Фрагмент для ознакомления
2
Государственный совет представляет собой государственное учреждение высшего уровня в Российской империи, ее законосовещательный (1810 – 1906 гг.) и законодательный (1906 – 1917 гг.) орган .
Изначально Государственный совет как орган власти был создан Петром I в процессе его административных и политических реформ и появился в 1711 г. он состоял из дворянства и бюрократии, поэтому контролировал абсолютно все сферы государственной деятельности. Это было время Северной войны со Швецией и период масштабных административных перемен в русском государстве. Так, Петр I приказал набирать в Государственный совет представителей от каждой губернии, чтобы все максимально участвовали в разработке направлений, задач и планов внутренней и внешней политики, а затем работали над их реализацией .
При Екатерине II именно на Государственном совете разрабатывали и принимали законы, а его члены в обязательном порядке принимали участие в создании разного рода комиссий и коллегий, отвечающих за развитие той или иной отрасли государственного управления.
Александр I как император, который создал Государственный совет в Российской Империи 1 января 1810 г., сильно хотел поменять порядок, в котором происходило управление в государстве, - это очевидно из его выступления и его речи, произнесенной на открытии: «… не частными исправлениями, не подробностями многосложными и преходящими стоят и процветают государства…» . Начало функционирования Государственного совета произошло, когда Александра I издал Манифест, в котором и обозначил место новой организации в механизме государственной власти.
До 1801 г. высшим совещательным органом сначала был Совет при Высочайшем дворе, затем его сменил Непременный совет, а уже после них высшим законосовещательным органом и при наличии огромной необходимости в институте права, который занимался бы разработкой законопроектов (с последующим утверждением императором) оказался вновь созданный Государственный совет.
Его создание было необходимо сразу после реформы Сената и учреждения министерств в 1802 г., когда возникла необходимость в появлении законосовещательного органа при императоре, созданном с целью регулирования законов и влияния на то, какие из них будут приняты независимо от чужого мнения и особенно – со стороны лиц из состава Непременного совета - высшего совещательного орган Российской империи. Он функционировал с 1801 г. по 1810 г., а входили в него 12 представителей титулованной знати при императоре Александре I (такого уровня, как Д. П. Трощинский, П. В. Завадовский, А. Р. Воронцов, П. А. Зубов). Именно Непременный совет взял на себя функцию решения важнейших государственных дел и разработки проектов законов и норм права, в том числе представления царю проектов государственных реформ. Он был настолько влиятелен, что имел право даже опротестовывать действия и указы императора .
Одной из весомых причин закрытия Непременного совета и необходимости разработки нового законосовещательного органа в Российской империи стали практически постоянные неудачные преобразования в стране. Например, Александр I предложил на рассмотрение проект указа, запрещающего продавать крестьян без земли, однако Непременный Совет отклонил его, боясь крестьянских волнений и сопротивления со стороны дворянства. Однако с 1802 г. все важные и глобальные проблемы и вопросы государственного управления император рассматривал и обсуждал со своим ближайшим окружением, не учитывая мнения участников Непременного совета.
Другой предпосылкой к реформам в области управления внутри государства стало уничтожение административной системы, что нашло выражение в безответственности органов верховной власти, а так же в бесконечном и постоянном беззаконии в центральном и местном управлении: к XIX в. настолько усилились самодержавие, крепостничество, абсолютная монархия и система государственного управления, что перестали отвечать требованиям времени и запросам населения, в связи с чем и требовали социально-экономических изменений.
Развитие экономики к началу XIX в. тормозилось системой дворянских прав на все, а эксплуатация крестьян приводила к бесконечным восстаниям и сопротивлению. Был необходим новый способ управления страной посредством законотворчества, трансформирование нового типа общества и перестраивание всей государственной системы, которые укрепят позиции императора и остановят революционные движения против чиновничье-дворянской монархии. В этот сложный для страны период к власти пришел Александр I, который видел необходимость проведения административно-правовых реформ и усиления государственной власти.
М. М. Сперанский писал: «…общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременном законе…» .
Именно он стал первым реформатором, - хоть и вышел из среды духовенства, но очень приближенный к императору человек. М. М. Сперанский занимался разработкой проекта реформ в Российской Империи, которые позволили бы сделать государственное управление и законотворческую деятельность Российской империи отвечающей требованиям времени.
Государственный совет появился по указанию царского манифеста еще в 1810 г. и существовал очень долго – вплоть до 1917 г. Его появление связывают с именем М. М. Сперанского, задумавшего его как законосовещательный орган, занимающийся разработкой и принятием новых законов .
