Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного ориентирования в современных информационных и коммуникационных технологиях, а также в использовании цифровых инструментов, педагогам требуется приобретение дополнительных знаний и навыков. Чтобы создать цифровую образовательную среду в учебном заведении и эффективно реализовывать образовательный процесс, педагог должен обладать широким набором новых профессиональных компетенций в этой области.
Современную образовательную парадигму, которая активно развивается, целесообразно называть компетентностной. Главная цель современного образования – формирование компетентной личности, способной решать жизненные задачи на основе имеющихся знаний, умений и навыков, а также ориентироваться в информационном пространстве, получать, использовать и создавать информацию. Достижение этой цели невозможно без участия учителя, который должен обладать ключевым для его профессии качеством – компетентностью.
Актуальность данного исследования обусловлена активным развитием современного образования и необходимостью учителя совершенствоваться наравне.
Объект исследования – современные педагоги.
Предмет исследования – цифровая компетентность педагога.
Целью данного исследования является рассмотрение цифровой компетентности как одной из главных составляющих успешной деятельности педагога.
Задачи данного исследования вытекают из его целей:
1) Дать определение цифровой компетентности педагога.
2) Изучить способы повышения цифровой компетентности педагога.
3) Изучить влияние цифровой компетентности педагога на успешную образовательную деятельность.
4) Провести исследование на уровень развития цифровой компетентности педагога.
5) Дать рекомендации для увеличения уровня цифровой компетентности педагога.
В данной работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнение, практические методы.
Структура работы определена задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
1.1 Цифровая компетентность педагога: понятие, значение, общая характеристика
Современные образовательные учреждения предъявляют к учителям постоянно меняющийся набор требований, связанных с их профессиональной деятельностью. Чтобы эффективно ориентироваться в современных реалиях, педагоги должны развивать новый, более обширный и усложняющийся набор компетенций. Одним из важных аспектов этого сдвига является повсеместная интеграция цифровых технологий и устройств в учебную среду. Более того, перед преподавателями теперь стоит задача помочь учащимся в приобретении цифровой компетентности — способности уверенно и эффективно использовать цифровые инструменты и ресурсы. Это ожидание, в свою очередь, требует от преподавателей параллельного и постоянного стремления развивать и совершенствовать свои собственные цифровые компетенции. Учителям уже недостаточно просто быть знакомыми с технологиями; они должны обладать глубокими знаниями и практическими навыками, которые позволят им легко интегрировать цифровые инструменты в свою педагогику и служить эффективным примером для подражания своим ученикам.
По своей сути, цифровая компетентность представляет собой умение эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и управлять информацией в цифровой среде. Она выходит за рамки простого знакомства с цифровыми инструментами; скорее, она включает в себя глубокое понимание того, как использовать технологии для достижения конкретных целей. Несколько исследователей и экспертов в этой области развивают эту концепцию, подчеркивая важность высокоразвитых технических навыков, включая владение различными цифровыми устройствами и программными приложениями. Кроме того, цифровая компетентность предполагает развитие специальных навыков логического мышления, позволяющих людям подходить к проблемам структурированно и аналитически в цифровой среде. Важно отметить, что это также требует умения стратегически использовать информационные и технологические ресурсы для создания увлекательного и эффективного процесса обучения, превращая традиционное планирование уроков в цифровое обучение с улучшенными возможностями.
Интеграция цифровых технологий в образование является важной темой для обсуждения во многих странах мира. Современные системы образования едва ли можно представить без стратегического использования разнообразных цифровых образовательных ресурсов. Сложности, связанные с обеспечением качественного образования, требуют подготовки и развития специалистов, обладающих широким спектром компетенций, выходящих за рамки традиционных предметных знаний и охватывающих свободное владение цифровыми технологиями, критическое мышление и навыки решения проблем, применимые в мире, управляемом цифровыми технологиями [8, c. 39].
В российском контексте термин “ИКТ-компетентность” часто используется как параллельное понятие цифровой компетентности, хотя могут существовать тонкие различия. По сути, ИКТ-компетентность охватывает готовность человека и продемонстрированную им способность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в различных практических приложениях и задачах. Это означает нечто большее, чем просто базовое знакомство с компьютерами и программным обеспечением; это означает активную позицию в отношении интеграции технологий в повседневные рабочие процессы и усилия по решению проблем.
