Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Состояние безопасности государств и общества во многом зависит от степени защищенности информации и сведений, составляющих государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией миропорядка, переходом к многополярному миру, высокой сложностью этих общественных отношений и быстрой скоростью их изменчивости, указывают на особую актуальность выбранной темы исследования.
Высокая значимость института наднационального регулирования межнациональных секретов для общества и государств требует постоянной деятельности по анализу состояния правового регулирования общественных отношений, выявлению пробелов и противоречий в законодательствах разных стран, регулирующем те или иные общественные отношения, а также немедленному совершенствованию законодательств.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия наднационального регулирования межгосударственных секретов.
Объектом исследования являются особенности наднационального регулирования межгосударственных секретов.
Предметом исследования является межгосударственные секреты.
Цель исследования: выявить эффективные условия наднационального регулирования межгосударственных секретов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие межгосударственных секретов и государственной тайны.
2. Описать совершенствование модельного законодательства о государственных секретах в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
3. Проанализировать особенности наднационального регулирования современных межгосударственных секретов.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Межгосударственные секреты - это информация, составляющая государственную тайну, которой страны обмениваются в рамках сотрудничества. Они выражаются в любой форме и содержат информацию, несанкционированное раскрытие которой может нанести ущерб безопасности и интересам сторон.
Юристы называют государственную тайну важнейшим юридическим элементом современности. Без них трудно представить себе какой-либо механизм власти. Этот институт характеризуется наличием определенного политического подтекста, который является обязательным атрибутом, без которого осуществление государственной власти невозможно. Многие специалисты считают эту сферу приоритетной в политической деятельности государства. Это позволяет нам обеспечивать общественную безопасность, укреплять конституционные и правовые основы и защищать информацию, составляющую государственную тайну [12].
Этот аспект важен и в обществе, и в истории государств. Возникновение тайн произошло в глубокой древности. Несмотря на то, что прошло много лет, это явление имеет большое значение в истории человечества. Это можно наблюдать в первобытном обществе; при возникновении государств и правовых систем; в период Реформации и революционных преобразований. Секретность играла важную роль в период становления и расцвета капиталистической системы. Эта категория актуальна и для социалистической сцены.
Специалисты утверждают, что человечество не останется без тайн и в последующие столетия. В то же время следует помнить, что секретные данные относятся к материальной и предметной сферам, между которыми существует разделение физических полей. При этом не учитывается степень ущерба, причиненного разглашением государственной тайны.
По этой причине трудно определить, насколько важна та или иная информация, поэтому можно определить, насколько строгой является та или иная информация. Теоретически закон выражает этот термин по-разному. Например, государственная тайна содержит определенную информацию, совокупность сведений, доступ к которым без разрешения наносит ущерб общественным интересам.
Государственные секреты также понимаются как неотъемлемая часть суверенитета, которая позволяет им управлять государственными учреждениями в целом. На законодательном уровне в РФ можно узнать, что означает термин "государственная тайна". Значение определяется Законом "О государственной тайне". Этим термином обозначается большой объем информации, находящейся под защитой государства и имеющей значение для военной, внешней политики, экономики, разведки и ряда других сфер. Широко распространяемая информация может нанести ущерб безопасности нашей страны.
По этой причине существует связь между государственной тайной и государственной безопасностью. Законодательство РФ, а именно в статье 5 Закона "О государственной тайне", перечисляет, что является государственной тайной и не может быть разглашено. Рассмотрим детали этого аспекта в следующих разделах нашего исследования. Они также рассматривают на законодательном уровне способы защиты информации, составляющей государственную тайну [15].
Для нашей юрисдикции характерно создание государственной системы, которая решает ряд различных задач, обеспечивающих сохранность информации, не находящейся в свободном доступе.
Все это позволяет им формировать такие структурные компоненты, которые позволяют им завершать решение различных задач:
1. Оказывать сопротивление и не позволять спецслужбам, работающим на иностранные государства, вмешиваться в дела других стран.
2. Создать и поддерживать единую техническую систему политического влияния, позволяющую защищать государственные секреты.
3. Сопровождать и контролировать работу всех специальных подразделений, действующих в этой области. Каждая страна заинтересована в том, чтобы все ее секреты были надежно защищены от возможного взлома секретной информации другими конкурентными разведывательными службами.
Чтобы государство могло достичь своих целей, необходимо создать специальные органы. Это включает в себя процедуру обработки информации, доступ к которой ограничен. Их функции включают в себя различные проверки. В России межведомственная комиссия координирует всю деятельность различных служб, задействованных в этой сфере.
Межведомственные комиссии при Совете Безопасности руководствуются в своей деятельности Указом Президента РФ. Секретность различных документов обеспечивается специальными отделами. Органы государственной власти, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа, имеют специальные подразделения, которые занимаются этой деятельностью.
Наряду с правовым регулированием существует также нормативно-правовое регулирование, которое включает защиту информации. С учетом действующих требований по защите государственной тайны разрабатываются новые административно-правовые нормы. В Законе РФ № 5485-1, вступившем в силу в июле 1993 г., государственная тайна начинает регулироваться с точки зрения закона. Здесь можно найти информацию о том, как хранить в секрете и разглашать информацию, касающуюся безопасности РФ. Но в то же время могут возникнуть различные проблемы, связанные с нормативным регулированием в этой области [13].
С точки зрения автора, у этого закона есть несколько серьезных недостатков:
1. В нем отражены различные сведения, составляющие государственную тайну, относящиеся к объемным данным.
2. Разрабатывается и координируется взаимосвязь между конкретными сведениями, составляющими государственную тайну. Проблема решается в разных инстанциях. В то же время на законодательном уровне эта проблема не решена. Это зависит от того, насколько хорошо различаются люди, которые имеют право определять, является ли информация государственной тайной или нет. Это приводит к тому, что количество должностей, занимающихся разработкой соответствующих вопросов, постоянно растет.
