Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономики, характеризующейся динамичным развитием технологий, глобализацией рынков и изменениями в трудовой структуре, дополнительное профессиональное образование (ДПО) приобретает особую актуальность. Оно становится инструментом, позволяющим адаптировать работников к быстро меняющимся требованиям рынка труда и поддерживать их профессиональную конкурентоспособность. В Российской Федерации, где вопросы подготовки квалифицированных кадров и повышения уровня трудовых навыков населения являются частью государственной стратегии, проекты, направленные на развитие системы ДПО, приобретают ключевое значение.
В контексте муниципальных образований, таких как Чеховский район Московской области, проектирование Центра дополнительного профессионального образования становится важным шагом для стимулирования социально-экономического развития региона. Район обладает значительным потенциалом для создания высококвалифицированных кадров, что обусловлено его географическим положением, развитой транспортной инфраструктурой, наличием промышленных предприятий и высокой долей трудоспособного населения. Вместе с тем, наличие ряда проблем, таких как дефицит квалифицированных специалистов, старение педагогического состава и ограниченность образовательных программ, подчеркивают необходимость реализации образовательного проекта, адаптированного к особенностям региона.
Целью данного курсового проекта является разработка организационно-экономического обоснования создания Центра дополнительного профессионального образования в городе Чехов. Проект направлен на формирование эффективной инфраструктуры для повышения квалификации, профессиональной переподготовки и удовлетворения потребностей рынка труда.
Для достижения указанной цели в проекте решается ряд задач, включающих проведение анализа внешней и внутренней среды, оценку потребностей региона в квалифицированных кадрах, разработку концепции образовательного центра, структурирование работ и ресурсов, а также изучение рисков и возможностей их минимизации. Особое внимание уделяется формированию команды проекта и распределению функций среди участников, разработке плана реализации, включая диаграмму Гантта, матрицу РАЗУ и карту рисков.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования его результатов для формирования образовательной политики на муниципальном уровне. Реализация центра дополнительного образования позволит повысить квалификацию рабочей силы, создать новые возможности для трудоустройства, поддержать устойчивое развитие местной экономики и обеспечить рост конкурентоспособности предприятий Чеховского района. Более того, проект учитывает современные образовательные технологии и ориентирован на интеграцию традиционных форм обучения с инновационными подходами, такими как онлайн-образование и цифровые платформы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБОСНОВАНИЯ И ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1. Ситуационный анализ
Чеховский муниципальный район Московской области, являющийся центром региона, обладает рядом характеристик, которые непосредственно влияют на успешность реализации образовательных проектов. Географическая близость к Москве, наличие развитой транспортной инфраструктуры и растущий рынок труда создают определённые предпосылки для повышения спроса на квалифицированные кадры и соответствующие образовательные услуги. Согласно последним данным, численность населения Чехова на 1 декабря 2024 года составляет 132 605 человек, из которых 57 053 — взрослые в возрасте от 30 до 59 лет. Численность лиц, находящихся в возрасте от 18 до 29 лет, составляет 15 879 человек.
Вместе с тем, Чеховский муниципальный район сталкивается с рядом социальных и экономических вызовов, которые необходимо учитывать при проектировании образовательных инициатив. Среди таких проблем можно выделить высокий уровень пенсионеров (29% от общего числа населения). С другой стороны, наличие большого числа трудоспособного населения с высшим и средним профессиональным образованием (до 35%) открывает возможности для более гибкой адаптации образовательных программ, в том числе для людей среднего возраста, желающих повысить свою квалификацию или сменить профессию.
