Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность психолого-педагогического консультирования подростков с низкой самооценкой обусловлена рядом факторов, которые делают эту проблему одной из наиболее значимых в современной психологии и педагогике.
Подростковый возраст – это период интенсивного психофизиологического развития, формирования личности и самоидентификации. Низкая самооценка в этот критический период может стать серьезным препятствием на пути успешной социализации, формирования адекватной картины мира и построения здоровых межличностных отношений.
Современный мир, насыщенный информацией и высокими требованиями к успешности, создает значительный психоэмоциональный стресс, что усиливает риск развития низкой самооценки у подростков. Сниженная самооценка часто становится причиной школьной неуспеваемости, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, проблем с адаптацией в социуме, а также предрасполагает к развитию различных психосоматических расстройств, депрессии и тревожных состояний. Кроме того, недостаток квалифицированной помощи и понимания со стороны взрослых усугубляет ситуацию, затрудняя самостоятельное преодоление подростком этих трудностей.
Таким образом, своевременное и эффективное психолого-педагогическое консультирование является необходимым условием для предотвращения негативных последствий низкой самооценки и способствует формированию у подростка позитивного отношения к себе, уверенности в своих силах и гармоничному развитию личности. Без целенаправленной работы в этом направлении, проблема низкой самооценки у подростков может привести к серьезным долговременным последствиям, отражающимся на всех сферах их жизни – от личных отношений до профессиональной самореализации.
Консультирование может включать в себя различные методы, от когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) до арт-терапии и игровой терапии, в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей подростка. КПТ, например, фокусируется на изменении негативных мыслительных паттернов и разработке более адаптивных стратегий поведения. Подросток учится идентифицировать и оспаривать негативные мысли о себе, заменяя их более реалистичными и позитивными утверждениями. Это помогает ему изменить свое восприятие себя и мира, повышая уровень самооценки.
Важно отметить роль родителей и педагогов в процессе консультирования. Они должны быть активными участниками и получать необходимую информацию о проблеме и способах ее решения. Семейная терапия может оказаться необходимой для устранения семейных конфликтов и создания поддерживающей среды в доме. Педагоги в школе могут содействовать повышению самооценки подростка, создавая для него ситуации успеха и поддерживая его увлечения и интересы.
Теоретическая изученность темы. К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона, К. Роджерса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн и др. Несмотря на различные подходы к определению самооценки учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития.
Объект исследования: феномен низкой самооценки.
Предмет исследования: самооценка в подростковом возрасте.
Цель работы – исследовать психолого - педагогическое консультирование подростков, имеющих низкую самооценку.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
-рассмотреть понятие и факторы формирования самооценки;
-изучить психологические особенности подростков;
-выявить особенности низкой самооценки у подростков;
-описать цель и методы исследование самооценки подростков;
-разработать программу психолого-педагогического консультирования подростков с низкой самооценкой;
-исследовать результаты реализации программы оптимизации самооценки подростков.
В методологической части исследования применяются следующие инструменты:
- Методика самооценки личности, разработанная О.И. Мотковой;
- Методика оценки самооценки по Дембо-Рубинштейну в модификации А.М. Прихожана;
- Опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения полученных результатов педагогами и психологами для разработки и внедрения диагностических и консультационных программ, направленных на оптимизацию самооценки у подростков. Это способствует решению актуальных задач в области психологического сопровождения подросткового возраста, а также в других сферах жизни, где самооценка играет ключевую роль. Кроме того, результаты могут послужить основой для дальнейших научных исследований в данной области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ
1.1 Понятие и факторы формирования самооценки
В современной психологии самооценка рассматривается как ключевой элемент Я-концепции, определяющий значимость и ценность личных характеристик, поведения и деятельности индивида в целом. Она трактуется как субъективная оценка своей личности, действий, способностей, а также своего положения в обществе.
Сегодня самооценка представляется как сложная психическая структура внутреннего мира, включающая такие аспекты, как самоотношение, уровень самоуважения и принятие себя. Основные функции самооценки заключаются в защите и регулировании поведения.
Одним из первых исследователей самооценки был У. Джеймс, который выделял два типа самооценки: самодовольство, проявляющееся в таких чертах, как высокомерие и гордость, недовольство, выражающееся в скромности, стыде и неуверенности.
