Фрагмент для ознакомления
2
Социальный интеллект представляет собой способность человека понимать и ориентироваться в сложных социальных средах и отношениях. Это понятие охватывает навыки, необходимые для понимания социальных ситуаций, включая способность воспринимать чужие перспективы, намерения, эмоции и реагировать соответствующим образом.
Исторически термин получил известность благодаря работе психологов, таких как Эдвард Торндайк в начале 20-го века, который впервые определил социальный интеллект как отдельный аспект человеческого познание. С тех пор изучение социального интеллекта развивалось, включая идеи из различных психологических областей и подчеркивая его значение в личном и профессиональном успехе [8].
Социальный интеллект - это способность ориентироваться в социальных ситуациях, понимая и управляя межличностной динамикой. Это включает в себя наблюдательность и понимание социальных сигналов, чтобы эффективно общаться и понимать других.
Социальный интеллект может быть развит с помощью опыта и обучение и это важно для успешного взаимодействия и различных результатов, таких как эффективность лидерства и личное благополучие.
Однако только во второй половине 20 века психологи начали углубляться в сложности социального познания и поведения. Говард Гарднер, видный фигура в области психологии, сыграл значительную роль в расширении понятия социального интеллекта. Гарднер представил теория множественного интеллекта, который подчеркнул, что интеллект не только основан на когнитивных способностях, но и охватывает различные другие формы, включая межличностный и внутриличностный интеллект. Эта теория расширила понимание интеллекта и подчеркнула важность социального интеллекта в развитии и функционировании человека.
На протяжении всей своей эволюции концепция социального интеллекта формировалась значительными событиями и исследованиями. Исследователи провели многочисленные исследования, чтобы исследовать роль социального интеллекта в различных аспектах жизни, таких как лидерство, эмоциональный интеллект и межличностные отношения. Эти исследования способствовали более глубокому пониманию того, как социальный интеллект влияет на поведение человека, и еще больше укрепили его значение в психологии.
Второй этап исследования социального интеллекта представлял собой попытку разработать действенные психометрические методы его измерения. Ф. Вернон выделил основные характеристики социального интеллекта (легкость взаимодействия с другими людьми, способность понимать настроение других людей и др.), на основе которых в дальнейшем были смоделированы модели социального интеллекта и его диагностика. Ф. Вернон считал, что успешное социальное взаимодействие происходит через уровень формирования специфических качеств личности, проявляющихся в эффективной социальной адаптации и пластичности поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия [1, с. 14].
Г. Олпорт рассматривал социальный интеллект как способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях.
Учёный полагал, что социальный интеллект — это особый «социальный дар», необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми.
Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые и точные суждения о людях, прогнозировать вероятные реакции человека. 2 При этом он считал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальное приспособление, а не глубина понимания.
Таким образом, Г. Олпорт рассматривал социальный интеллект наряду с другими качествами, позволяющими улучшить понимание между людьми. [6, с. 76].
Социальные и культурные факторы опосредуют развитие качеств личности и формируют модели поведения в социальных взаимодействиях. Понятие «культурный интеллект» было введено исследователями Кристофером Эрли и Сун Ангом для акцентирования внимания на культурной природе социального интеллекта.
Культурный интеллект — это способность индивида эффективно взаимодействовать в условиях разнообразия культурной среды. Человек с высоким уровнем культурного интеллекта способен понимать и воспринимать культуру с непривычными или незнакомыми ему традициями, не теряя при этом индивидуальную идентичность. Поэтому, для более глубокого понимания социального интеллекта, некоторые исследователи (К. Эрли, С. Энг) ввели понятие «культурный интеллект» [11, с. 4].
Культурный интеллект оценивает умение эффективно взаимодействовать в разных культурных условиях. Из-за особенностей социокультурной среды, в которой развивается личность, не всем удается добиться социального успеха и признания. Следовательно, имеется определяющий фактор, влияющий на уровень успешности социальных взаимодействий.
По мнению Г. Айзенка, это проявления социального интеллекта [7]. Дж. Гилфорд определял социальный интеллект как систему интеллектуальных навыков, связанных с пониманием человеческого поведения и информацией, необходимой для осознания последствий этого поведения. Он выделял три ключевых элемента в структуре социального интеллекта: содержательный, непосредственный и эффективный. Гилфорд отмечал, что социальный интеллект можно считать «социальным даром», проявляющимся в скорости и точности восприятия других людей, а также в способности предсказывать их действия и отношения [3].
Д. Векслер интерпретировал социальный интеллект как уровень адаптации личности к социокультурным условиям, позволяющий точно прогнозировать социально одобряемое поведение и соответствовать ожиданиям окружающих. В его шкале интеллекта результаты субтестов «Понимание» и «Последовательные картинки» связаны с развитием социального интеллекта [4 ]
С. Заккаро и другие исследователи описывают социальный интеллект как личностную характеристику, влияющую на социальное лидерство в динамических системах, выделяя в нем два основных элемента: социальное восприятие и поведенческую гибкость [13].
С. Космитский и П. Джон выделили две связанные группы компонентов в структуре социального интеллекта — поведенческие и когнитивные. К поведенческим элементам они отнесли социальную гибкость и эмоциональную теплоту в межличностных взаимодействиях. К когнитивным компонентам относятся понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения, предвидение реакций, открытость и доверие при установлении социальных связей [12].
За рубежом социальный интеллект включает элементы, связанные с адаптивностью поведения, восприятия и когнитивными установками. Высокий уровень социального интеллекта проявляется в умении предсказывать поведение окружающих, адаптироваться к нормам той или иной социальной группы, распознавать эмоции собеседника и выстраивать доверительные отношения.