3. Не существует единого подхода к проблеме определения размера ущерба, который мог бы возникнуть в результате незаконного распространения сведений, составляющих государственную тайну. Также предполагается размер ущерба, причиненного организацией или владельцем, если раскрытая информация является секретной.
4. Проводится расследование того, какие сведения отнесены к государственной тайне и насколько эти сведения засекречены. При этом отмечается, насколько актуальна проблема определения степени материального ущерба в современном мире. Понимать и юридически обосновывать способы защиты государственной тайны в зависимости от того, как регулируется понятие "тайна".
Среди рассмотренных проблемных ситуаций можно выделить следующие характерные особенности, представляющие собой тайну:
1) содержит информацию, которая не может быть раскрыта;
2) доступ к секретной информации ограничен;
3) ограниченное производство для защиты определенных интересов;
4) определение тайны, которая включает в себя непостижимое, неразгаданное и недостижимое для познания. Специалисты считают многие государственные секреты государственными секретами, которые нельзя разглашать или которые могут быть утеряны.
Основываясь на вышесказанном, подведем итоги:
1) секретная сфера, являющаяся государственной тайной, включает в себя различную информацию, скрытую государством, государственными органами, регулирующими работу государственных служащих, в сфере экономической, внешнеполитической, военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности под прикрытием государства, при этом следует иметь в виду, что передача информации напрямую влияет на безопасность РФ;
2) правовой режим, обеспечивающий защиту сведений, составляющих государственную тайну, включает в себя совокупность организационных мер, специальных правил, которые помогают регулировать и обеспечивать деятельность государственных структур, они закреплены на различных уровнях нормативных правовых актов и позволяют создавать благоприятные условия, обеспечивающие безопасность в стране. Предприятия обеспечивают. государственный уровень, который выражается различными способами и гарантирует его реализацию, является ответственностью; в случае нарушения его требований его защита основывается на правовых принципах, что помогает объединить все его элементы в единую упорядоченную систему [7; 28].
3) обеспечить защиту информации, имеющей прямое отношение к государственной тайне, можно, если решить следующие задачи:
а) своевременное и полное предоставление секретной информации на основе группы вопросов, подлежащих рассмотрению, которые обеспечивают безопасную работу государственных органов и должностных лиц.;
б) недопущение несанкционированного разглашения сведений, составляющих государственную тайну, что способствует обеспечению безопасности страны в целом и каждого из субъектов, существующих в РФ.
Первая группа задач решается с учетом лиц, имеющих доступ к документам, содержащим секретную информацию, что облегчает использование открытых и секретных данных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»от 30 ноября 1995 г. № 1203 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или Международным организациям» от 2 августа 1997 г. № 973 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»от 6 февраля 2010 г. № 63 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»от 22 августа 1998 г. № 1003 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.- 327 с.
8. Галушкин А.А. Национальная информационная безопасность: вчера, сегодня, завтра // Юстиция. — 2013. — № 1.
9. Галушкин А.А. Основания приобретения и прекращения гражданства Канады, современная ситуация // Правовая инициатива. — 2011. — № 2.
10. Галушкин А.А. Перспективы организационно-правового развития и совершенствования законодательства о гражданстве в странах СНГ // Образование и право. — 2013. — № 5 (45).
11. Галушкин А.А. Реализация международных договоров по вопросам гражданства стран СНГ: организационно-правовой аспект // Новый юридический журнал. — 2013. — № 1.
12. Глобальное экономическое регулирование / отв. ред. В.Н. Зуев М.: Магистр, 2009. - 273 с.
13. Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы: Учеб. Посо-бие/Под ред. проф. В.И. Самофалов. - Рост. гос. экон, универ. - Ростов н/Д, 2002. - 444 с.
14. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: учебно-практическое пособие (под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова). 2007. СПб.: Юридический центр Пресс. - 752 с.
15. Грибунин В.Г., Чудовский В.В. Комплексная система защиты информации на предприятии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 322 с.
16. Денчев К. Феномен антиглобализма. М: ГУ ВШЭ, 2005. - 312 с.
17. Европейский союз на пороге XXI века / под ред. Ю.А. Борко, Е.А. Буторина. М., 2001. - 349 с.
18. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств – участников СНГ: дис. … д.ю.н. М. - 444 с.
19. Максимова М.М. Основные проблемы империалистической интеграции. М., 1971. - 128 с.
20. Мантусов В.Б. Мировая торговля в системе МЭО: учебное пособие для студентов ВУЗов. - Москва: ЮНИТИ, 2017. - 264 с.
21. Обуховский В.В. Теории международной экономической интеграции: ретроспектива, состояние, эволюция // Международная экономика. 2010. № 6.
22. Редкоус В.М. К вопросу о понятии государственной тайны по законодательству государств – участников СНГ. – Право и государство: теория и практика. № 11(35). 2007. - С. 95-99.
23. Самофалов В.И., Альбекова С.А. К вопросу о механизме наднационального регулирования международных экономических отношений // Учет и статистика, Ростов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ), №2, 2022.
24. Семенова Е.Е., Соболева А.С. Международная торговля: учебное пособие. Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 392 с.
25. Сербина А.С. Современные международные организации: учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. - 263 с.
26. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне». — М.: Юстицинформ, 2006. - 274 с.
27. Шишков Ю.B. Интеграционная зрелость – непременное условие сращивания национальных экономик / Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. М., 2003. - 328 с.
28. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века // Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2001. - 294 с.
29. Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее // МЭиМО. - 2006. - № 4.
30. Шишков Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия. М., 1979. - 382 с.