Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматриваются барьеры общения подростков со сверстниками и взрослыми, кроме того, особое внимание уделено тем причинам, вследствие которых эти трудности возникают, а также способам нивелирования этих барьеров. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному компоненту, умению общаться в различных социальных отношениях. Эта проблема, в свою очередь, связана не только с развитием коммуникативных навыков подростков, но и их эмоционального интеллекта [1].
Кроме того, трудности и барьеры в общении со сверстниками, взрослыми в подростковом возрасте могут возникать на основе социометрического статуса.
Под понятием социометрического статуса мы понимаем то место, которое занимается человеком в социальной системе (С.Е. Захарова, А.Е. Холопова [19]).
Для подросткового возраста сама по себе проблема позиционирования себя в общении достаточно важна, так как подросток еще учится выстраивать коммуникацию, начинает искать друзей, выборочно подходить к процессу общения. Соответственно, все чаще подросток оглядывается на свою референтную группу, мнение сверстников. Но рост значимости общения в жизни подростка неминуемо приводит к возникновению сложностей и барьеров в коммуникации.
Цель исследования: изучить барьеры общения подростков со сверстниками и взрослыми, выявить те факторы, которые влияют на возникновение трудностей и их решение в аспекте тренинговых программ.
Объект исследования: социально-психологические барьеры общения и пути их преодоления в подростковом возрасте.
Предмет исследования: причины возникновения социально-психологических барьеров в общении подростков и тренинги по их преодолению.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды общения.
2. Изучить социально-психологические барьеры: определение и классификация.
3. Выявить факторы, способствующие возникновению барьеров общения
4. Проанализировать психологические и социальные особенности подросткового возраста.
5. Выявить основные барьеры общения, характерные для подростков
6. Рассмотреть методы диагностики барьеров общения.
7. Провести анализ психологических техник и тренингов для преодоления барьеров общения в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Синтез и систематизация.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы социально-психологических барьеров общения
1.1. Понятие и виды общения
В советской науке вопрос взаимодействия людей стал актуален в 1920-е годы, сначала в узком круге научных дисциплин, таких как лингвистика, литература и эстетика. В 1923 году Л. П. Якубинский опубликовал статью «О диалогической речи», в которой утверждал, что язык необходимо рассматривать в контексте человеческого общения, поскольку характер речи напрямую зависит от «условий общения», «форм общения» и «целей общения». Отсюда вытекает различие между двумя основными формами речи: диалогической и монологической, где автор подчеркивал их неравнозначность. Б. Г. Ананьев выделял общение как один из трёх главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Стоит отметить, что триада основных видов деятельностей была определена в советской психологии в 1930-е Л. С. Выготским, но под понятием общения подразумевалась игра. Б. Г. Ананьев значительно расширил это понимание, охарактеризовав его как взаимодействие людей. В 1970-80-е годы в советской науке активно изучались эстетические и художественные аспекты общения. Важно, что термин «общение» в повседневной и научной сферах нередко имеет разные значения. А. А. Леонтьев в 1970-х годах разработал теоретическую концепцию общения как часть его теории речевой деятельности, где общение представлено как системообразующий элемент не только в психологии, но и в других гуманитарных науках. Оно трактуется как «система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающая взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующая общественные и личные психологические отношения с использованием специфических средств, прежде всего языка».
Понятие общения в психологии обозначает систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающее взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфические средства, прежде всего язык.
Виды общения можно классифицировать исходя из целей и используемых средств:
социальное и биологическое;
материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное, мотивационное общение;
непосредственное, опосредствованное, прямое и косвенное;
вербальное и невербальное общение.
А. А. Леонтьев выделяет три вида общения:
Социально ориентированное, которое непосредственно реализует общественные отношения и организует социальное взаимодействие.
Групповое предметно ориентированное общение, которое непосредственно включено в коллективный труд и помогает коллективу решать стоящие перед ним задачи.
Личностно ориентированное общение — это и есть, собственно говоря, общение одного человека с другим.
Общение остаётся одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Это не только необходимая, но и ключевая составляющая, проявляющаяся в различных аспектах общественной жизни. Оно присутствует во всех формах человеческой деятельности, однако в определённых профессиях оно становится не просто привычным взаимодействием, а функциональным элементом. В традиционной социальной психологии термин «общение» часто заменяется английским словом «коммуникация». Уникальность общения определяется социальными ролями и функциями его участников.
Общение представляет собой реализацию системы отношений между людьми, охватывающую всю их взаимодействующую структуру. В широком смысле его можно трактовать как связь, контакт между людьми, выражающийся в понимании и сопереживании, в узком — как взаимодействие с общими или взаимодополняющими интересами.
Важно осознавать, что коммуникация всегда направлена на достижение какой-либо цели, которая выходит за рамки самого процесса общения. Существует множество возможных целей взаимодействия. Это может быть получение или передача материальных ценностей (товаров, услуг). Обеспечение сотрудничества в ходе совместной деятельности (как практической, так и теоретической) также является одной из целей. Коммуникация может использоваться для обмена информацией или коррекции настроения собеседника, а также для решения своих или чужих эмоциональных проблем. Кроме того, это способ переосмыслить свое отношение к важным аспектам жизни и многим другим.
Неизменным остаётся стиль общения, представляющий собой метод, с помощью которого человек выстраивает взаимодействие с окружающими в различных ситуациях. У каждого индивида есть свой уникальный стиль общения, который может изменяться в зависимости от собеседника или контекста. Тем не менее, этот стиль сохраняет свои основные характеристики и отражает уникальность личности. Таким образом, стиль общения иллюстрирует специфику отношений между людьми, которые демонстрируют как разнообразие, так и неповторимость своих личностей в процессе коммуникации.