Ю. Емельянов одним из первых в России изучал социальный интеллект в практической деятельности, понимая его как способность к самосознанию, эмоциональному реагированию и предсказанию последствий общения. Он предлагает термин «коммуникативная компетентность» и связывает его с ситуационной адаптацией [5].
М. И. Бобнева и В. Н. Куницына акцентируют внимание на способности осознавать сложные социальные связи и адаптивность личности. Н. В. Казаринова определяет социальный интеллект как возможность извлекать информацию о поведении людей и предсказывать их реакции в различных ситуациях [2].
Д. В. Ушаков предложил структурно-динамическую теорию социального интеллекта.
Согласно этой теории, социальный интеллект — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их.
Основная идея теории заключается в том, что структура интеллекта человека не представляет собой инварианта, а является результатом сил, действующих на формирование интеллекта на протяжении всего жизненного пути человека.
К социальному интеллекту в контексте структурно-динамической теории интеллекта, по мнению Д. В. Ушакова, могут быть отнесены следующие понятия (факторы структуры интеллекта):
потенциал формирования;
когнитивное пересечение функций;
средовое распределение.
Уровень социального интеллекта личности, согласно теории, зависит от трёх факторов:
от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;
от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;
от того, как сложился жизненный путь человека, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу. [9, с. 76].
Структура социального интеллекта может включать следующие компоненты:
Коммуникативно-личностный потенциал. Совокупность свойств человека, помогающих ему общаться и взаимодействовать с другими людьми (или, напротив, затрудняющих это взаимодействие).
Характеристики самосознания. Чувство самоуважения, свобода от комплексов, открытость новым идеям.
Социальная перцепция, социальное мышление и воображение, способность к пониманию социальных явлений, а также мотивов, движущих людьми.
Энергетические характеристики индивида. Выносливость, активность, истощаемость.
1.2 Особенности формирования социального интеллекта у подростков
Современное общество зачастую способствует изоляции индивидуумов. Социальные изменения трансформируют моральные нормы, придавая им рыночную и потребительскую мотивацию, что, в свою очередь, влияет на социализацию молодежи и снижает значимость социальной и гражданской ответственности. Таким образом, актуальность социализации через культурный и социокультурный опыт становится очевидной. Особое внимание уделяется развитию социального интеллекта.
В различных периодах развития педагогики и психологии термин «социальный интеллект» имел различные определения. Э. Торндайк впервые ввел данный термин в начале 1920-х годов, акцентируя внимание на «понимании и управлении людьми в межличностных взаимоотношениях». На сегодняшний день исследователи продолжат изучать теоретические модели социального интеллекта, опираясь на психологическую и педагогическую базу, а также предлагая новые подходы к решению текущих задач.
Исследования социального интеллекта у подростков активизировались в середине 90-х годов и показали, что именно общение и концептуальное мышление играют ключевую роль в формировании мировоззрения и дальнейшем развитии личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева И. Н., Бобнева М. И. Социальный интеллект: исследования. М.: Наука, 1978. 311 с.
2. Бобнева М. И., Куницына В. Н., Казаринова Н. В. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С. 469-474.
3. Гилфорд Дж. Три стороны! интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 368 с.
5. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.
6. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 461 с.
7. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 94-101.
8. Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 704 с.
9. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
10. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый, 2011. № 11. Т. 2. С. 139-140. URL: https://moluch.ru/archive/34/3856/ (дата обращения: 14.04.2021).
11. Earley P. C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2003. 379 p.
12. Kosmitzki C., John O. P. The implicit use of explicit conception of social intelligence / C. Kosmitzki // Personality and Individual Differences., 1993. Vol. 15. № 1. P. 11-23.
13. Zaccaro S. J. The nature of executive leadership: A conceptual and empirical analysis of success. Washington, D. C.: American Psychological Association, 2001. 363 р.
14. Корниенко А.В. Анализ понятия и структуры социального интеллекта в зарубежных и отечественных исследованиях // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2021. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-i-struktury-sotsialnogo-intellekta-v-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-issledovaniyah (дата обращения: 21.12.2024).
15. Белова С.С., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: от измерения к теории. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017; № 7: 63-68.
16. Белякова Н.В., Хасанова Д.Р. Механизмы формирования социального интеллекта в подростковом возрасте. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020; Т. 19, № 1 (154): 28-36.
17. Везетиу В.В. Психологические детерминанты развития социального интеллекта личности. Педагогический вестник. 2020; № 15: 12-14.
18. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995; Ч. 1: 48-61.
19. Матвеева Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект». Психология. Психофизиология. 2008; № 33 (133): 51-55.
20. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; № 2 (4): 94-101.
21. Пагаева Э.В., Верещагина М.В. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта. Сознание. Образовательный вестник. 2022; № 11: 74-82.
22. Саенко Л.А., Зритнева Е.И Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.
23. Солоднева Д.А., Побокин П.А. Особенности развития социального интеллекта в юношеском возрасте. Ярославский психологический вестник. 2021; № 1 (49): 33-37.
24. Фараева Т.А. Развитие коммуникативных навыков, как основного фактора социально-личностного воспитания. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2019; № 11: 209-210.
25. Гарднер, H. (1983). Образы разума: Теория множественного интеллекта. Основные Книги.
26. Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект. Бантам.
27.Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., & Саловей, П. (1999). Эмоциональный интеллект соответствует традиционным стандартам интеллекта. Разведка, 27(4), 267-298.
28. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.