Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена советской симфонической музыке, творчеству Д. Шостаковича в контексте развития советской музыки. Особое внимание будет уделено Второй симфонии Д. Шостаковича. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку советская музыка в целом – это особый феномен мирового музыкального искусства 20 столетия, в котором сплелись воедино разные музыкальные черты и средства музыкальной выразительности. Что касается творчества Д. Шостаковича, то в нем проявились все самые знаковые и трагические события советского времени, творчество Шостаковича отличается необычной глубиной и драматизмом. С одной стороны, творчество Шостаковича несколько отделяется от канонов социалистического реализма, но с другой – Шостакович как никто другой выразил духовные аспекты советской эпохи и ее внутренние противоречия в своих симфониях.
Главная цель работы – рассмотреть особенности жанра советской симфонии на примере Второй симфонии Шостаковича.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть главные характеристики советской симфонической музыки в контексте эпохи.
2. Дать общую характеристику идейного содержания творчества Д. Шостаковича.
3. Проанализировать Вторую симфонию Д. Шостаковича.
4. Сделать выводы по исследованию.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Образ Д. Шостаковича отличается невероятным богатством и сложностью, особенно если его рассматривать в рамках советской эпохи. Кроме того, его творческое наследие обширно и демонстрирует все уникальные черты, свойственные его художественному стилю. Множество современников отмечали, что казалось, словно творческий потенциал Шостаковича был неисчерпаемым.
В советской музыкальной культуре выделяются две выдающиеся фигуры — Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. В их произведениях заложены высшие принципы советского социалистического искусства.
Также стоит упомянуть, что творчество Д. Шостаковича вызывало интерес у многих музыкальных критиков. Уже при его жизни были изданы многочисленные книги, очерки и статьи, посвященные его творчеству. Многие деятели советской культуры и музыки, такие как А.Н. Толстой, Б. В. Асафьев, И. И. Соллертинский, Г. Г. Нейгауз, И. В. Нестьев, Г. М. Шнеерсон, Л. А. Мазель, М. М. Сокольский, В. М. Богданов-Березовский, М. С. Друскин, Г. Н. Хубов, И. И. Мартынов, А. Н. Должанский, М. Д. Сабинина, В. П. Бобровский, Л. Н. Лебединский, А. А. Соловцов и другие оставили восторженные отзывы о его трудах.
Здесь уместно привести следующее высказывание о Д. Шостаковиче. Каждый художник создает произведения, которые одновременно носят субъективный и объективный характер, так как именно такой является природа искусства. Тем не менее, можно говорить о различиях в преобладании той или иной составляющей в деятельности разных мастеров. В ряде случаев довольно легко понять, какой компонент доминирует. Но к работам Шостаковича это совершенно не относится. Одним из основных и уникальных аспектов его музыки является полное и равное выражение обоих начал. Это свидетельствует о его выдающемся таланте, характере его одаренности и творческой индивидуальности. Однако нельзя игнорировать и влияние времени, в котором он жил. Это время требовало, чтобы человек оставался в центре внимания и раскрывалась его уникальная личность. Причем, это не только выдающиеся, но и «обычные» люди, которые на самом деле непросты, так как каждый из них проявляет сложный внутренний мир мыслей и эмоций. В то же время наш век стал веком сильных общественных движений, временем, утвердившим значимость народа как творца и созидателя истории. Это закономерно и обязательно привело к появлению такого яркого художника, как Дмитрий Шостакович .
В произведениях Шостаковича отразились многие трагические и драматические события российской истории того периода, такие как революция, построение социалистического общества, Великая Отечественная война, а также борьба за мир, счастье и свободу. Особенно выразительно в его творчестве звучит тема жизни и смерти, придавая ей глубокий философский, этический и социальный контекст.
Шостакович создавал произведения в различных жанрах, включая симфонии, оперы, вокально-симфонические формы, камерные вокальные циклы и квартеты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асафьев Б. Восьмая симфония Д. Шостаковича.//Московская филармония. - М., 1945.
2. Бергер Л. О выразительности музыки Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. М., 1962.
3. Бобровский В. Эволюция тематизма Шостаковича» // Статьи. Исследования. М.: Советский композитор, 1990.
4. Долинская Е. Б. История современной отечественной музыки. Вып. 3: Учебное пособие. М.: Музыка, 2001.
5. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. Режим доступа: http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/shostakovich.htm
6. Лейе Т. Д. Д. Шостакович // Отечественная музыкальная литература. Вып. 2. / Ред.-сост. Е. Дурандина М.: Музыка, 2002.
7. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976.
8. Тараканов М. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Очерк жизни и творчества. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/shostakovich.html