Фрагмент для ознакомления
2
Анализы и оценки финансовых состояний предприятий проводятся с разнообразными целями для владельцев, кредиторов, инвесторов и менеджеров. Компании нередко осуществляют внутренний анализ своей финансовой ситуации, стремясь выявить резервы для повышения ликвидности, рентабельности и прибыльности, разработки прогноза на будущее или оздоровления. Для кредиторов и инвесторов же оценка финансового положения необходима для минимизации рисков. Одной из ключевых задач инвестора является выбор объектов для вложений, которые не только обладают перспективой роста, но и обеспечивают наивысшую эффективность инвестирования [8].
Инвестиции играют центральную роль в производственных процессах, способствуя повышению технического и организационного уровня производства. Управление инвестициями становится важнейшим элементом в структуре экономического менеджмента предприятия, ориентированным на разработку, принятие и реализацию стратегий, направленных на достижение целей инвестиционной деятельности, поддержку финансовых вливаний во всех аспектах работы компании и формирование привлекательного имиджа организации.
Структура инвестиционного менеджмента представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема инвестиционного менеджмента [14].
Для определения целесообразности выбора инвестиционных проектов или компаний на основе их привлекательности широко применяется понятие «инвестиционной адресности» (термин), охватывающее комплексное изучение особенностей, ресурсного потенциала и перспектив.
На сегодняшний день единой дефиниции «инвестиционной адресности» не существует — это требует многоаспектного анализа взглядов экспертов в сфере инвестиций.
Инвестиционная адресность представляет собой оптимальное сочетание объективных факторов, ресурсных возможностей и интересов всех сторон, формирующих высокий потенциал для привлечения капитала. Это расширенное определение учитывает все ключевые аспекты инвестиционной деятельности [18].
К тому же, данный показатель служит индикатором эффективного управления как собственными, так и заемными средствами, включая оценку платежеспособности и ликвидности капитала. В итоге, «инвестиционная адресность» становится решающим фактором для стратегических решений, обеспечивающих устойчивое процветание предприятий в условиях глобальной экономической динамики.[3].
В широком смысле, инвестиционная привлекательность (ИП) представляет собой гармоничное сочетание взаимозависимых характеристик экономического потенциала, доходности операций с активами и инвестиционного риска у субъекта хозяйствования, который способен к устойчивому развитию в условиях конкурентной борьбы и сохранению своей деятельности [12].
Тем не менее, конкретные определения инвестиционной привлекательности могут значительно варьироваться. Иными словами, существует множество трактовок данного понятия, что свидетельствует о его многогранности и сложности. Важно отметить, что единого, общепринятого понимания инвестиционной привлекательности не существует. Поэтому имеет смысл рассмотреть различные подходы и определения, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Понятие «Инвестиционная привлекательность»
Авторы Понятие «Инвестиционная привлекательность»
Ю.П. Анискин [1] Способность объекта привлекать капитал за счет устойчивого развития и высокой доходности.
И.Ю. Жданов [7] Комплекс факторов, определяющих интерес инвесторов к вложению средств в конкретный актив или проект.
Э.И. Крылов [9] Уровень экономической эффективности и риска, влияющий на решение инвесторов.
Г.П. Лайко [11] Совокупность условий, обеспечивающих приток инвестиций и их эффективное использование.
Ю.В. Мишин [12] Показатель, отражающий баланс между потенциальной прибылью и рисками инвестиций.
Е.Н. Симунин [20] Интегральная характеристика объекта, оценивающая его способность генерировать доход для инвесторов.
В.В. Царев [21] Степень привлекательности объекта для вложения средств, основанная на анализе его экономических показателей.
А.Д. Шеремет [22] Совокупность финансовых, экономических и социальных факторов, определяющих интерес инвесторов.
Анализируя представленные определения, мы можем выработать более универсальную концепцию инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность компании представляет собой кардинальное слияние характеристик её производственной, финансовой и управленческой деятельности наряду с особенностями актуального инвестиционного климата. Это обобщенная оценка, которая определяет обоснованность и потребность в осуществлении инвестиций [22].
Таким образом, после глубокого изучения различных трактовок понятия инвестиционной привлекательности, можно заключить, что она является многоуровневой и интегральной характеристикой, охватывающей экономические, финансовые, производственные и организационные аспекты предприятия. Это качество должно соответствовать требованиям потенциального инвестора и обеспечивать положительный эффект от инвестиций, установленный в определённом временном и пространственном контексте [15].
