Фрагмент для ознакомления
2
Любовь может пониматься людьми различно. Тема любви раскрывается в творчестве писателей, и каждый пытается найти свой способ осмыслить и растолковать, что такое любовь.
Словарь Ожегова предлагает следующую дефиницию этого понятия: «Любовь - чувство самоотверженной и крепкой привязанности, сердечного влечения» .
Любовь в художественной литературе присутствовала всегда. Лирический аспект произведения в первую очередь привлекает внимание многих читателей. Тема любви завораживает, вдохновляет и порой вызывает самые разные противоречивые эмоции. Все великие поэты и писатели посвящали женщинам своего сердца большую часть своих произведений, независимо от стиля, темы или эпохи, в которую они жили .
Они вкладывали в них свои чувства, переживания, наблюдения и прошлый опыт. Их лирические произведения всегда наполнены нежностью и красотой, яркими выражениями и фантастическими метафорами. Герои произведений совершают великие поступки, рискуют, борются и мечтают о своих близких. И порой, глядя на таких персонажей, можно испытывать те же эмоции и мысли, что и герои литературы.
Если вспоминать отечественные произведения о любви, то целесообразно обратиться к повести о Петре и Февронии Муромских из одноименной повести Ермолая-Еразма, которая причисляется к древнерусской литературе.
В то время нехристианские темы были под запретом. Этот вид искусства был строго религиозным. История любви Петра и Февронии, переданная из прошлого, учит нас быть непоколебимыми и верными своим чувствам. Ни богатство, ни власть не могут помешать настоящей и неподдельной любви. Во многом Петр и Феврония могут служить молодым людям примером счастливой семьи и достойной пары.
Тема любви в русской литературе появилась в XVIII веке. Точкой отсчета стало появление переводов Тредиаковским текстов зарубежных беллетристов, ведь в Европе уже масштабно писали о восхитительном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.
Апогея тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха связана с именами Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева. Каждый писатель обладал своим сугубо личным отношением к теме любви, которое можно прочитать сквозь строки его творчества
Одна из самых важных тем многих романов XIX века - любовь. Как правило, она лежит в основе всего произведения, и все события разворачиваются вокруг нее. Любовь - причина различных конфликтов и сюжетных линий. Именно чувства управляют событиями, жизнью и миром, именно они заставляют людей совершать поступки, будь то любовь к себе или к другим .
Главный герой совершает преступление или аморальный поступок, потому что страстная любовь или ревность мотивируют его поведение. Разная любовь - между разными героями, мы не можем сказать, что она одна и та же, но можем определить ее основное направление, которое будет общим. Роковая любовь, трагическая любовь. Это любовь «крайностей». Она захватывает либо сильных, либо падших.
Например, Евгений Базаров. Он никогда не задумывался о настоящей любви, но, встретив Анну Сергеевну Одинцову, понял, что это такое. Все, что казалось незначительным, оказывается важным и значимым, жизнь становится загадочной, природа завораживает человека, становится его частью и живет внутри него.
С самого начала становится ясно, что любовь Базарова и Одинцовой обречена. Эти две страстные и сильные личности не способны полюбить друг друга и создать семью. Анна Сергеевна Одинцова осознает это, отчасти именно поэтому она отвергает Базарова.
Одинцова доказывает это тем, что приезжает в его деревню, когда Базаров умирает. Если она не любит Базарова, то зачем она это делает? Если так, то известие о его болезни потрясает душу и означает, что Базаров неравнодушен к Анне Сергеевне. Базаров мертв, а Анна Сергеевна Одинцова жива, как и прежде. Базаров умер, а Анна Сергеевна Одинцова живет, как прежде .