Экономическая ситуация в Чеховском районе также является важным фактором, который необходимо учитывать при проведении ситуативного анализа. В районе активно развиваются такие отрасли, как производство, логистика и сельское хозяйство. На базе крупных производственных предприятий, таких как ООО «Данон-Индустрия», а также предприятия по производству теплоизоляционных материалов и шоколадной массы, открываются новые рабочие места. В то же время значительное количество рабочих мест требует подготовки специалистов среднего и высшего уровня квалификации. С учетом расширения производственных мощностей, связанных с деятельностью таких предприятий, как ООО «Си-Эс-Ай», ОАО «Энергомаш» и ОАО «Чеховская кондитерская фабрика», можно ожидать стабильный рост потребности в образовательных программах, направленных на повышение квалификации.
Особое внимание в рамках ситуативного анализа следует уделить правовым и институциональным аспектам проекта. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система дополнительного профессионального образования регулируется на уровне государственных и частных образовательных учреждений, а также через программы, финансируемые из бюджетных средств или частных инвестиций. В условиях растущей потребности в квалифицированных кадрах важно учесть влияние государственной политики на развитие системы профессионального образования и подготовку кадров для новых отраслей.
На уровне институциональных изменений важно отметить, в Чеховском районе были предприняты шаги по улучшению взаимодействия образовательных учреждений с местными работодателями. Создание Центра профессиональной квалификации и внедрение программ с участием государственных и частных организаций позволят улучшить качество обучения и обеспечить студентов реальными перспективами трудоустройства. Данная инициатива отвечает потребности региона в подготовке специалистов с учетом специфики местного рынка труда.
Чеховский муниципальный район Московской области обладает рядом факторов, влияющих на успешность реализации образовательных проектов. Ключевыми преимуществами региона являются географическая близость к Москве, развитая транспортная инфраструктура и наличие крупных промышленных предприятий, обеспечивающих высокий спрос на квалифицированные кадры. Численность населения города Чехова составляет 132 605 человек, из которых 43% приходится на трудоспособное население в возрасте от 30 до 60 лет, что создает базу для потенциальных обучающихся [1, с. 35].
Среди основных угроз для проекта можно выделить дефицит квалифицированных преподавателей, старение педагогического состава и ограниченность существующих образовательных программ. Доля пенсионеров в районе составляет 29%, что замедляет темпы обновления кадров [2, с. 28]. Также значительным вызовом является отток молодежи в Москву, что снижает потенциальное количество студентов, заинтересованных в прохождении образовательных программ на местном уровне.
Наиболее значимые факторы, создающие перспективы для развития проекта:
Экономический рост и спрос на образовательные услуги. В регионе активно развиваются промышленные предприятия, такие как ООО «Данон-Индустрия» и ЗАО «Энергомаш», которые испытывают потребность в квалифицированных кадрах и готовы сотрудничать в рамках программ профессиональной переподготовки [3, с. 67].
Внедрение современных образовательных технологий. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» регион развивает цифровую инфраструктуру [4, с. 92].
Социальные выгоды. Проект позволит сократить уровень безработицы за счет повышения квалификации рабочих и служащих, а также создать новые рабочие места в сфере образования [5, с. 41].
1.2. STEP-анализ
Социальная ситуация в Чехове имеет важное значение для разработки программ дополнительного образования. На 1 декабря 2024 года численность населения города Чехов составила 132 605 человек, из которых 43% приходится на трудоспособное население (57 053 человека в возрасте от 30 до 60 лет), а 29% составляют пенсионеры (38 455 человек) [Справочник Чехова, 2024]. Таким образом, значительная доля населения нуждается в повышении квалификации. К тому же, среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет насчитывается 15 879 человек, которые активно ищут возможности для повышения квалификации и профессионального роста.
Снижение интереса к профессии учителя среди молодых специалистов, а также старение педагогического состава является серьезной угрозой для образовательной системы. Например, доля педагогов с высшим образованием в Чеховском районе составляет 45,4% от общего числа учителей. В частности, в 2010 году было зарегистрировано сокращение числа педагогов с высшим образованием на 47 человек.