Формирование самооценки связано с психическими функциями и личными интересами. С.Л. Рубинштейн определял самооценку как суть личности, основанную на восприятии окружающих и самопринятии. А. Захарова рассматривала самооценку как ядро личности, а А.Н. Леонтьев подчеркивал ее значимость в становлении индивидуальности.
Современная наука связывает самооценку с уровнем притязаний, который определяется стремлением к достижению целей и формируется на основе прошлых успехов или неудач.
Самооценка личности представляет собой изменчивую структуру, которая функционирует благодаря своим составным элементам. Эти компоненты образуют важные связи, которые поддерживают целостность системы. Известно, что самооценка тесно связана с различными психическими образованиями и одновременно выступает как фактор будущего роста и продукт этого процесса.
Существуют люди с гармонично развивающейся самооценкой, что способствует их успешному и активному образу жизни. В то же время, нередки случаи, когда индивиды с низкой или даже заниженной самооценкой строго критикуют себя за малейшие недостатки, хотя их реальная жизнь может быть более удачной, чем у других. Это подчеркивает важность выявления факторов, влияющих на самооценку.
К числу таких факторов относится статус, который определяет положение человека в социальной структуре и восприятие со стороны окружения. Например, ребенок из состоятельной семьи обычно имеет более высокую самооценку, чем сверстник из семьи со средним доходом.
Важное значение имеет влияние мнения окружающих и восприимчивость индивида к этому. Одного человека можно долго убеждать, и результат будет непредсказуемым, в то время как другого достаточно одного замечания, чтобы его самооценка резко упала.
Также значимы успехи в жизни: череда положительных событий часто ведет к росту самооценки. Однако у человека, который привычно считает себя неудачником, даже достижение целей не принесет удовлетворения из-за укоренившегося паттерна мышления.
Настроение и физическое состояние также играют ключевую роль: в состоянии усталости человек меньше склонен к достижению успехов, а недостаток результатов ведет к снижению самооценки. Важно и чувство собственной эффективности — уверенность в достижении целей. Самооценка формируется самим человеком и зависит от его внутреннего восприятия, а не от мнения окружающих, что позволяет индивиду выбирать желаемый уровень самооценки и стремиться к нему.
Развитие самооценки возможно и необходимо, и его основными условиями являются взаимодействие с окружающими и активная деятельность индивида. В процессе общения мы усваиваем различные формы оценок, наполненные нашим личным опытом и значениями. Анализируя как свои, так и чужие мнения, особенно принадлежащие важной для нас группе или обществу в целом, мы формируем способы самостоятельной оценки своей личности.
Самооценка, как и другие психологические механизмы, начинает формироваться в раннем детстве и играет ключевую роль в развитии ребенка, как отмечала в своих работах Л.И. Божович.
На процесс формирования самоуважения в период раннего детства влияют различные факторы, такие как:
Отношение родителей к своему ребенку и уровень их взаимодействия с ним;
Социальный статус среди сверстников;
Мнение педагогов;
Экономическое положение семьи.
Явно видно, что вначале ребенок учится оценивать других, а затем сопоставляет чужие мнения о себе, создавая свою собственную оценку. Навыки рефлексии и самоанализа складываются у детей примерно к 14-15 годам. На протяжении этого времени родители направляют и корректируют их самооценку, выделяя три ключевые сферы взаимодействия, влияющие на ее формирование: интерес к друзьям ребенка, внимание к его учебным успехам и общение за семейным столом. В подростковом возрасте самооценка также зависит от физических показателей и уровня сексуального развития, когда подросток начинает ориентироваться на «эталон взрослости», формируя свое поведение под его влиянием.
Н. Гекас отмечал, что на изменчивость самооценки существенно влияют социальные контексты. Поддержка родителей играет важную роль в формировании самооценки подростков, но только в присутствии взрослых; в общении со сверстниками эта зависимость не наблюдается. Контекст общения с ровесниками оказался наиболее значимым, в то время как школьная обстановка имеет меньшую значимость. Самооценка меняется в зависимости от ощущения своей способности влиять на ситуацию, в то время как ощущение собственной ценности остается достаточно стабильным и к окончанию подросткового возраста становится менее подверженным внешним воздействиям.