1.2. Социально-психологические барьеры: определение и классификация
Коммуникация пронизывает все аспекты человеческой жизни и наполняет любую деятельность. В процессе достижения целей всегда возникают вопросы, связанные с преодолением психологических барьеров.
Психологические барьеры общения зачастую имеют субъективный характер и могут оставаться незаметными для самого человека, тогда как окружающие могут их ощущать. Проблемы преодоления таких барьеров остаются актуальными и исследованы лишь частично. Вопросы взаимодействия в контексте «руководитель-подчиненный» и «подчиненный-руководитель» были изучены достаточно подробно, особенно в рамках конфликтологии, включая семейные и педагогические аспекты. Однако существует множество других областей, где эти вопросы также имеют важное значение.
Чтобы углубить понимание концепции «психологический барьер», важно рассмотреть современные подходы к данному понятию, основываясь на актуальной психологической литературе.
В психологии барьер рассматривается как теоретическое понятие, анализирующееся на высоком уровне обобщения. Барьерами для человека могут быть как конкретные факторы (например, закрытая дверь, нехватка информации), так и более абстрактные аспекты (усталость, недостаток самообладания и прочее). Таким образом, барьер можно рассматривать как психологический феномен, представленный через ощущения, понимания и переживания, ограничивающий жизнедеятельность человека и мешающий удовлетворению его потребностей.
Предложим несколько популярных определений термина. Итак, психологический барьер — это:
внутренняя микроскопическая причина, мешающая индивиду свободно и естественно вести себя в обществе, общаясь с людьми в различных жизненных обстоятельствах;
внутреннее препятствие психологического характера (боязнь, нежелание, неуверенность и т.д.), которое затрудняет успешное выполнение определённого действия, часто возникающее в деловых и личных отношениях между людьми и препятствующее созданию открытых и доверительных связей;
выборочное торможение активности, связанное с низкой самооценкой индивида.
Таким образом, резюмируя, можно сформулировать определение «психологический барьер» как специфическое состояние человека, которое затрудняет ему выполнение желаемого или занимание активной позиции. Хотя психологические барьеры в любой деятельности имеют важное значение, их наличие может оказывать значительное влияние, особенно в условиях стресса, шока или усталости. Эти состояния часто связаны с негативными переживаниями, что приводит к трудностям в общении и внутриличностным конфликтам.
Социальная психология и психология личности традиционно различают коммуникативные и смысловые барьеры. Коммуникативные барьеры возникают из-за трудностей, с которыми сталкивается личность при организации и планировании общения. В отличие от них, смысловые барьеры возникают из-за взаимного непонимания между людьми и несовпадения значений. Такие барьеры зачастую являются следствием различных социальных, профессиональных, культурных и внутриличностных различий. Оба вида барьеров оказывают влияние на взаимодействие и общение любого человека.
Психологические барьеры часто воспринимаются как неадекватные внутренние реакции на реальные внешние условия.
Психологические барьеры в сложных ситуациях проявляются через сильные отрицательные эмоции и нервно-психическое напряжение, мешая адекватному взаимодействию. Они усиливают негативные чувства, такие как вина, страх и стыд, приводя к искаженному восприятию себя, партнеров и ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы / В. С. Агеев. ‒ Москва: Изд-во Московского ун-та, 1990. ‒ 240 с.
3. Адушкина, А. К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А. К. Адушкина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
4. Александрова, Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
5. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
6. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.
7. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– 50 с.
8. Безымянников, Е. Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е. Т. Безымянников, Л. Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
9. Белецкая, А. А. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом возрасте / А. А. Белецкая, А. В. Грищенко // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. № 1. – С. 187 – 183.
10. Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах / Д. В. Беспалов // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 89. – С. 24-32.
11. Бондарь, О. А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии / О. А. Бондарь. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
12. Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле / Д. Борг. – Москва: ВоПурра, 2012. – 304 с.
13. Бочкова, М. Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М. Н. Бочкова, Н. В. Мешкова // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49-59.
14. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тезисы научно - практической конференции; редколлегия : А. А. Крылов. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 25-26.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
16. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю. В. Давыдова. – Москва, 2016. – 22 с.
17. Дегтярев, А. В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
18. Еликова, М. Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте / М. Е. Еликова // Наука через призму времени. – 2020. – № 11 (44). – С. 49-53.
19. Захарова, С. Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82 – 93.
20. Ибадуллаева, Г. М. Психологические аспекты исследования социометрического статуса у подростков / Г. М. Ибадуллаева // Восточно-европейский научный журнал. – 2021. – №3 (67). – С. 41 – 53.
21. Иванов, Д. В. Межличностные отношения подростков / Д. В. Иванов // Самарский научный вестник. – 2013. – № 4(5). – С. 75 – 77.
22. Калинина, Т. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т. В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433.
23. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва : Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
24. Марихин, С. В. Личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом / С.В. Марихин, А.Ю. Хлыстова // Вопросы педагогики. – 2023. – №9-1. – С. 49-51.
25. Сухова, А. А. Взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и особенностей межличностного взаимодействия в раннем подростковом возрасте / А. А. Сухова, И. С. Морозова // Наука, общество, личность: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции» (г. Петрозаводск, 18 октября 2021). – 2021. – С. 91-98.