В частности, ИКТ-компетентность учителя рассматривается как его всестороннее владение и умелое применение информационных технологий в образовательной сфере. Это выходит за рамки простого знания того, как пользоваться определенными программами или онлайн-платформами. Напротив, это способность преподавателя самостоятельно решать образовательные задачи, возникающие в ходе педагогического процесса, используя технологии для совершенствования методик преподавания, создания привлекательного учебного опыта и эффективной поддержки результатов обучения учащихся. Таким образом, компетентный в области ИКТ учитель - это находчивый и способный к адаптации профессионал, который может легко интегрировать технологии в свою практику для повышения качества и эффективности образования. [12, c. 65].
Педагогическая цифровая компетентность рассматривается как способность педагогического работника самостоятельно применять знания, навыки, установки и технологии, а также отношения между ними, в педагогической деятельности. Такая компетентность может повышаться с опытом педагога [13, c. 100].
Цифровая грамотность включает в себя совокупность пяти фундаментальных цифровых навыков, каждый из которых способствует способности человека ориентироваться в цифровом ландшафте и преуспевать в нем:
1. Фотовизуальные навыки: Это включает в себя нечто большее, чем просто просмотр изображений; это относится к способности эффективно “считывать” и интерпретировать информацию, представленную с помощью графических дисплеев, таких как инфографика, графики, диаграммы и визуальные инструкции. Это способность извлекать смысл и инсайты из визуальных представлений данных и процессов.
2. Навыки воспроизведения: Это предполагает умелое использование цифровых инструментов для ремикширования, перепрофилирования и преобразования существующего цифрового контента в новые и значимые материалы. Речь идет не просто о копировании и вставке; речь идет о творческом переосмыслении и развитии существующих работ для создания оригинальных результатов.
3. Навыки разветвления: В нелинейном мире Интернета навыки разветвления необходимы. Они относятся к способности формировать знания и понимание с помощью гипертекстовой навигации, перехода по ссылкам и непоследовательного изучения взаимосвязанной информации. Это предполагает способность синтезировать информацию из множества источников и создавать целостное понимание.
4. Информационные навыки: Век цифровых технологий характеризуется изобилием информации, что делает способность критически оценивать качество и достоверность источников первостепенной задачей. Информационные навыки предполагают способность отличать надежную и заслуживающую доверия информацию от дезинформации, пропаганды и предвзятых источников.
5. Социально-эмоциональные навыки: В онлайн-мире существует свой собственный уникальный набор социальных норм и ожиданий. Социально-эмоциональные навыки предполагают понимание “правил”, регулирующих онлайн-взаимодействие, и применение этого понимания для эффективного и этичного ведения онлайн-коммуникации. Это включает в себя уважение к другим, практику ответственного поведения в Интернете и снижение рисков киберзапугивания и онлайн-домогательств.
В дополнение к этим пяти основным навыкам, шестой навык становится все более важным в современной цифровой среде:
6. Навыки мышления в режиме реального времени: Способность обрабатывать и оценивать огромные объемы информации в режиме реального времени имеет решающее значение в современном быстро меняющемся цифровом мире. Это предполагает способность фильтровать необходимую информацию, выявлять закономерности и тенденции и принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.
И. А. Зимняя ИКТ-компетентность определяет как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде [2]. Автор цифровые компетенции связывает с приемом, переработкой и передачей информации, а также практическими навыками работы с интернет-ресурсами.
По мнению А. Д. Арнаутова, цифровая компетентность является интегративным и личностным качеством, который определяет такие способности индивида, как использование ИКТ в жизни и профессиональной деятельности [1].
Значительный вклад в развитие концепции цифровой компетенции внес Р. Дж. Крумсвик. В системе образования он использует данный навык как базовый. По его мнению, понятие «цифровая компетентность» имеет собирательное значение и его широко используют применительно к педагогу. В данном контексте цифровая компетентность характеризует навыки педагога в области ИКТ.
Цифровая компетентность в контексте образования понимается как способность преподавателя эффективно и стратегически интегрировать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в свою профессиональную практику. Это требует не только технических знаний, но и синергетического сочетания навыков в области ИКТ, педагогического опыта и глубокого понимания эффективных стратегий обучения. Преподаватель, владеющий цифровыми технологиями, может не только использовать технологии, но и использовать их для улучшения обучения учащихся и достижения конкретных образовательных целей.
Основываясь на этом определении, цифровую компетентность можно также охарактеризовать как готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать инструменты и ресурсы ИКТ в своей профессиональной деятельности. Это подчеркивает важность автономии и этических соображений при использовании технологий в классе. Учитель, владеющий цифровыми технологиями, не просто следует инструкциям; он активно и вдумчиво применяет технологии для улучшения своей практики таким образом, чтобы это приносило пользу его ученикам.
