Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации, её регламента и полномочий обусловлена стратегической ролью, которую играет таможенная система в обеспечении экономической безопасности страны, регулировании внешнеэкономической деятельности и защиты внутреннего рынка. В условиях глобализации торговли, изменения международных экономических отношений и повышения конкурентоспособности необходимо обеспечить эффективное функционирование таможенных органов, что напрямую связано с задачами ФТС.
ФТС России отвечает за контроль за перемещением товаров и транспортных средств через границу, взыскание таможенных пошлин и налогов, предотвращение контрабанды и другие правонарушения, а также мониторинг безопасности товаров, ввозимых на территорию страны. Установленные регламенты и полномочия этой службы являются основой её функционирования и определяют порядок выполнения ею возложенных задач.
В свете новых экономических вызовов, таких как санкционные меры, изменения в международной торговле и развитие новых технологий, включая цифровизацию процессов, актуальность изучения регламента и полномочий ФТС приобретает особую значимость. Правильная интерпретация и соблюдение требований законодательства, установленных ФТС, позволяют участникам внешнеэкономической деятельности не только избегать правонарушений, но и максимально эффективно использовать существующие возможности.
Таким образом, исследование деятельности Федеральной таможенной службы России, её регламентов и полномочий является важным элементом не только для специалистов в области права и экономики, но и для всех субъектов внешнеэкономической деятельности, стремящихся к успешной и легальной работе на международной арене.
Объектом исследования является Федеральная таможенная служба, предмет – законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Цель работы – рассмотрение деятельности Федеральной таможенной службы России (ФТС), ее задач, функции и организационной структуры.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и правовые основы таможенных органов;
-описать структуру, основные функции и задачи ФТС России;
-выполнить анализ деятельности ФТС России в 2023 году;
-определить проблемы в деятельности таможенных органов РФ;
-выявить перспективы деятельности таможенных органов РФ.
Методы исследования: теоретические и эмпирические, в том числе обобщение, анализ, сравнение, синтез, графический метод.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
1.1. Структура, основные функции и задачи ФТС России
Структура таможенной службы России состоит из четырех уровней.
На высшем, первом уровне располагается Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ), действующая как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за вопросы таможенного регулирования.
На втором уровне находятся региональные таможенные управления (РТУ), чьи названия и местоположения в основном совпадают со столицами федеральных округов.
Третий уровень включает в себя таможни, которые в большинстве своем занимаются процессом таможенного оформления. Эти таможни функционируют в рамках одного субъекта федерации и подчиняются соответствующим РТУ. Также существуют таможни, которые подчиняются напрямую ФТС России (например, Центральная энергетическая и акцизная, Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская), а также специализированные таможни, такие как оперативная или базовая.
На самом низком, четвертом уровне, находятся таможенные посты, находящиеся под непосредственным контролем таможен. В некоторых постах могут быть выделены отдельные отделы по таможенному оформлению и контролю.
Компетенция РТУ, таможен и постов определяется ФТС России, в зависимости от их ролей. Структура также включает представительства в других странах.
Таможенные службы Российской Федерации выполняют ряд ключевых функций:
они участвуют в формировании и реализации таможенной политики страны;
обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за выполнением которого возложен на них, принимают меры для защиты прав и интересов граждан, компаний и организаций в процессе таможенного оформления;
гарантируют экономическую безопасность России в пределах своей компетенции, что является основой её суверенитета;
защищают экономические интересы государства;
применяют инструменты таможенного регулирования в сфере торгово-экономических отношений;
взимают таможенные пошлины, налоги и другие обязательные платежи;
участвуют в разработке экономических мер для товаров, которые перемещаются через границу, и обеспечивают их реализацию;
контролируют порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу страны;
борются с контрабандой и нарушениями таможенных правил, пресекают незаконный оборот наркотиков, оружия и предметов культурного наследия;
совершенствуют таможенный контроль и оформление, создавая условия для ускорения товарооборота через границу;
ведут статистику внешнеэкономической деятельности и товарной номенклатуры;
содействуют развитию внешнеэкономических связей различных регионов и поддерживают государственные интересы в области безопасности;
осуществляют валютный контроль и обеспечивают соблюдение международных обязательств России в области таможенного дела.
Цель государства заключается в выявлении наиболее действенных методов для выполнения задач в сфере таможенного регулирования, соответствующих международным стандартам и законодательству Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
Улучшение качества таможенного управления, что будет способствовать созданию привлекательной среды для инвестиций в российскую экономику, увеличению доходов федерального бюджета, защите отечественных производителей и охране объектов интеллектуальной собственности, а также активной поддержке внешнеэкономической деятельности.
