Фрагмент для ознакомления
2
Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования
Современное российское общество переживает период трансформации, что находит отражение в изменении ценностных ориентаций различных социальных групп, в том числе и молодёжи. Молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее чувствительной к социокультурным изменениям, что обусловливает актуальность изучения её культурных ориентаций .
Выбор субкультуры молодёжью является одним из важных аспектов её социокультурной идентификации. Субкультуры предоставляют молодым людям возможность самовыражения, удовлетворения потребности в принадлежности к определённой группе, формирования собственной системы ценностей и норм . Вместе с тем, некоторые молодёжные субкультуры могут нести в себе деструктивные элементы, такие как агрессия, радикализм, девиантное поведение, поэтому изучение факторов, влияющих на выбор субкультуры молодёжью, приобретает особую социальную значимость.
Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в современном российском обществе наблюдается рост молодёжного экстремизма, который во многом связан с кризисом традиционных ценностей и ценностных ориентаций молодёжи . Понимание культурных ориентаций различных групп молодёжи может способствовать разработке эффективных мер по профилактике и предупреждению экстремистских проявлений в молодёжной среде.
Изучение культурных ориентаций молодёжи имеет важное значение для прогнозирования социокультурных трансформаций в обществе, поскольку молодёжь является носителем и транслятором новых ценностей и норм . Понимание культурных ориентаций молодёжи позволит разработать стратегии по формированию позитивных ценностных установок и социокультурных практик в молодёжной среде.
Социальная значимость данной проблематики заключается в том, что молодёжь является стратегическим ресурсом развития общества, от её культурных ориентаций и социокультурных практик во многом зависит будущее страны. Понимание культурных ориентаций молодёжи, факторов, влияющих на их формирование, позволит разработать эффективные меры по гармонизации социокультурного развития молодого поколения, что в конечном итоге будет способствовать укреплению социальной стабильности и повышению качества жизни в обществе .
Результаты исследования могут быть использованы при разработке государственной молодёжной политики, программ воспитания и социализации молодёжи, а также в деятельности различных общественных организаций, работающих с молодёжью . Таким образом, изучение культурных ориентаций молодёжи и факторов, влияющих на выбор ими субкультур, имеет важное теоретическое и практическое значение.
Проблема выбора субкультуры молодёжью является предметом пристального внимания многих отечественных и зарубежных учёных.
В работах Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова рассматриваются сущность и особенности проявления молодёжного экстремизма, связанного с выбором деструктивных субкультур .
Е.Б. Ильянович и О.Н. Жупник исследуют ценностные ориентации современной российской студенческой молодёжи в условиях трансформации общества .
Ряд авторов, таких как З.М. Борзиева , Е.Ю. Исаева, Ю.В. Исаева , К.М. Шамаева , анализируют динамику ценностных ориентаций молодёжи в современных условиях.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ, посвящённых данной проблематике, остаётся недостаточно изученным вопрос сравнительного анализа культурных ориентаций различных групп молодёжи. Требует дальнейшего изучения влияние таких факторов, как семья, образование, СМИ, референтные группы, на выбор молодёжью тех или иных субкультур. Данные аспекты и определяют научную новизну и практическую значимость настоящего исследования.
Анализ степени изученности проблемы выбора субкультуры молодёжью в социологической литературе
Проблема выбора субкультуры молодёжью является предметом пристального внимания многих отечественных и зарубежных социологов. В социологической литературе накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, позволяющий всесторонне рассмотреть данную проблематику.
Теоретические основы изучения молодёжных субкультур заложены в работах классиков социологии, таких как Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Беккер, Э. Гидденс . Они рассматривали молодёжные субкультуры как особые социокультурные образования, возникающие в результате социальной дифференциации и выполняющие функции социализации и интеграции молодого поколения в общество.
Дальнейшее развитие теории молодёжных субкультур связано с именами Д. Гласса, Д. Мак-Робби, С. Холла, которые исследовали субкультуры как способ символического сопротивления молодёжи доминирующей культуре. В отечественной социологии проблемы молодёжных субкультур разрабатывались в трудах В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова.
Особое внимание в социологической литературе уделяется изучению ценностных ориентаций современной молодёжи, которые во многом определяют выбор ею тех или иных субкультур.
З.М. Борзиева, Е.Ю. Исаева, Ю.В. Исаева, К.М. Шамаева анализируют динамику ценностных ориентаций молодёжи в условиях трансформации российского общества. Е.Б. Ильянович и О.Н. Жупник исследуют ценностно-смысловые ориентации студенческой молодёжи.
Ряд авторов – Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, А.А. Головатенко , Ю.А. Дедюхина , рассматривают проблему молодёжного экстремизма, связанного с выбором деструктивных субкультур. Они отмечают, что кризис традиционных ценностей и ценностных ориентаций молодёжи является одним из факторов, способствующих распространению экстремистских настроений в молодёжной среде.
Особый интерес в контексте данного исследования представляют работы, посвящённые сравнительному анализу культурных ориентаций различных групп молодёжи.
В.Ю. Литвинов и Л.В. Матвеева проводят сравнительный анализ культурных представлений творческой молодёжи о российской, западной и восточной цивилизациях . З.К. Селиванова и А.Б. Родин осуществляют сравнительный социологический анализ культурных и политических предпочтений студентов России и Беларуси .
Анализ социологической литературы показывает, что проблема выбора субкультуры молодёжью является актуальным предметом научного исследования. Накопленный теоретический и эмпирический материал позволяет всесторонне рассмотреть данную проблематику, однако остаётся ряд аспектов, требующих дальнейшего изучения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения комплексного социологического исследования, направленного на выявление и сравнение культурных ориентаций различных групп молодёжи, а также определение факторов, влияющих на их выбор субкультур.