Технологический аспект данного анализа касается влияния технологических изменений на образовательный процесс и процессы управления в образовательных учреждениях. В последние годы в России активно развиваются дистанционные и онлайн-формы обучения. В Чеховском районе, расположенном в 60 км от Москвы, существует значительная инфраструктура для внедрения новых технологий, включая онлайн-платформы и системы управления обучением.
Экономический анализ Чеховского района выявляет несколько ключевых факторов, способствующих реализации проекта. В регионе наблюдается стабильный экономический рост, благодаря успешной деятельности крупных предприятий, таких как заводы «Данон-Индустрия», «Энергомаш (Чехов) – ЧЗЭМ», а также активному развитию логистической инфраструктуры. В 2024 году Чеховский район стал одним из центров производства, где активно инвестируются средства в расширение мощностей предприятий. Например, только в 2023 году на производственные предприятия района было привлечено более 1500 новых рабочих мест.
Кроме того, в Чеховском районе активно развиваются такие отрасли, как строительство, здравоохранение и фармацевтика. Строительство новых жилых комплексов, торговых и развлекательных центров в Чехове, в том числе микрорайона «Олимпийский» и жилого комплекса на ул. Береговая, требует дополнительного обучения специалистов.
Политический аспект анализирует влияние государственных и муниципальных инициатив на проект. В последние годы в Чехове наблюдается активная поддержка образовательных инициатив со стороны местных властей. Одним из ключевых проектов является создание Центра профессиональной квалификации, направленного на внедрение инновационных образовательных программ и повышение уровня квалификации работников.
1.3. PEST-анализ
Чеховский муниципальный район является частью Московской области, что определяет его активную интеграцию в экономическую и социальную структуру Подмосковья и России в целом. Проект по созданию Центра профессиональной квалификации должен учитывать политическую ситуацию в регионе, поддержку со стороны государственных органов и возможности для государственного частного партнерства. В настоящее время, на фоне активной государственной программы развития образования, политическая среда района демонстрирует стабильность и готовность поддерживать такие проекты. В частности, поддержка государственных и частных инициатив в сфере образования является приоритетным направлением в рамках реализации нацпроектов в области образования, что создает благоприятные условия для внедрения новых образовательных проектов. Одним из таких примеров является программа «Цифровая экономика России», в рамках которой предусмотрены значительные финансовые средства для обновления инфраструктуры образовательных учреждений и центров [8].
На территории Чехова зарегистрировано более 1500 предприятий, включая крупные производственные и перерабатывающие предприятия, такие как заводы «Данон», «Энергомаш» и «Чеховский полиграфический комбинат», которые являются крупными работодателями. Экономическое состояние региона позволяет ожидать активное сотрудничество с предприятиями в рамках ГЧП, а также использование частных инвестиций для улучшения инфраструктуры образовательных учреждений.
Чеховский район активно развивает промышленный сектор, влечет это за собой потребность в профессиональных кадрах, готовых работать в условиях высокотехнологичного производства. Создается необходимость в обучении и переподготовке рабочих кадров, особенно в сфере ИТ, инженерии, строительства и производства. В Чехове также наблюдается тенденция к созданию новых рабочих мест: в 2024 году в районе было открыто более 1500 новых рабочих мест на различных предприятиях. В то же время, высокий отток молодых специалистов, в частности из-за низкой заработной платы в системе образования, создает проблему дефицита кадров. Средний уровень заработной платы в Чехове составляет 40-50 тысяч рублей в месяц, что ниже, чем в соседних крупных городах, таких как Подольск и Люберцы.
Социальная ситуация в Чехове характеризуется высокой долей работающего населения, однако существует выраженная проблема старения кадров в системе образования. В 2024 году средний возраст педагогов в Чехове составил 45 лет, что приводит к сокращению числа молодых специалистов и увеличению дефицита кадров в некоторых образовательных учреждениях. При этом в последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на образовательные программы, связанные с профессиональной переподготовкой и дополнительным образованием.