Вся дореволюционная деятельность вновь созданного Государственного совета делится на 2 периода:
1. период законосовещательной деятельности 1810 - 1906 гг.
2. период 1906 - 1917 гг.
Согласно Манифесту от 1 января 1810 г. Государственный совет создан «…к утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении…» . Его основная задача сводилась к тому, чтобы обеспечить слаженную деятельность всех органов системы государственной власти Российской Империи.
М. М. Сперанский постоянно говорил о том, что Государственный Совет важен в процессе государственного управления и создания правового государства, так как задумывался как инструмент, через который проходят все законодательные, судебные и административные дела .
Следовательно, появление и действие Государственного совета как законосовещательного органа в Российской империи носило явный ограниченно публичный характер. Он предполагался как законосовещательный государственный орган, контролирующий всю сложную систему законодательной деятельности Российской империи и реализующий совещательную функцию при императоре.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X - XX вв. Т.6: Законодательство первой половины XIX в. - М., Норма, 1988. – 592 с.
2. Сперанский М. М. План государственного преобразования: Введение к Уложению государственных законов 1809 г. с прил. «Записки об устройстве судебных и правительств. учреждений в России», статей «О государственных установлениях», «О крепостных людях» и «Пермского письма к императору Александру». М.: Русская мысль, 1905. Т. VI. - 359 с.
3. Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Проекты и записки. М.: Норма, 1961. 128 с.
4. Щеглов В. Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности (1801-1901 года): историко-юридич. очерк. – Ярославль: Тип. губерн. правл., 1903. 201 с.
5. Даневский П. Н. История образования Государственного совета в России. СПб.: Питер, 2022. 292 с.
6. Демин В. А. Государственный совет Российской империи: состав, полномочия, структура, механизм функционирования: монографич. исслед. М.: МГУ, 2020. 320 с.
7. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособ. М.: Проспект, 2021. 590 с.
8. Комаров Н. И. Очерки истории права Российской империи (вторая половина ХIХ - начало ХХ века): учеб. пособ. М.: Статут, 2019. № 5. 490 с.
9. Лазаревский И. И. Лекции по русскому государственному праву. – М. : Книга по Требованию, 2021. – 522 с.
10. Мальцева И. В. Государственный совет Российской империи в структуре монархической власти: справ. пособ. М.: ИНФРА-М, 2023. 188 с.
11. Пашенцев Д. А. История отечественного государства и права: учеб. М.: Инфра-М, 2022. 320 с.
12. Погожева О. В. Монархия как форма правления в Российской Империи: историко-правовой аспект: научно-практич. исслед. М.: Юридический центр «Пресс», 2021. 120 с.
13. Черкесова Л. И. Историко-правовые аспекты деятельности Государственного Совета Российской империи (1810-1906): монографич. исслед. М.: Академия, 2022. 182 с.
14. Черникова Н. В. Государственный Совет в политической системе Российской империи второй половины XIX века. М.: Академия, 2020. 528 с.
15. Арснукаева Р. С. Государственный совет в системе государственного управления в XIX – начале XX вв.: историко-правовые аспекты // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. № 10. С.36-45.
16. Верхогляд А. С. Становление и развитие государственного совета как палаты высшего законодательного органа Российской Империи (1810 – 1917) // Государство и право. 2022. № 8. С.40-44.
17. Галай Ю. Г. Основные законы Российской империи XVIII в. и ограничение законодательных полномочий Государственной Думы // Вестник славянских культур. 2021. № 2. С.59-64.
18. Дегтярев А. П. Государственный совет в России (1810-1917) и его организационно-правовые основы // Клио. 2020. № 2. С. 53-61.
19. Дорская, А. А. Особенности развития системы права России: проблема периодизации // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2019. № 2. – С.29-40.
20. Кодан С. В. Государственный совет в законотворческой деятельности Российского государства (1800 – 1850) // Юридическая техника. 2019. № 9. С.179-190.
21. Куликов С. К. Парламент без парламентаризма: Государственная Дума в царской России (1906 - 1917 гг.) // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 3. С. 77-84.
22. Мальцева И. В. Учреждение Государственного совета // Правоведение. 2019. № 10. С.27-31.
23. Плотников С. И. Государственный совет Российской империи: проблемы становления и развития // Вопросы студенческой науки. 2020. № 7. С.27-32.
24. Романенко К. Е. Исторические аспекты создания Государственного Совета в России // Юридические науки. 2021. № 3. С.111-115.
25. Секиринский С. К. Государственный совет в системе власти императорской России // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 1. С. 115-127.
26. Семионкина И. И. Правовое регулирование социальной деятельности Российского государства в период империи // Теория и история государства и права. 2023. № 9. С.51-67.