Несмотря на значительное количество работ, посвящённых изучению ценностных ориентаций современной молодёжи, факторов, влияющих на формирование их культурных предпочтений, остаётся недостаточно изученным вопрос сравнительного анализа культурных ориентаций различных групп молодёжи. Кроме того, требует дальнейшего изучения влияние таких факторов, как семья, образование, СМИ, референтные группы, на выбор молодёжью тех или иных субкультур.
Таким образом, основная проблема, на решение которой будет направлен данный исследовательский проект, заключается в необходимости комплексного изучения культурных ориентаций различных групп молодёжи, а также выявления факторов, влияющих на их выбор субкультур.
1.2. Определение объекта и предмета социологического исследования
Объектом данного социологического исследования выступает молодёжь как особая социально-демографическая группа. Молодёжь является одной из наиболее динамичных и чувствительных к социокультурным изменениям групп населения, что обусловливает её значимость в качестве объекта социологического анализа.
В современной социологии молодёжь рассматривается как особая социальная группа, обладающая специфическими социально-психологическими, культурными и поведенческими характеристиками. Возрастные границы молодёжи, как правило, определяются в диапазоне от 16 до 30 лет, что соответствует периоду активной социализации, профессионального и личностного становления личности.
Молодёжь является стратегическим ресурсом развития общества, поскольку от её культурных ориентаций, ценностных установок и социокультурных практик во многом зависит будущее страны. Именно поэтому изучение молодёжи как объекта социологического исследования приобретает особую актуальность и значимость.
Предметом данного социологического исследования выступают культурные ориентации молодёжи, а также факторы, влияющие на выбор ими тех или иных субкультур.
Культурные ориентации молодёжи представляют собой систему ценностей, установок, предпочтений, определяющих её отношение к различным аспектам культуры и социальной жизни. Они формируются под влиянием множества факторов, таких как семья, образование, средства массовой информации, референтные группы и др.
Выбор молодёжью тех или иных субкультур является одним из важных аспектов её социокультурной идентификации. Субкультуры предоставляют молодым людям возможность самовыражения, удовлетворения потребности в принадлежности к определённой группе, формирования собственной системы ценностей и норм. Вместе с тем, некоторые молодёжные субкультуры могут нести в себе деструктивные элементы, такие как агрессия, радикализм, девиантное поведение .
Таким образом, изучение культурных ориентаций молодёжи и факторов, влияющих на выбор ими субкультур, является важным направлением социологического анализа, позволяющим понять закономерности социокультурного развития молодого поколения и разработать эффективные меры по его гармонизации.
1.3. Определение цели и постановка задач исследования
Целью данного социологического исследования является выявление и сравнение культурных ориентаций различных групп молодёжи.
Актуальность данной цели обусловлена тем, что молодёжь является стратегическим ресурсом развития общества, от её культурных ориентаций и социокультурных практик во многом зависит будущее страны. Понимание культурных ориентаций молодёжи, факторов, влияющих на их формирование, позволит разработать эффективные меры по гармонизации социокультурного развития молодого поколения, что в конечном итоге будет способствовать укреплению социальной стабильности и повышению качества жизни в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, учебники, учебные пособия:
1. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
2. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 536 с.
4. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 659 с.
5. Луков, В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ / Вал. А. Луков; Московский гуманитарный ун-т, Ин-т фундаментальных и прикладных исслед., Междунар. акад. наук. – Москва: Канон+, 2012. – 527 с.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
Статьи в периодических изданиях:
7. Атабиева, З. А. Состояние и тенденции развития нравственных ценностей студенческой молодёжи / З. А. Атабиева, А. О. Виндижева // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 37. – С. 17-25.
8. Биктагирова, А. Р. Ценности современной молодежи / А. Р. Биктагирова // Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. – С. 340-347.
9. Бобкова, Е. А. Ценностные ориентации современной молодёжи / Е. А. Бобкова, Е. К. Зуева, А. К. Хмарина // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 1(55). – С. 103-106.
10. Борзиева, З. М. Ценностные ориентации современной молодежи / З. М. Борзиева // Молодой ученый. – 2018. – № 52 (238). – С. 247-248.
11. Головатенко, А. А. Ценностные ориентации современной молодежи / А. А. Головатенко // Молодой ученый. – 2022. – № 30 (425). – С. 128-130.
12. Дедюхина, Ю. А. Современная молодежная культура / Ю. А. Дедюхина // Система ценностей современного общества. – 2014. – № 33. – С. 121-124.
13. Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. – 2008. – № 5(289). – С. 37-46.
14. Ильянович, Е. Б. Ценностные ориентации современной российской студенческой молодёжи в условиях трансформации общества / Е. Б. Ильянович, О. Н. Жупник // Аспирантский вестник Поволжья. – 2017. – № 3-4. – С. 38-42.
15. Исаева, Е. Ю. Ценностно-смысловые ориентации современной молодежи / Е. Ю. Исаева, Ю. В. Исаева // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – № 3(24). – С. 66-69.
16. Крайнюков, С. В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека / С. В. Крайнюков // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 23-41.
17. Литвинов, В. Ю. Сравнительный анализ культурных представлений творческой молодежи о российской, западной и восточной цивилизациях / В. Ю. Литвинов, Л. В. Матвеева // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 177-197.
18. Селиванова, З. К. Сравнительный социологический анализ культурных и политических предпочтений студентов России и Беларуси / З. К. Селиванова, А. Б. Родин // Власть. – 2019. – Т. 27, № 6. – С. 251-256.
19. Шамаева, К. М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодежи в советское и постсоветское время / К. М. Шамаева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 3(83). – С. 59-61.
Интернет-источники:
20. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.12.2024).