Таким образом, значимость цифровых компетенций для преподавателя как активного участника образовательного процесса и его индивидуального профессионального роста определяется несколькими ключевыми факторами:
1) Повышенная эффективность и удобство: преподаватель, свободно ориентирующийся в цифровом мире, может эффективно распоряжаться своим временем, тщательно подбирать высококачественные ресурсы и оптимизировать рабочий процесс. Используя легкодоступные интерактивные занятия или создавая собственный привлекательный цифровой контент, он может оптимизировать процесс преподавания и обучения. Это позволяет им сосредоточиться на индивидуальной поддержке учащихся и получении более глубокого опыта обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арнаутов А.Д. Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ // Мир науки, культуры, образования. № 4 (65) 2017. С. 7-9. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29902486
2) Арнаутов А.Д. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов в процессе освоения дисциплины «Информационные сервисы» с использованием комплекса информационно-технологических задач: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 213 с.
3) Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): метод. рекомендации М.: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2002. 349 с.
4) Бурмистрова, М. Н. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона / М. Н. Бурмистрова, М. П. Зиновьева, Т. Г. Фирсова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11, № 4(44). – С. 367-383
5) Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Педагогическая цифровая компетентность // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 470-477.
6) Гущина Т.Н. Формирование методический компетентности педагогических работников дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 252 с.
7) Дудина О.В., Горбунова Т.В. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32040 (дата обращения: 06.02.2025).
8) Клименко Т.К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего: монография. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 12-30.
9) Костромина С.Н., Реан А.А. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 77-86
10) Лапчик М.П. Образование, грамотность, компетентность, культура: терминология эпохи информатизации // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II международной научной конференции / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2018. С. 38-43.
11) Мельничук Н.Г Формирование ИКТ-компетенции педагога // Образовательная социальная сеть. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (дата обращения: 13.02.2025).
12) Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/439393336/?*=306P6xsx19BZ5tzvhyHG4arnRY97InVybCI6Imh0dHA6Ly94bi0tZTFhb2Z4LnhuLS1 wMWFpL21hdGVyaWFscy9Nb2RlbC5wZGYiLCJ0aXRsZSI6Ik1vZGVsLnBkZiIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ1aWQiOiI0M zkzOTMzMzYiLCJ0cyI6MTU5OTcyODM2MDY4NiwieXUiOiI0ODU1OTA4MDcxNTc0ODU0MzM1Iiwic2VycFBhcmFtcyI6 Imxhbmc9cnUmdG09MTU5OTcyNzcxMCZ0bGQ9cnUmbmFtZT1Nb2RlbC5wZGYmdGV4dD1tYXRlcmlhbHMvTW9kZWw ucGRmJnVybD1odHRwJTNBLy94bi0tZTFhb2Z4LnhuLS1wMWFpL21hdGVyaWFscy9Nb2RlbC5wZGYmbHI9NjcmbWltZT1 wZGYmbDEwbj1ydSZzaWduPWNhNTE3NGM0NDY5YzQwZDE1ZGM4MDhkZTUyMDZjNGY5JmtleW5vPTAifQ%3D%3 D&lang=ru (дата обращения: 13.02.2025)
13) Нифагин В.А., Рогальский Е.С. Разработка цифровых тьюторов для обеспечения современных обучающих технологий [Электронный ресурс]. — URL: http://eHb.bsu.by/Ыtstream/123456789/11516/1/16%20Нифагин.pdf
14) Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://do.sev.gov.ru/(дата обращения: 14.02.2025).
15) Сергеева, А.А. Компетентность педагога в контексте требований профессионального стандарта / А.А. Сергеева // В сборнике: Актуальные вопросы науки и практики. – 2019. – С. 64-67
16) Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — М.: Смысл, 2017. — 375 с.
17) Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 97-103.
18) Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
19) Титова С.В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы. URL: shkola.ffl.msu.ru>articles/ic-comp.doc (дата обращения: 08.06.2022).
20) Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 47-50.
21) Ушева Т.Ф. Становление рефлексивной компетентности педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 81-92.
22) Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - 2015. - 162 с.
23) Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.
24) Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет. - 2013. - 144 с.
25) Что такое ЕФОМ? URL: https://buki-repetitor.ru/news/chto-takoe-efom/ (дата обращения: 13.02.2025).