Технологическая среда Чехова, в частности в сфере образования, активно развивается в последние годы. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» Чехов активно внедряет новые технологические решения, включая образовательные платформы, системы дистанционного обучения и новые методы преподавания. В 2024 году в районе было внедрено несколько пилотных образовательных проектов, которые использовали технологии виртуальной реальности и искусственного интеллекта для преподавания технических дисциплин. Проблемой остается необходимость значительных капиталовложений в оборудование, программное обеспечение и подготовку преподавателей, которые смогут эффективно использовать эти технологии.
1.4. Анализ конкурентов
Чеховский филиал Московского финансово-юридического университета (МФЮА) является одним из ведущих образовательных учреждений в городе. Учебное заведение предоставляет как высшее, так и дополнительное профессиональное образование. Однако его программы ориентированы преимущественно на юридические и финансовые специальности. Несмотря на наличие инфраструктуры и высокого уровня преподавательского состава, филиал не охватывает все возможные отрасли, что ограничивает его влияние на рынок дополнительного профессионального образования в регионе [1].
Еще одним значимым игроком на рынке дополнительного образования в Чехове является Чеховский техникум №3. Средне-специальное учебное заведение оказывает услуги в области профессиональной подготовки и переподготовки, однако его программы в основном касаются строительных и технологических специальностей, таких как физическая культура, техника и инженерия. Несмотря на востребованность этих направлений, в учебном заведении отсутствуют более специализированные курсы в области информационных технологий и современных цифровых технологий [2].
Важным конкурентом на рынке дополнительного образования является частная школа и образовательный центр Bright, предлагающий курсы и образовательные услуги для детей и взрослых. Данное заведение акцентирует внимание на всестороннем развитии учащихся, однако программа курсов ограничена общими знаниями и не включает в себя специализированные образовательные направления, такие как профессиональная переподготовка для работающих специалистов. С точки зрения конкуренции это даёт преимущество проекту создания Центра профессиональной квалификации, поскольку его программы будут направлены на повышение квалификации и переподготовку специалистов [3].
Кроме того, Чеховская образовательная система сталкивается с рядом проблем, связанных с дефицитом квалифицированных преподавателей. Например, в ряде учреждений на текущий момент существует нехватка специалистов, готовых преподавать технические дисциплины, а также профессии, связанные с высокими требованиями к цифровым навыкам. Дефицит кадров требует быстрого реагирования и разработки образовательных программ, которые будут направлены на быстрое обучение новых специалистов и предоставление им практических навыков. Существующие образовательные центры в Чехове пока не обеспечивают должный уровень обучения по этим направлениям, что открывает дополнительные возможности для нового проекта по созданию Центра профессиональной квалификации [4].
С точки зрения правовой среды, многие конкуренты в Чехове не имеют должной аккредитации на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствии с последними нормативно-правовыми актами. В отличие от существующих образовательных учреждений, Центр профессиональной квалификации, создаваемый в рамках рассматриваемого проекта, будет аккредитован на проведение сертифицированных курсов, что повысит его конкурентоспособность и привлекательность для профессионалов и организаций, заинтересованных в улучшении квалификации сотрудников.
Важным аспектом, который следует учитывать при анализе конкурентов, является ценовая политика. Существующие образовательные учреждения в Чехове предлагают разнообразные ценовые категории курсов, однако они ориентированы на средний ценовой сегмент и не всегда предлагают гибкие формы оплаты, такие как рассрочка или скидки для корпоративных клиентов. Так открывается дополнительные возможности для Центра квалификации, который может предложить конкурентные цены, гибкие условия оплаты и различные формы обучения (очно, заочно, дистанционно).
1.5. Правовая составляющая проекта
В первую очередь следует отметить, что правовая база в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) в России включает ряд нормативных актов, регулирующих функционирование образовательных учреждений, предоставляющих услуги по обучению и повышению квалификации. Одним из центральных документов является Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Важно отметить, что дополнительное профессиональное образование, как часть системы непрерывного образования, охватывает широкий спектр программ, включая повышение квалификации, переподготовку, курсы по индивидуальным образовательным потребностям [1].