Оптимизация таможенного администрирования, включая развитие системы управления рисками при проведении таможенных процедур в соответствии с международными стандартами и на основе современных информационных и управленческих технологий.
Укрепление сотрудничества с российскими, зарубежными и международными организациями в борьбе с различными угрозами, такими как терроризм, контрабанда оружия, наркотиков и подделок, а также в сфере обеспечения экономической, экологической и радиационной безопасности.
Для реализации вышеуказанных задач необходимо создать стабильный правовой режим внешней торговли на всей территории Российской Федерации, основанный на международных принципах, одобренных Всемирной таможенной организацией: стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, формирование норм и процедур с учетом международных стандартов, а также обеспечение прозрачности и предсказуемости.
Для эффективного исполнения данных задач важным шагом будет внедрение современных информационных технологий в процессы таможенного контроля и администрирования. Это позволит не только ускорить прохождение таможенных процедур, но и значительно повысить уровень их прозрачности. Автоматизация процессов, использование аналитических систем для прогнозирования рисков и упрощение документооборота станут залогом качественного и быстрого обслуживания участников внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, необходимо акцентировать внимание на обучении кадров, работающих в области таможенного регулирования. Повышение квалификации специалистов, знание международных стандартов и современных подходов к таможенной работе помогут создать профессиональную и эффективную команду, способную решать сложные задачи и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" от 21.07.1997 N 114-ФЗ (последняя редакция)
2. Бизюкова К.П. Экономика таможенного дела как наука и практика // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий: сб. науч. ст. по итогам работы седьмого круглого стола с междунар. участием. – Москва, 2020. – С. 16-18.
3. Буржимский О.А. Роль таможенных органов в системе безопасности РФ // Молодой ученый. – 2023. – № 16 (463). – С. 162-164.
4.Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: учебное пособие –– СПб.: ИЦ Интермедия, 2019 – 120 с.
5. Гупанова Ю.Е. Системный анализ сущности экономики таможенного дела: эмпирический и теоретический аспекты // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2021. – № 1. – С. 33-39
6.Дорожкина Т.В., Кузнецова А.А., Татарченко К.Р. О развитии таможенных органов в аспекте реализации нацпроекта «Цифровая экономика» // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022 – № 10 – С. 28-30.
7. Еремеева, А. С. Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 178-181.
8.Козлова К.М. Проблемы и перспективы развития взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества в условиях цифровизации национальной экономики // Бизнес, экономика и менеджмент. – 2020 - №1. – С. 86-91.
9. Кудрова, Н.А. Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения. // Проблемы современной экономики, 2021 — № 3(79). — С. 40–42.
10.Кульбекова, А. С. Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 303-305.
11. Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 332-335.
12.Лиман А.Н. Анализ системы стратегического управления в таможенных органах на основе «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года» и основные проблемные направления // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2021 – №4. – С.21-29.
13.Макрусев В. В., Любкина Е. О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 2 (115). - С. 932–940.
14. Макрусев В. В., Соболь А. А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - № 3 (498). - С. 416–429.
15.Макрусев В. В., Тимаков И. О. Стратегия развития таможенных органов: сопоставительный анализ // Стратегия бизнеса – 2021 - № 1. – С.13.
16.Петрушко, Е. Н. Концептуальные основы правовой работы таможенных органов Российской Федерации // Вестник евразийской науки. — 2023 — Т. 15 — № 5 – С. 1-15
17.Петрушко, Е.Н. Концептуальные основы системно-процессного управления в таможенных органах Российской Федерации. - Саратов 2022 — 160 с.
18.Пястолов О.А., Арустамов Э.А., Рудаков С.В. Сравнительный анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Вестник Евразийской науки - 2020 - №6 – С. 1-11
19. Сальникова А.В. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации российской экономики // Вестник университета. – 2020 – № 5 – С. 71- 77
20. Сковиков А.Г. Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань, 2021 – 260 с.
21. Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: Материалы региональной научно-исследовательской онлайн-конференции студентов и молодых исследователей. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2023 – 90 с.
22.Сомов Ю.И. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии. – 2023 – №4. – С. 44-49.
23.Тихонова, К.А. Надзорные мероприятия в системе деятельности таможенных органов. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021 — № 2- 3(53). — С. 92–95.
24. Федоренко, К.П. К вопросу о таможенном регулировании // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2020 — № 3(75). — С. 36–40.
25. Официальный сайт Федеральной таможенной службы - https://customs.gov.ru/activity/results