Самооценка выполняет множество важнейших функций, таких как регуляция, защита, развитие, прогнозирование, эмоциональная адаптация и мотивация, каждая из которых влияет на формирование личности.
Также выделяют три уровня самосознания:
Первый уровень - органическое самосознание, основанное на восприятии. На данном уровне самосознание отражает физическое "Я" индивида, включая неосознанное, которое в основном представляет собой переживаемое отношение к себе, что традиционно именуется самочувствием. Самочувствие можно видеть как некие обобщающие характеристики (недомогание, бодрость, легкость, внутреннее благополучие), другими словами, ощущение физиологического и психологического комфорта. Таким образом, самочувствие является биологическим аналогом самоотношения. Хотя самочувствие не определяет поступки индивида, все же образ "Я" может оказывать влияние на выбор действий и стиль поведения. Например, ощущение здоровья и физической привлекательности может положительно сказаться на отношениях с другими, повышая уровень уверенности. Экспериментально подтверждена взаимосвязь между самооценкой и грацией движений, поэтому занятия танцами или спортом представляют собой средства не только физического совершенствования, но и самоутверждения личности. В то же время, ощущение мнимой или реальной неполноценности может порождать необъяснимую тревожность и зависть, что вредит взаимоотношениям с окружающими.
Таким образом, органический уровень самосознания, хоть и не определяет суть личности, значительно воздействует на ее поведение и служит "основой" для более высоких уровней.
Второй уровень - индивидуальное самосознание, основанное на оценках окружающих и собственного самоощущения. Человек, вступая в различные отношения с окружающими, ориентируется на установленные нормы и обычаи. На этом уровне его представление о «Я» демонстрирует, насколько он соответствует ожиданиям общества. Осознавая себя как часть социальной группы – будь то по полу, возрасту, этническому или профессиональному признаку – индивид начинает воспринимать себя через призму других, оценивая свои действия в контексте этих групп. В психологическом смысле, идентификация обозначает процесс освоения социальных ролей и норм поведения, который происходит через копирование и воспроизведение.
Человек, вступая в взаимодействия, становится объектом множественных оценок, которые влияют на его самооценку. Тем не менее, связь между внешними оценками и самооценкой не является однозначной. Человек может иметь адекватную или неадекватную самооценку – последняя может проявляться в завышенных или заниженных формах. Заниженная самооценка часто порождает неуверенность, а завышенная может вызвать высокомерие и агрессивность, так как индивид избегает признания своих недостатков.
Таким образом, самооценка влияет на поведение и отношения человека, одновременно будучи результатом его воспитания и жизненного опыта. Самосознание включает в себя сложные переплетения оценок, формируя внутренний диалог между «Я» и обществом.
Третий уровень - личностное самосознание, формирующееся через конфликты между различными качествами личности. В процессе своей жизнедеятельности люди часто выступают как социальные существа, следуя определённым правилам и нормам, установленным обществом. Однако система предписаний не может охватить все возможные жизненные ситуации, и человеку необходимо принимать решения. Именно свобода выбора и ответственность, которые с ним связаны, служат показателем уровня самосознания личности.
Выбор из множества возможностей подразумевает отказ от чего-то менее значимого ради более важного. Реализация такого выбора требует различных личностных качеств, которые порой могут противоречить друг другу. Осознавая приоритеты, человек делает выбор, который может иметь конфликтное значение, так как каждое действие подразумевает отдаление от альтернативных мотивов. Конфликтный смысл становится явным только после совершения выбора, а осознание необходимости выбора может восприниматься как внутренний дискомфорт.
После принятия решения человек начинает осмыслять свои действия и может по-разному оценивать их. Важным является то, что личность может отвергать свои выборы как ошибочные, особенно если выбор был сделан под влиянием эмоций или недостатка времени. Это увеличивает вероятность неправильного решения. Страх признать свои недостатки может приводить к трудностям в принятии себя, что влияет на дальнейшее развитие личности.
1.2. Психологические особенности подростков
Основополагающие принципы изучения развития в подростковом возрасте были заложены в трудах выдающихся отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и других.
Часто весь подростковый период рассматривается как кризисный, как период, насыщенный "нормальной патологией", подчеркивая его интенсивность и сложность как для самого подростка, так и для взрослых, которые с ним общаются.