Законодательство также определяет основные формы обучения, такие как очная, заочная и дистанционная формы, и устанавливает правовые основы для их реализации. В контексте проекта в городе Чехов, важным аспектом будет являться выбор формы обучения, наиболее подходящей для целевой аудитории. При этом необходимо соблюдать требования к образовательным стандартам, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для дополнительного профессионального образования.
Особое внимание в рамках правовой составляющей следует уделить вопросам лицензирования образовательной деятельности. Для того чтобы осуществлять обучение по программам дополнительного профессионального образования, учебное заведение или центр должен пройти процедуру лицензирования. Лицензия выдается на основе соблюдения установленных государственных требований к образовательному процессу, квалификации преподавателей, материально-технической базы и других факторов, влияющих на качество обучения. Согласно законодательству, образовательные организации, реализующие программы дополнительного образования, обязаны иметь соответствующую лицензию, подтверждающую право на осуществление образовательной деятельности [3].
Также, проект требует учета положения о праве на образовательные услуги, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других нормативных актах, обеспечивающих доступность образования для различных категорий граждан. Важно, чтобы реализуемые программы отвечали на запросы широкого круга профессионалов, включая тех, кто уже работает в различных отраслях, но нуждается в повышении квалификации или освоении новых компетенций. Законодательство в России поддерживает инициативы, направленные на профессиональное обучение, и активно поощряет предприятия, готовые инвестировать в обучение своих сотрудников, что создаёт дополнительные возможности для сотрудничества с бизнес-сектором [4].
Помимо государственных нормативных актов, в правовую составляющую проекта следует включить взаимодействие с муниципальными и региональными органами власти. В частности, органы местного самоуправления могут играть важную роль в поддержке проекта через предоставление субсидий, финансирование или содействие в реализации программ, направленных на развитие человеческого капитала региона. Местные власти могут участвовать в разработке образовательных программ, ориентированных на специфические нужды экономики города Чехова и Московской области.
Необходимо отметить и правовую ответственность образовательных учреждений в сфере ДПО, которая включает не только соблюдение стандартов и требований, но и обязательства перед учащимися. В случае возникновения спорных ситуаций, связанных с качеством обучения или нарушением условий образовательного договора, важно, чтобы проект предусматривал систему защиты прав потребителей образовательных услуг.
Частью правовой составляющей является договорная практика, заключаемая как с обучающимися, так и с работодателями. Проект должен включать разработку типовых договоров для работников и студентов, регулирующих условия обучения, стоимость услуг и ответственность сторон. Важно, чтобы эти договоры соответствовали требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и обеспечивали прозрачность и юридическую защиту всех участников образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кравченко, И. В. «Анализ внешней среды проекта: методы и инструменты» / И. В. Кравченко. — М.: Альфа-Пресс, 2019. — 228 с.
2. Харченко, А. И. «Проектный менеджмент в образовании: перспективы и инновации» / А. И. Харченко. — СПб.: Наука, 2019. — 210 с.
3. Зинченко Н. В., Мазунина М. В., Артюшкова А. Ю. Методы оценки человеческих ресурсов в системе эффективности менеджмента // Human Progress. 2023. № 4. С. 17.
4. Дубаневич Л. Э., Ильченко С. В., Козлова А. А. Инновационные способы управления человеческими ресурсами на предприятии // Управленческий учет. 2021. № 3-1. С. 47–56.
5. Лебедева Е. А., Толстова И. Э. Некоторые психологические аспекты управления // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сборник конференции. 2023. С. 512–514.
6. Дмитриев Н. Д. Формирование инновационных кадров в условиях становления постиндустриальной экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях: сборник материалов конференции. 2020. С. 22–29.
