Фрагмент для ознакомления
2
8. Разделение труда направлено на выполнение работы большего объема и лучшего качества при одинаковых условиях. Это достигается путем сокращения числа задач, требующих внимания и усилий.
9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармоничные отношения, в свою очередь, способствуют достижению поставленных целей организации [21, с. 32].
Стратегическое управление на предприятии представлено следующими пятью функциями:
1. Разработка стратегии предприятия. Это включает прогнозирование, разработку стратегии и бюджетирование. Прогнозирование является предшествующей составлению стратегических планов процедурой, основанной на анализе внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование предприятия, с целью предвидения возможных развитий и оценки рисков. Систематический прогноз позволяет разработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В процессе прогнозирования традиционно применяются три измерения: время (насколько далеко в будущем мы смотрим?), направление (каковы тенденции будущего?) и масштаб (насколько значительны будут изменения?). Основываясь на результатах анализа, руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию.
2. Организация выполнения стратегических планов. Эта функция предусматривает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, а также создание корпоративной культуры, которая поддерживает стратегию.
3. Координация реализации стратегических задач. Координация деятельности менеджеров, связанная с формированием и осуществлением общей стратегии, заключается в согласовании стратегических решений на разных уровнях управления и последовательном объединении целей и стратегий структурных подразделений на более высоких уровнях.
4. Мотивация для достижения стратегических результатов. Мотивация, как функция стратегического управления, связана с разработкой системы стимулов, которые побуждают к достижению поставленных стратегических результатов.
5. Контроль за процессом реализации стратегии. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он направлен на своевременное выявление угроз, обнаружение ошибок и отклонений от принятых стратегий и политик предприятия [16, с. 47].
Основная цель стратегического управления - развитие потенциала и обеспечение стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и целей определяет сущность стратегического управления [8, с. 30].
Таким образом, суть стратегического управления заключается в разработке и реализации Стратегии развития организации на основе постоянного мониторинга и оценки изменений в ее деятельности с целью поддержания ее жизнеспособности и эффективности, эффективно работать в нестабильной внешней среде.
1.2 Роль стратегического видения в формировании стратегии организации
Для формулирования генеральной цели организации основополагающим является наличие у руководства организации видения, т. е. представления о том, чем организация является в настоящем, какой она должна стать в будущем, к чему нужно стремиться, какую пользу она должна приносить обществу.
Видение - это идеальное представление, желаемый образ организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Стратегическое видение концентрируется на будущих аспектах бизнеса фирмы:
- Какой фирма стремится стать?
- Какие потребности потребителей фирма собирается обслуживать?
Носителем видения является генеральный менеджер организации: это его личное представление о будущем организации и ее положении в окружающей среде. Именно видение расположено в вершине стратегической пирамиды, от него в конечном итоге зависят состав и содержание элементов стратегического выбора. Неслучайно со сменой высшего руководства организации, как правило, во все элементы корпоративной стратегии вносятся существенные коррективы. Известны случаи, когда смена лидера приводила к полному перепрофилированию деятельности компании и выходу из первоначального бизнеса: по сути, под известной маркой создавалась новая компания, соответствующая представлениям высшего руководства об эффективном и стабильном бизнесе [10, с. 80].
Видение во многом субъективно и неотъемлемо от личности лидера. Широко распространено мнение, что видение - это особый дар, талант, индивидуальные ментальные особенности руководителя. В некоторых публикациях утверждается, что «видению нельзя научиться, можно только совершенствовать свои способности и повышать эффективность их применения». Такая позиция позволяет объяснить феномен успеха даже в тех организациях, где стратегическое управление формировалось стихийно и неформально, без проведенного по всем правилам стратегического анализа внутренней и внешней среды и обоснования выбора стратегических альтернатив. Подтверждением субъективности видения является тот факт, что, получая одно и то же образование в области стратегического управления, менеджеры достигают различных результатов в своей деятельности.
Часто организация разрабатывает стратегию исходя из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить свою долю на рынке, она может достичь цели несколькими путями: понизить цены на продукцию, продавать товар через большее число магазинов, представить на рынок новую модель, через рекламу создать более привлекательный образ товара и др. Каждый путь открывает разные возможности. Таким образом, организация может столкнуться с большим числом возможных альтернативных стратегий.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, представлено различными модификациями нескольких базовых (генерических) стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды.
