и эмпирического исследования, в том числе: диалектический, формально-логический, метод аналогии, анализ и синтез, исторический метод, экспертных оценок.
Структура работы, включает введение, 2 главы и заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность лидерства
Исследование текущей ситуации демонстрирует: среди всех элементов управления ничто не оказывает столь решающего влияния на благополучие организации, как качественное лидерство. Руководители играют ключевую роль в формулировании целей и задач, структуризации деятельности, налаживании взаимодействия между участниками коллектива и выборе наиболее рациональных подходов к решению возникающих вопросов. Вследствие этого, компании с эффективным лидерским ядром достигают поставленных результатов значительно оперативнее тех, где данный аспект остаётся недооценённым.
Т. Ю. Базаров определяет понятие «лидерства» как сложное социопсихологическое явление групповой динамики: именно через него происходит формирование и дифференциация структуры группы, её оптимальная организация и непрерывная эволюция.
Термин "лидер" имеет корни в английском слове "to lead", что буквально означает "вести вперёд". Таким образом, лидер – это прежде всего ведущая фигура внутри организации. Это статусный член коллектива, чьё мнение и действия оказывают значительное воздействие на остальных участников группы.
Взаимодействия лидера с организацией можно описать как многогранную деятельность: он выполняет ряд ключевых функций, определяющих направление развития структуры.
Существует несколько фундаментальных подходов к трактовке лидерства:
1) Лидерство через власть сверху: по определению Л. В. Шалагиновой, это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами", направленная от высшего руководства к нижним уровням организации.
Эти подходы выделяют различные аспекты лидерского влияния и его роли в управлении коллективами, демонстрируя сложность и многообразие явления лидерства.
Лидерство - особая позиция управляющего звена, характеризующаяся владением функций руководства. Согласно выражению А.Н. Лапина, это уникальное положение в обществе и организации, где индивид способен не только определять векторы развития коллектива, но и обеспечивать его слаженную деятельность как по отдельным направлениям, так и полностью в целом.
Необходимо отметить, что значительная часть существующих методов изучения лидерства сосредоточена только на личных качествах индивидов в общественном контексте. Они обращают внимание лишь на второстепенные поведенческие моменты, игнорируя экономическую среду и те факторы, которые на неё влияют.
Стивен Кови, расширяя концепцию лидерства, рассматривает его как динамический процесс взаимодействия в рамках небольшой группы. Он считает, что это явление развивается в течение определённого временного промежутка под воздействием главных компонентов: сочетания индивидуальных характеристик участников, их проявлений в конкретных ситуациях и взаимосвязи этих качеств с условиями, существующими вокруг.
Таким образом, Кови акцентирует внимание на сложной природе лидерства, которая охватывает не только социальные аспекты, но и их глубокую связь с экономическими обстоятельствами.
Кязимов К. Г. определяет «лидерство как процессы внутренней самоорганизации и самоуправление группы или коллектива, обусловленное индивидуальной инициативой ее членов».
Рогов Е. И. считает, что «лидерство – «это процесс социального влияния, в процессе которого лидер находит добровольное участие подчиненных в деятельности по достижению организационных целей».
Современное восприятие природы лидера заключается в его умении возрождать у сотрудников страсть к общей цели, наполняя их незаменимой энергией. В корне этой способности — магнетизм лидеров, неявно пробуждающий восторг и приверженность людей друг другу. Неотъемлемым атрибутом лидера является наличие преданных последователей.
Дополнительно, авторитет вождя обусловлен силой его воздействия на окружающих, которая напрямую связана с гармоничным сочетанием персональных качеств лидера и коллектива.
Рассматривая понятие «лидер», можно выделить ключевые аспекты:
1) Лидер не назначается группой формально на руководящие посты, а естественным путем занимает позицию главного с явного или скрытого одобрения коллектива.
2) Он выступает как неформальный руководитель, чья личность становится олицетворением уникальной системы норм и ценностей группы.
3) Лидерство проявляется в критических для групповой жизнедеятельности ситуациях — независимо от формального статуса (официального или неофициального). Руководитель, опираясь на свои организаторские таланты, реально управляет командой.
В научных кругах продолжаются дебаты о том, какие именно факторы определяют возникновение и развитие лидерства как общественного явления.
1.2 Типология лидерства
Разноплановость моделей руководства обусловливает широкий спектр его классификаций. Исследователи выделяют следующие категории лидерских проявлений:
1. Культурно-бытовой тип:
- В школьных коллективах
- Среди студентов и в семейной среде
2. Социальный вид руководства:
- На производственных площадках
- Во всех сферах социального взаимодействия (спортивная, творческая и т.д.)
3. Политическая власть:
- В государственной жизни
- Среди общественно значимых деятелей
В рамках своих изысканий Б.Д. Паригин предложил типологию лидеров с учетом характера деятельности, её сути и стиля управления:
- Лидеры-идеологи: определяют стратегические цели и разрабатывают поведенческую парадигму
- Оперативные руководители (лидеры-организаторы), обеспечивающие реализацию заданных планов
- Универсальные лидеры, объединяющие в себе функции идеолога и организатора
Таким образом, разнообразие подходов к анализу руководства отражает сложную структуру его проявлений.
В зависимости от функциональных особенностей деятельности:
- Выделяется универсальный лидерский профиль — это индивид с устойчивыми лидерамисскими чертами.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адаир Д. Психология лидерства. - М.: Эксмо, 2020. -352 с.
2.Андреева О. И. Феномен лидерства. - К.: Образование, 2019. - 312 с.
3.Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 381 с.
4.Дилтс Р. НЛП: навыки аффективного лидерства – СПб.: Питер, 2020. – 224 с.
5.Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: МЦФЭР, 2022. - 512 с.
6.Зуб, А. Т. Психология управления : учебник и практикум . – М.: Юрайт, 2020. – 372 с.
7.Карелин А. А. Психологические тесты. - М.: Владос, 2022. - 416 с.
8.Каменская, В. Г. Психология управления. Социально-психологические основы управленческой деятельности : учебное. – М.: Юрайт, 2020. – 194 с.
9.Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография. – М.: Инфра–М, 2023. – 156 с.
10.Коноваленко, М. Ю. Психология управления персоналом : учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 369 с.
11.Кови С. Лидерство, основанное на принципах. - М.: Букс, 2020. - 302 с.
12.Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 202 с.
13.Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2022. – 120 с.
14.Паригин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методьи изучения. - Л.: Наука, 2021. - 192 с.
15.Психология управления персоналом : учебник для вузов / Е. И. Рогов. – М.: Юрайт, 2020. – 350 с.
16.Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования: ежемесячный научный и общественно-политический журнал - 2023. - № 1. - С. 5-18.
17.Рудь О. Л. Неформальное лидерство в организации: взаимодействие руководителя и неформального лидера // Новые технологии. Научный вестник КУЕИТУ. - 2023. -№ 1 (23). - С. 204-209.
18.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2022. – 331 c.
19.Спивак В.А. Лидерство. – М.: Юрайт, 2021. – 393 c.
20.Шалагинова Л.В. Психология лидерства – СПб. Речь, 2021. – 464 с.