Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема эмоционального выгорания среди педагогов становится особо значимой по причине высоких требований к личности преподавателя, которые накладываются на него в связи с ответственностью за подрастающее поколение.
Стоит отметить, что самая подверженная эмоциональному выгоранию профессия это – учитель. Зависит это от множества факторов, в первую очередь, от высокой степени загруженности - особенно умственной, от частого общения с другими людьми.
Если обобщить, то профессия «педагог» основывается на множестве различных факторов именно в плане эмоций. Характеристики могут быть субъективными и объективными, нередко вызывают стресс и напряжение, которые сказываются на психике и здоровье педагога. У него со временем накапливается усталость, которая приводит сначала к потере интереса к работе, а затем и к кризису личности.
К сожалению, в редком учебном заведении педагоги проходят специальную подготовку по стрессоустойчивости. По мнению некоторых отечественных психологов, одним из которых был В.А. Сухомлинский, люди, склонные к постоянным стрессам, не отличаются эмпатией, то есть сопереживанием. Если соотнести это с педагогической сферой, то такие учителя не могут сопереживать своим ученикам и вместе с ними, за то склонны к отчужденности от учебного процесса (даже во время него), к игнорированию детей.
Степень изученности проблемы. Проблему эмоционального выгорания в преподавательской среде изучают на протяжении долгого времени.
Самыми известными являются работы:
- В.В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении». Автор определяет стадии эмоционального выгорания и симптомы, которыми они обладают - фазы напряжения, резистентности и истощения. [7]
- В.Е. Орел «Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования». Автор рассматривает подходы к выявлению эмоционального выгорания и методы профилактики. [24]
- Т.В. Форманюк «Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя». В статье рассматривается влияние различных факторов на зарождение синдрома эмоционального выгорания у педагога. [32]
Но даже несмотря на то, что тема изучается и данные по ней постоянно пополняются, на сегодняшний день не до конца изучены факторы, предшествующие возникновению эмоциональному выгоранию у педагогов в образовательных учреждениях.
Объект исследования: эмоциональная сфера учителя в контексте профессиональной деятельности.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание у педагога дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: проанализировать особенности и предпосылки эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность определения «эмоциональное выгорание»;
- выявить особенности эмоционального выгорания у преподавателей дошкольных образовательных учреждений;
- составить план рекомендаций для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.
Гипотеза исследования: работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учебных заведений будет эффективной, если:
- осуществлена оперативная и эффективная диагностика, направленная на выявление изменений в уровне выраженности синдромов эмоционального выгорания;
- разработана и внедрена программа по организации работы в учебном учреждении, направленная на создание положительной атмосферы в преподавательском составе.
Кроме этого, существует также гипотеза о том, что степень эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования может снизиться в случае проведения с ними специализированной психолого-коррекционной работы.
Методы исследования:
- теоретический метод представлен в виде анализа психологической и педагогической литературы;
- изучение и сравнение различных методик определения эмоционального выгорания: диагностика синдрома эмоционального выгорания (автор В.В. Бойко); шкала измерения степени удовлетворенности работой; методика определения синдрома эмоционального выгорания (автор К. Маслач);
- анализ существующих программ профилактики эмоционального выгорания.
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко».
Практическая значимость: на основе проведенного исследования в курсовой работе были прописаны общие рекомендации по устранению эмоциональной усталости преподавателей; рассмотрены программы профилактики эмоционального выгорания.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального выгорания
Для начала необходимо сказать о том, что именно в последнее время проблема нарушения эмоционально-психического состояния в педагогике и психологии, стала особенно актуальной. Исследователи приходят к единому мнению, что такая ситуация сложилась на фоне возрастающих требований к человеческим способностям, что в свою очередь привело к увеличению случаев возникновения эмоционального выгорания.
В общем понимании термин «выгорание» означает последствия, к которым могут привести ненормированный рабочий график и длительный стресс.
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в 1974 году. На практике его впервые начал использовать психиатр Х.Д. Фрейденбергер. В то время оно обозначало состояние психики здорового физически человека, формирующееся в процессе длительного контакта с другими людьми – коллегами, клиентами и тому подобное - при оказании какой - либо профессиональной помощи. [17]
Несколькими годами позже был определен первый список профессий подверженных выгоранию. В основном это были медицинские работники и сотрудники благотворительных организаций, затем сюда добавились учителя, полицейские, юристы, надзиратели тюрем, менеджеры. Стоит отметить, что несмотря на то, что специальности различаются между собой, между ними есть одно связующее звено, а именно - постоянный контакт с другими людьми.
Автор-психолог В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание, как различные фазы стресса. По его мнению - выгорание приобретается человеком в процессе жизни и может объясняться изменениями и слабостью нервной системы, нарушениями с психосоматикой.
В.В. Бойко отмечал, что «эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме выборочного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия». [36, С.4]
Таким образом, под эмоциональным выгоранием понимается негативное явление психогенного характера, раскрывающее себя в виде напряжения, хронической усталости, опустошенности. [37] Человек чувствует, что теряет тягу к деятельности, которая не так давно вызывала у него интерес, он становится равнодушным к другим людям, у него теряется энтузиазм. У такого человека постепенно снижается рабочая продуктивность, что в итоге приводит к снижению самооценки.
Стоит отметить, что период эмоционального выгорания является временем полного опустошения человека. При этом его рабочие ресурсы находятся в максимальной степени.