Можно выделить четыре базовые стратегии, отражающие возможные подходы к росту организации [18, с. 112]:
1. Ограниченный рост. Эту стратегию выбирает большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Если руководство в основном удовлетворено положением фирмы, то, очевидно, в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.
2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификации с тем, чтобы покинуть затухающие рынки. Различают стратегии интенсивного (концентрированного), интеграционного и диверсификационного роста.
3.Сокращение, или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
4. Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях. Так, организация может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других. В таком случае будет иметь место сочетание двух базовых альтернативных стратегий - сокращения и роста.
Таким образом, современные реалии дальнейшего развития отечественной экономики являются единым интегральным процессом учитывающим всю многоаспектность в определении сущности стратегического управления как процесса, включающего выбор направлений своего развития, вопросы нестабильности и ужесточения конкуренции, повышения требовательности потребителей к услуге или продукту, крайне усложняют управленческий процесс.
2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Общая характеристика организации
В качестве объекта приложения теоретических выводов было выбрано сельскохозяйственное ООО АФ «Тургеневка», полное фирменное наименование: Общество с ограничен-ной ответственностью агрофирма «Тургеневка». Профилем работы предприятия является производство эфирных масел. Юридический адрес рассматриваемой организации: республика Крым, с. Тургеневка, р-н Бахчисарайский, пер. Урожайный, д. 5.
Предприятие было создано в 2000 году с уставным капиталом 27 тыс. руб., а основной деятельностью была «Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции» и за 21 год своей деятельности не меняла профиль работы, однако, 19.07.2022 основным видом деятельности организации стало производство эфирных масел. Учредителем организации является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%. Предприятие действует на основе устава, в котором кроме основного указано еще 54 вида деятельности, однако, в основном доход предприятие получает от основного, а именно: производство и продажа эфирных масел. Предприятие владеет 300 га земли, где выращивает лаванду и розу для собственного производства.
Рассматриваемое предприятие относится к малому бизнесу, поскольку на начало 2022 года численность персонала составляла 30 человек, т.е. меньше 100 чел., а также сума дохода 73,9 млн. руб., что меньше 800 млн. руб., таким образом, оба критерия отнесения к малому бизнесу выполняются. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I) № 51-ФЗ от 30.11.94 // СПС «КонсультантПлюс».
Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 444 с.
Абчук, В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023.– 249 с.
Айдаркина, Е.Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е.Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2024. – 164 с.
Антонова, Н.Л. Проблемы стратегического анализа в деятельности современных российских предприятий / Н.Л. Антонова, Д.И. Ануфриев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №5-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-strategicheskogo-analiza-v-deyatelnosti-sovremennyh-rossiyskih-predpriyatiy.
Гапоненко, А.Л. Теория управления: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 336 с.
Глотова, Е. А. Стратегическое управление: анализ концепций / Е. А. Глотова, В. В. Глотова // Вестник ТГЭУ. – 2021. – №1 (97). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-analiz-kontseptsiy.
Грушенко, В.И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 288 с.
Евстафьева, И. Ю. Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.]; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 337 с.
Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 388 с.
Зуб, А.Т. Антикризисное управление: учебник бакалавриата / А.Т. Зуб. – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 343 с.
Ислакаева, Г. Р. Использование матрицы бостонской консалтинговой группы в разработке стратегий развития корпораций и государства / Г.Р. Ислакаева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – №3 (33). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-matritsy-bostonskoy-konsaltingovoy-gruppy-v-razrabotke-strategiy-razvitiya-korporatsiy-i-gosudarstva.
Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 176 с.
Кожевина, О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов: учебное пособие / О. В. Кожевина. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 156 с.
Кожевина, О. В. Управление изменениями: учебник / О. В. Кожевина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 304 с.
Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 197 с.
Лехтянская, Л. В. Этапы разработки стратегии предприятия / Л. В. Лехтянская // КНЖ. – 2022. – №3 (40). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razrabotki-strategii-predpriyatiya.
Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 361 с.
Менеджмент в 2 ч. Часть 2.: учебник для вузов / А. Н. Петров [и др.] ; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов – 2 изд. исп. и доп./ М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2021. – 158 с.
Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 333 с.