Фрагмент для ознакомления
2
В детской литературе природа изображается различными художественными средствами. Будучи научным по содержанию, книга по естествознанию для детей должна быть в то же время художественной. Природоведческая книга предоставляет богатый материал для образовательного интереса, наблюдения и любопытства. Это создает новые вопросы для детей и знакомит их с окружающей средой.
В руках педагога детская книга о природе имеет большое воспитательное значение. Оно выводит детей за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет их понимание, знакомя их с явлениями, которые невозможно непосредственно воспринять. С помощью книги можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных в других климатических зонах, уточнить существующие представления о предметах и явлениях. Книга знакомит детей с явлениями неодушевленной природы и помогает им устанавливать связи и взаимоотношения в природе.
Особого внимания заслуживают произведения М. М. Пришвина.
Актуальность исследования определяется необходимостью развития представлений о природе у дошкольников в рамках экологического воспитания и выбором эффективных средств.
Цель исследования – рассмотреть возможности использования рассказов М.М. Пришвиной в чтении детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – природоведческая литература в чтении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование рассказов М.М. Пришвиной о животных в чтении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Описать педагогическое значение природоведческой литературы для детей старшего дошкольного возраста;
Рассмотреть методику приобщения к природоведческой литературе старших дошкольников;
Рассмотреть особенности использования рассказов М.М. Пришвина в приобщении детей старшей группы к природоведческой литературе;
Выявить уровень интереса к природоведческой литературе у детей старшего дошкольного возраста;
Разработать планирование работы воспитателя по приобщению к рассказам М.М. Пришвина детей старшей группы.
Методы исследования:
-теоретические – сбор, анализ литературы по проблеме исследования.
- эмпирические – педагогическая диагностика (констатирующий этап), педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования разработанного планирования работы воспитателя по приобщению к рассказам М.М. Пришвина детей старшей группе.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
Глава 1.Теоретическое обоснование использования рассказов М. Пришвина о животных в приобщении к природоведческой литературе детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогическое значение природоведческой литературы для детей старшего дошкольного возраста
В области художественно-эстетического развития образования в ФГОС есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе». Он направлен на достижение интереса и потребности к чтению книг через решение задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса [15].
Художественную литературу подбираю по следующим направлениям:
- «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
- «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
- «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.).
- «Рукотворный мир» (материалы и их свойства) [13].
Для ознакомления детей с природой используют произведения художественной литературы с природоведческой направленностью. Природоведческая литература – это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров довольно обширен – это сказки, рассказы, документальные повести, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям.
В XX веке стараниями ученых и популяризаторов было издано большое количество детских книг. Их авторы - Д. Кайгородов, Я. Перельман, А. Чеглок, Н. Рубакин - опирались на дореволюционный опыт популяризации научных знаний.
В 1919 году основан научно-популярный журнал «В мастерской природы», поставившей своей задачей «воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы». В 1924 году в журнале "Воробей" (впоследствии – «Новый Робинзон») были напечатаны первые произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина. Вот уже в течение практически двух столетий познавательная литература, наравне с литературой художественной, помогает детям познавать и понять окружающий мир [8].
Один из распространенных жанров детской литературы — рассказы; разные по содержанию и форме. Это могут быть короткие рассказы из нескольких предложений – это разновидность рассказа Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (И. Винокуров «Сквозь буран»; Б. Житков «На льдине»), о Советской Армии (Дне защитника Отечества), (Лев Кассиль «Про нашу пехоту») [8].
Большой познавательный материал о природе, о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша – Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает маленьких слушателей.
Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребицкого («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны») и др. [8].
Чтение рассказа может предшествовать обзору, чтобы вызвать интерес. Ранней весной, когда начинают появляться первые всходы, воспитатель может дать детям краткое описание растения, а потом можно прочитать описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой «Ранняя весна». После прочтения дети интересуются этим растением, их внимание концентрируется на том, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н.М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике) [6].
Окружающий мир полон разнообразия, поэтому детей следует учить искать и находить новое, известное ранее, например, произведения великих русских писателей В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Н.Сладкова могут помочь в этом.
В основе каждого рассказа из книг Н.И. Сладкова – это жизнь нетронутой природы. Для автора это не основа интересных событий, а главный объект исследования и художественного изображения. Автор питает к нему особое чувство родства и может только догадываться, что там произошло. В то же время он понимает, что можно увидеть лишь небольшой уголок неизведанного мира. И этот мир открывается только тем, кто наполнен верой и любовью ко всей жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
ений о природе / З.Р. Амет-уста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-proizvedeniy-o-prirode (дата обращения: 22.12.2024).
Бутвина, О.Ю. Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами авторской сказки природоведческого характера / О.Ю. Бутвина, Н.А. Баскрва // Форум молодых ученых. - 2019. - №4 (32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-prirode-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-avtorskoy-skazki-prirodovedcheskogo (дата обращения: 22.12.2024)
Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития / М. Р. Битянова.- М: Просвещение, 2007. - 125 с.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с
Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / Л.М. Гриценко. - М.: Сфера, 2012. 122 с.
Гурович, Л. М. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Диагностика [Электронный ресурс] / Л.М. Гурович. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332375-diagnostikagurovich-osobennosti-vosprijatija (дата обращения: 13.12.2024).
Кузьмина, В. Е. Психолого-педагогические особенности восприятия художественных произведений дошкольниками / В.Е. Кузьмина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010140 (дата обращения: 20.12.2024).
Мазепа Е.В. Педагогический потенциал книги рассказов-перевертышей Г.Б. Остера «Дети и эти» / Е.В. Мазепа // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - № 1(3). - С. 48-52.
Максимова, М. С. Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / М. С. Максимова // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 414-415. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103642/ (дата обращения: 22.12.2024).
Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.12.2024).
Поддьяков, Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков// Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А.В.Кенеман. М.: МПГУ, 1996. - С. 9-14.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2001. - 432 с.
Терентьева, Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников / Л. И. Терентьева. — Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — № 1. — С. 46–55.
Фролова, Ю.Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения / Ю.Р. Фролова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 62-65.