Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России формируется новая система образования. Этот процесс сопровождается значительными инновационными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. В решении этой проблемы важную роль играет система дополнительного образования детей, которая по праву считается составной частью единого образовательного пространства в современном российском обществе. Это инновационная область вариативного обучения, образования и самообразования, саморазвития, зрелости и социализации, которая способствует процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
Повышаются требования к содержанию и качеству образования, что накладывает на преподавателя определенную ответственность в выборе форм, методов и технологий образовательного процесса. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей - это специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности. Анализ литературы и практической деятельности в системе дополнительного образования детей позволяет выявить нерешенные проблемы, которые могут быть сформулированы в связи с недостаточной теоретической и методической проработкой многих аспектов.
Сегодня многие вопросы рассматриваются и исследуются учеными, педагогами-практиками на страницах научных, научно-популярных и периодических изданий, предлагаются различные пути решения актуальных педагогических, психологических и социальных проблем. Каждое учреждение дополнительного образования детей ищет и находит свои собственные пути развития и совершенствования образовательного процесса. В этой ситуации важно не оставлять преподавателя с нерешенными вопросами под сильным давлением повседневных требований и обязанностей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения традиций и инноваций в методиках работы с творческими объединениями детей в учреждении дополнительного образования.
Объектом исследования являются особенности применения традиций и инноваций в методиках работы с творческими объединениями детей в учреждении дополнительного образования.
Предметом исследования является работа с творческими объединениями детей в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: выявить эффективные условия применения традиций и инноваций в методиках работы с творческими объединениями детей в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть учреждения дополнительного образования детей как целостную социально-педагогическую систему.
2. Описать детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения.
3. Дать оценку развитию творческих способностей детей в центре дополнительного образования.
4. Проанализировать традиции и инновации методик работы с творческими объединениями детей в учреждении дополнительного образования.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Дополнительное образование детей социально ориентировано в своей практической реализации. Оно ориентировано не только на человека как субъекта культурных, социальных и производственных отношений, но и способно удовлетворять индивидуальные познавательные потребности детей и подростков, предоставляя им возможности для самореализации в познавательной и творческой деятельности. Дополнительное образование - это не просто придаток к системе общего и профессионального образования, а уникальная образовательная сфера, имеющая самостоятельное социальное назначение.
Являясь средством социального воспитания, средство дополнительного образования не может оставаться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микро-сообщества или отдельного учащегося.
Само их существование и организация жизни детей и подростков в них уже является социально-педагогическим, поскольку позволяет обучать досугу детей и вовлекать их в организованные формы досуговой деятельности в формализованных группах. Какова альтернатива неорганизованному детскому досугу, который сопряжен с риском социальных и образовательных проблем? Эффективность решения важных задач в области дополнительного образования детей зависит от системной организации этой деятельности [12].
Со второй половины ХХ века термин "система" активно используется в российской педагогике. Т.К. Караковский объясняет это объективными причинами, характерными для этого периода. В современном интенсивно меняющемся мире устойчиво формируются две взаимосвязанные тенденции: интеграция и дифференциация. В результате возникают всевозможные противоречия. Целостные образования распадаются, в то же время различные явления, действия и процессы объединяются в целостные, глобальные явления и различные системы. Эти тенденции характерны и для педагогической реальности, в рамках и под влиянием которой современный человек развивается и развивается как личность и как определенный тип личности.
В педагогической реальности эти тенденции проявляются как в целенаправленном воспитании, так и в спонтанных процессах социализации. Системный подход сегодня можно отнести к одной из основ практики педагогической деятельности и современной методологии педагогической науки. Его применение обосновано результатами нескольких научных исследований. Связан с изучением общей теории систем (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.И. Уэмов, Е.Г. Юдин и другие).