В целом явление выгорания можно сравнить с инфекционным заболеванием, если у одного человека в коллективе появились предпосылки к его появлению. То оно быстро может распространиться и на других сотрудников, делая их негативно настроенными пессимистами. С большей вероятностью подобное может случиться на предприятиях, где очень высокий уровень стресса – появляется под действием ненормированного графика, высокой степени ответственности и постоянного тотального контроля. [35]
Так как эмоциональное выгорание возникает на фоне постоянного и продолжительного стресса, то Г. Селье были определены стадии формирования стресса:
- нарастающая тревога;
- дезадаптация к обстановке и ситуации;
- стадия эмоциональной опустошенности.
Стресс состоит из компонентов психики и физиологии. Он способен включить все защитные функции организма одновременно, для приспособления к сложной ситуации.
В психологии различают три фазы стресса:
- начинается все с тревоги, которая появляется на фоне неблагоприятной психоэмоциональной атмосферы, причиной которой может стать высокая степень ответственности на работе. Стоит сказать о том, что, если человек начинает испытывать моральное напряжение - это означает, что у него уже запущен процесс формирования эмоционального выгорания.
Проявляется стадия повышенной тревожности следующими признаками: сильное переживание тех или иных событий, чувство собственной никчемности, иногда возникает чувство безысходности, депрессия;
- следующий этап – человек словно выстраивает вокруг себе защитную стену, он всеми силами пытается отгородиться от неприятных впечатлений.
В данный момент человек пытается защитить себя от выгорания с помощью него же, а признаки этого следующие: человек не может больше вычленить разницу между полностью разнящимися явлениями – экономическим проявлением эмоций (грамотное включение эмоций при общении с партнерами - сдержанная улыбка, приветливый взгляд) и неадекватным избирательным реагированием (выражается в виде «эмоций не по месту», то есть человек реагирует на слова собеседника, когда он захочет, не всегда во время), попытки самооправдаться при неправильном выполнении работы, выполнение работы по принципу собственной предрасположенности к ней, ограничение в эмоциях при общении с близкими людьми, попытки уменьшить количество и качество выполняемых обязанностей, требующих сильного эмоционального всплеска;
- затем начинается завершающий этап – человек сталкивается с опустошенностью, снижением всех функций организма. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу, Санкт-Петербург, Питер, 2004, 166с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, Казань: Издательство Казанского университета, 1987, 261 с.
3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания, Статья, Москва, Издательство МГУ, 1995
4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности, Санкт-Петербург, Речь, 2004, 271 с.
5. Белов В.М. Психология здоровья, Санкт-Петербург, Алетейя, 1997, 231 с.
6. Бодров В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала, Москва, ПЕР СЭ, 2003, 511с.
7. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении, Санкт-Петербург, Питер, 1999, 105 с.
8. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других, Москва, Наука, 1996, 154 с.
9. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования, Томск, Иван Федоров, 2008, 267 с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике, Санкт-Петербург, Питер, 2002, 528 с.
11. Вассерман Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика, Санкт-Петербург, Речь, 2010, 192 с.
12. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика, Санкт-Петербург, Питер, 2008, 338 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени, Санкт-Петербург, Речь, 2008, 96 с.
14. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://new.academy.edu.by/files/documents/VRVUO/Boiko_diagnostika.pdf (дата посещения 23.12.24)
15. Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие, Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019, 153с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, Санкт-Петербург, Питер, 2002, 752 с.
17. История эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/blog/olgagor04/ (дата посещения 23.12.24)
18. Кутбиддинова Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции), Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019, 124 с.
19. Лельчицкий И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века, Москва, Российская академия образования, 2018, 292 c.
20. Леонова А. Б., Мотовилина И. А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений, Статья, Психологический журнал, 2006
21. Маркова А. К. Психология профессионализма, Москва, Наука, 1996, 308 с.
22. Метод определения уровня психического выгорания (автор К. Маслач и С. Джексон) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://gymn9.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2021/03/Profvygoranie-Maslach-Dzhekson-v-obrabotke.pdf
23. Наенко Н.И. Психическая напряжённость, Москва, Наука, 1976, 235 с.
24. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования, Психологический журнал, Статья, Москва, 2001
25. Осипова А. А. Общая психокоррекция, Москва, Сфера, 2012, 510 с.
26. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544
27. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей, Статья, Москва, Школа-Пресс, 1997
28. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях, Статья, Москва, Наука, 2002
29. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием, Санкт-Петербург, Питер, 2019, 304 с.
30. Сергеева Л. С. Синдром профессионального выгорания; психотерапия и профилактика, Санкт-Петербург, СПбМА-ПО, 2006, 18 с.
31. Требования к педагогу [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://srou.menobr.ru/docs/65401/65401-professionalnyy-standart-pedagoga.pdf (дата посещения 23.12.24)
32. Усманова М. Н., Бафаев М. М., Остонов Ш. Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога, Статья, Москва, Мысль: электронный периодический журнал, 2014
33. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя, Статья, Москва, Школа-Пресс, 1994
34. Функции преподавательской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://helpiks.org/5-105008.html (дата посещения 23.12.24)
35. Шкала измерения степени удовлетворенности работой (автор Е.Н. Степанов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://izvarasosh.ru/files/public/doc/1000000521.pdf (дата посещения 23.12.24)
36. Эмоциональное выгорание педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://infourok.ru/emocionalnoe-vigoranie-pedagogov-vv-boyko-1547344.html (дата посещения 23.12.24)
37. Эмоциональное выгорание [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://probolezny.ru/emocionalnoe-vygoranie/ (дата посещения 23.12.24)