Другой пример трагической любви - любовь между Соней и Николаем («Война и мир»). Соня была влюблена в Николая, а Николай постоянно колебался. Соня - падшая женщина, не способная создать семью, и обреченная жить «на краю чужого гнезда» (что она и сделала). На самом деле Николас никогда не любил Соню, он лишь хотел любить ее, что было обманом. Когда в нем проснулись истинные чувства, он вскоре понял это. Только увидев Марью, Николай влюбился. К Соне он испытывал такие чувства, каких не испытывал ни к кому другому. Это была настоящая любовь. Несомненно, Николай испытывал к Соне какие-то чувства, но это были лишь жалость и старые воспоминания. Он знал, что Соня любит его, любит всем сердцем и понимает ее, поэтому не мог нанести ей такой сильный удар, чтобы она отвергла их дружбу. Николай сделал все возможное, чтобы облегчить ее несчастье, но Соня все равно была несчастна. Эта любовь (Николая и Сони) причиняла Соне невыносимую боль.
Любовь Катерины и Бориса («Гроза») также отличается трагичностью. Она была обречена с самого начала. Катерина была молода, нежна, наивна, но обладала исключительно сильным характером. Едва узнав о настоящей любви, она выходит замуж за грубого и скучного Тихона. Катерина хотела познать мир и интересовалась всем. Он был молод и красив. Он был человеком из другого мира, с другими интересами и новыми идеями. Борис и Катерина вскоре узнали друг друга. Жители города были скучны и однообразны, жили старыми ценностями, законами «домостроя», ложными верованиями и развратом. Катерина хотела познать настоящую любовь, но эта любовь закончилась, не успев начаться, - она умерла при одном только упоминании о ней.
1.2. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева
Ряд небольших повестей, с которыми Тургенев выступил в конце 1860-х годов и первой половине 1870-х "Несчастная", "Странная история", "Вешние воды", "и др.) весь относится к категории воспоминаний о далеком прошлом. Кроме "Вешних вод", герой которых представляет собою еще одно занимательное добавление к тургеневской галерее слабохарактерных людей, все эти повести недостаточно прибавляют к "тоталитету" - как отмечали в 40-х годах - литературного значения Тургенева.
Несбыточность личного счастья в любви и наивность стремлений к нему — один из лейтмотивов «Фауста». Он прослеживается и в повести «Ася», где любовь также обнаруживается как стихия, не подвластная человеку; овладеть ею, подчинить себе и заставить ее служить своему везению человек не может. Запрещено разгадать такое мгновение, когда эта сила может быть дана в руки человеку; не проговоренное вовремя слово обращает уже почти совсем счастливого человека в сиротливого бессемейного бобыля .
Главный герой Тургенева не виноват в несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретил ее в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви. Она вспыхнула с неодолимой силой лишь несколько минут спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать ее и звать. Но к тому времени было уже слишком поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь переменчива и своенравна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня».
Однако, аналогично тому, как «негодная природа» оказывалась у Тургенева в то же время и трагически черствой и соблазнительной, так же и любовь, в восприятии Тургенева, имеет свою оборотную, позитивную и смягчающую ощущение трагизма сторону.
В «Первой любви» (1860) Тургенев вновь ратифицирует восприятие любви как неминуемого подчинения и добровольной зависимости, как стихийной силы, властвующей над человеком. И вместе с тем центральная тема повести — это очарование первой любви, не меркнущее от тех обвинений, которые поднимает против этой грозной силы автор .
Точно так же и в «Вешних водах», изолированных от «Первой любви» десятилетием, Тургенев расширяет ту же философию любви как силы, которая способна подчинить себе человека, закабаляющей его, и одновременно упивается красотой любовного чувства, невзирая на то что, по идее автора, чувство это не дает человеку счастья и зачастую приводит его к краху, если не физическому, то нравственному.
Одна из глав повести «Вешние воды» оканчивается таким лирическим восклицанием автора: «Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сформировавшейся жизни разбит и порушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя — и что̀ бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь — всему она шлет свой восторженный привет» .
В обоих случаях, — и трагически чувствуя свою беспомощность перед лицом безразличной природы, и радостно переживая красоту таких явлений, как природа и любовь, — человек у Тургенева равно остается инертным средством вне его лежащих сил. Он не творец личного счастья и не устроитель своей судьбы.