И.В. Блауберг и Е.Г. Юдин в своих работах, опубликованных в 70-х годах ХХ века, определяют системный подход - методологическую направленность исследования, основанную на рассмотрении объектов исследования в виде систем, то есть набора элементов, связанных между собой взаимодействием и, следовательно, функционирующих как единое целое. Так, В.А. Сластенин определяет особенности системного подхода в педагогических исследованиях как учет всех компонентов педагогической системы, изменений в системе в целом или компонент за компонентом, обусловленных требованиями исторического развития общества и научного прогресса, совершенствование хотя бы одного из них и как учет влияния многочисленных внешних и внутренних факторов и факторов, влияющих на систему в целом.
Сама педагогическая система понимается им как совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в рамках интегрированного педагогического процесса. Участники педагогического процесса, взаимодействующие на основе взаимодействия самих себя, окружающей среды и своих духовных и материальных ценностей, направленных на формирование и развитие личности, определяют педагогическую систему как совокупность элементов определенного типа, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и образуют целостность [15].
Термин "система" десятилетиями используется в сфере дополнительного образования детей. Н.А. Морозова выделяет четыре подхода к тому, как в настоящее время трактуется понятие "система дополнительного образования" - по отношению к самому дополнительному образованию как явлению; - по отношению к уровням дополнительного образования, в которых каждый из уровней также является одним - концепция системы распространяется на предоставление дополнительного образования как на создание и подготовку к его функционированию; - понятие системы распространяется на подготовку педагогических кадров для системы дополнительного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрюнина А.С. Новые форматы в патриотическом воспитании школьников // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.В. Коротаева. — 2020. — С. 290–296.
2. Антонов В.Н. Побудительные мотивы инновационных процессов в образовательном пространстве современного российского общества / В.Н. Антонов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — 134 с.
3. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. — М., 1973. — 274 с.
4. Бобров Д.А., Деменков М.Е. Подходы к организации дополнительного образования в области информатики и ИКТ // Наука и современность. — 2015. — №. 35. — С. 64–67.
5. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. — 2015. — 135–136 с.
6. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 54–58.
7. Глущенко Н.Н. и др. Создание ситуации успеха в учреждении дополнительного образования как фактор личностного, социального и профессионального развития различных категорий детей // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. — 2016. — С. 156–161.
8. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание: книга для педагогов и родителей. — 2016. — 162 с.
9. Зауторова Э.В. Использование ситуаций успеха в условиях дополнительного образования // Формирование успешности ребёнка - целевая функция дополнительного образования. — 2019. — С. 51–54.
10. Зверева А.С. Проектный подход в инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/ 3373 (дата обращения: 21.12.2024).
11. Золотарева А. Особенности организации дополнительного образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. № 11. С. 76-84.
12. Иванова Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение // Редакционная коллегия. — 2006. — С. 97.
13. Иванова И. В. Дополнительное образование детей – образовательное пространство саморазвития // Методист. 2015. № 7. С. 25–29.
14. Иванова И. В. Творческое саморазвитие личности в детских объединениях: учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки 040700 «Организация работы с молодежью», бакалавриат. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 160 с.
15. Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 14–20.
16. Каргина З.А. Методическое обеспечение процесса обучения в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2005. № 1. С. 18.
17. Леонтьев Д. А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. М: Смысл, 2011. С. 5–11.
18. Митрюхина И.Н. Организация оперативной обратной связи как средство создания ситуации успеха при обучении иностранному языку в системе дополнительного образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. — 2015. — №. 1. — С. 76–81.
19. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой учёный. — 2014. — № 5. — С. 543–546.
20. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детского самоуправления // Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. 524 с.
21. Рожков М. И., Волохов А. В. Детские организации: возможность выбора. М.: Педагогический поиск, 1996. 122 с.
22. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов [Текст] / Т.А. Ромм. — Новосибирск, 2007. — 380 с.
23. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. — 2013. — № 12/2. — С. 283.
24. Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
25. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. — М.: Наука, 1978. — 391 с.