1.2 Факторы, влияющие на формирование инвестиционной привлекательности
При анализе инвестиционной привлекательности предприятия следует учитывать влияние различных факторов. Факторы, которые воздействуют на инвестиционную привлекательность предприятия, могут быть классифицированы как внешние и внутренние (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия [4].
Внешние факторы — это те аспекты, которые не зависят от результатов деятельности компании. К ним относятся:
Первый из таких факторов — инвестиционная привлекательность региона, которая включает в себя экономические и политические условия как на глобальном, так и на местном уровнях, эффективность законодательства, уровень коррупции, развитие соответствующих отраслей рынка и человеческие ресурсы.
Рейтинг инвестиционной привлекательности стран и регионов — это работа специализированных агентств, таких как Standard & Poor's, Moody’s и Fitch [10].
Вторым аспектом является привлекательность конкретной отрасли, основанная на уровне конкуренции, текущем состоянии и динамике инвестиций. Эти характеристики становятся важными при анализе инвестиций
Внутренние факторы относятся к тем аспектам, которые зависят от финансовых результатов компании, включая финансовое состояние, оцененное по различным коэффициентам ликвидности и рентабельности, а также организационную структуру управления.
Основные источники информации о компании включают внешние и внутренние данные, такие как банки, аудиторские отчеты и бухгалтерская отчетность. Таким образом, инвестиционная привлекательность компании зависит от множества факторов, включая экономические условия и уровень квалификации сотрудников [23].
В выводах подчеркивается ключевая важность многоаспектного анализа для определения инвестпривлекательности компаний. Эти факторы дробятся на разноплановые группы и включают в себя как специфические элементы, а именно местоположение предприятий с точки зрения географии и транспортной доступности (особенно актуально для ресурсодобывающих отраслей), так и обеспеченность энергетическими источниками силами обрабатывающей промышленности. Кроме того, особое внимание заслуживает наличие передового технологического оснащения и уровня квалификации кадров в рамках инновационных проектов. Общие же показатели, такие как текущее финансовое положение компании и тенденции ее развития, не менее критичны для оценки инвестиционной привлекательности [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анискин Ю.П. Управление инвестициями. Учебное пособие. – М.:ИКФ Омега-Л, 2020. – 464с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1 - Минск: Ника- Центр, 2021. – 297 с.
3. Белякова М.Ю. Разработка комплексной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. Управление риском - 2022. - №3. – С.15-19.
4.Бутко А.Д., Шерстюк О.Л. Влияние регулятивного обеспечения на инвестиционную привлекательность предприятий // Финансы России.- 2023.- № 4.- С. 76-87.
5.Дасковский В.: Об оценке эффективности инвестиций. Экономист, 2023. - № 3 – С.24-28.
6.Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание. – М.: КНОРУС, 2019. – 376 с.
7.Жданов И.Ю. Инвестиционная оценка проектов и бизнеса. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2021. – 120с.
8.Классификация факторов инвестиционной привлекательности экономики // Рынок ценных бумаг. Вестник Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.- 2022. - № 9.- C.9-15.
9.Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 326с.
10. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. – М.: ЮНИТИ , 2021. – 286с.
11. Лайко Г.П. Формирование инвестиционной привлекательности предприятий. - М.: ННЦ, 2022. - 202 с.
12.Мишин Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство. – М.: Кнорус, 2020. – 342с.
13. Найденков В.И. Инвестиции. – М.: Риор, 2021. – 462с.
14.Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование. Учебник. – Таганрог, 2021. – 368с.
15. Оценка инвестиционной привлекательности экономики // Экономика и прогнозирования.- 2022. - № 4.- C.119-130.
16.Панкратьева Е. А. Комплексная оценка привлекательности компаний. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 2019. - 101с.
17. Подшиваленко Г.П. Инвестиции. – М.: Кнорус, 2019. – 356с.
18.Попов В.Ю. Динамика инвестиционной привлекательности предприятия как функция интегрированного показателя финансового состояния // Формирование рыночных отношений в России.- 2022. - № 3.- C.9-11.
19.Романюк М.В. Инвестиционная привлекательность экономики России // Финансы России.- 2019. - № 1. - C.38-43.
20.Симунин Е.Н. Планирование на предприятии. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб.и доп.– М.: КНОРУС, 2021. – 544с.
21. Царев В.В. Анализ действующих методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов. – СПб.: Питер, 2021. – 427 с.
22. Шеремет А.Д. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА- М, 2022. – 632 с.
23. Шум, Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент – М.: Филинъ, 2021. – 386с.