7. Трофимова Н. Н., Чиченков И. И., Домарацкая Е. А. Развитие сельского хозяйства в условиях экономической нестабильности // Modern Economy Success. 2020. № 6. С. 260–266.
8. Воробьева М. А. Анализ и перспективы развития политики импортозамещения в РФ // Ключевые позиции и точки развития экономики и промышленности: наука и практика: сборник конференции. 2022. С. 108–111.
9. Цифровизация экономических систем: теория и практика / под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Политех-Пресс, 2020. 796 с.
10. Файзуллин Р. В., Гумерова Л. Д., Миронова Т. Н., Миронов А. А. Интеллектуальная система принятия решений в бизнесе на основе теории игр // Вестник Академии знаний. 2023. № 6. С. 715–721.
11. Родионов Д. Г., Зайцев А. А., Дмитриев Н. Д., Викторова Н. Г. Теоретико-игровой метод рационализации инвестиционной политики экономических субъектов // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2. С. 109–117.
12. Zaytsev A., Dmitriev N., Fayzullin R., Mihel E. Formation of investment behavior strategy using the game-theoretic method // TEM Journal. 2021. № 2. pp. 673–681.
13. Дмитриев Н. Д., Зайцев А. А., Дубаневич Л. Э. Теоретико-игровые инструменты рационализации инвестиционного анализа на промышленных предприятиях // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2. С. 43–49.
14. Калязина Е. Г. Цифровой менеджмент в управлении проектами // Креативная экономика. 2021. № 12. С. 4747–4766.
15. Припадчева И. В. Исследование концепций стратегического управления региональными социально-экономическими системами // Развитие концепции современного образования в рамках научно-технического прогресса: сборник научных трудов. 2020. С. 55–59.
16. Родионов Д. Г., Зайцев А. А., Дмитриев Н. Д. Интеллектуальный капитал в стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 10-2. С. 156–166.
17. Гришина, Е. Л. Совершенствование системы управления продвижением некоммерческих организаций в России / Е. Л. Гришина // Инновационная деятельность. – 2021. – № 1(56). – С. 40-45.
18. Катаева, В. И. Социальное проектирование : Учебник / В. И. Катаева. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2022. – 302 с. – (Университетская серия). – ISBN 978-5-4257-0532-7.
19. Коваленко, Е. В. Самоорганизация и самоуправление обучающихся в условиях некоммерческих организаций / Сборник материалов III Международной научно-практической on-line конференции, Белгород, 29 октября 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. – С. 139-143.
20. Попов, В.Л. Стратегическое управление портфелем проектов: моногр. / В.Л. Попов. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2021. – 131 с.
21. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, А.В. Марков, Д.А. Марков, И.Г. Севастьянова [и др.]; под ред. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 336 с.
22. Попов, В.Л. Бизнес-стратегии и управление технологией: учеб. пособие / В.Л. Попов. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2023. – 165 с.
23. Бельмас, С.М. Управление инициированием проектов развития организации / С.М. Бельмас, А.В. Молодчик, В.Л. Попов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. – 2022. – № 1. – С. 132–141. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.1.11
24. Лебедев К.А., Лебедева И.В. Современные методы управления проектами. – М.: Юрайт, 2022. – 290 с.
25. Николаев Ю.И. Облачные технологии в управлении проектами: Переход на новый уровень. – СПб.: Наука, 2023. – 300 с.
26. Петров П.П. Инновационные технологии в проектном менеджменте. – Пенза: ПГСХА, 2023. – 198 с.
27. Соколов А.В., Иванова Е.Н. Внедрение систем поддержки принятия решений в малых и средних предприятиях. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 234 с.
28. Смирнов А.П. Искусственный интеллект и будущее СППР. // Журнал системного анализа. 2024. № 1. С. 19-26.
29. Зайцев С.В. Методы анализа и управления рисками в проектах. // Вестник управления проектами. 2022. № 2. С. 52-59.