Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире эстрадно-джазовый вокал занимает весомое место в мире музыки. Открывается множество различных студий, ему открылись двери в мир телевидения и радио, этому способствуют различные телевизионные проекты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ
1.1. Сущность принципов обучения и их содержание
Педагогика, как и любая другая наука, постоянно совершенствуется и обновляется. Для реализации эффективного обучения стало необходимым как совершенствование уже имеющихся принципов обучения, так и создание принципиально новых. Некоторые из них мы подробно рассмотрели.
Принцип перехода от обучения к самообразованию.
При современных темпах развития общества человеку, чтобы идти в ногу со временем необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Знания, приобретенные в школе, институте быстро перестают быть актуальными; они скорее являются фундаментом для обучения.
В современной педагогике поднимаются и обсуждаются темы о перманентном образовании, которое позволяет непрерывно обновлять знания учащихся.
Самая доступная и общеизвестная форма непрерывного образования -самообразование человека.
Необходимость в самообразовании учащихся поставила перед школой новую задачу - активизировать учеников на самообразование, помочь им в этом.
Для реализации данного принципа на практике для начала необходимо определить задачи, содержание и методы для самообразования.
Учитель должен уметь воздействовать на учеников, прививать им стремление и потребность в постоянной деятельности для углубления знаний, работать самостоятельно для расширения знаний, умений и навыков. В ходе взаимодействия учителя должен донести до учащихся значение и важность самообразования, интересоваться их успехами в самостоятельном познании, помогать справляться с трудностями [1].
Школьная библиотека может существенно помочь школьникам самообразовываться. Так же для самообразования детей можно проводить факультативные занятия, которые важно правильно организовать. На факультативах необходимы новые и интересные сведения и материалы, организации работы по самостоятельному приобретению знаний, расширению кругозора. Важно организовать совместную коллективную деятельность, тогда учащийся будет находить информацию не только для себя, но и для других, т.е. его работа полезна окружающим. Внимание учителя тоже способствует самообразованию.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обучение должно не только давать знания, но и научить учащихся самостоятельной работе для получения знаний, объяснить важность и необходимость самообразования.
Принцип связи обучения с жизнью.
Данный принцип основывается на закономерностях процессов обучения. В дидактике и психологии доказано, что учащиеся сознательно овладевают знаниями, когда эти знания систематизированы, и когда эти знания можно применить на практике, они пригодятся в повседневной жизни. Когда дети осознают значимость изучаемого материала, у них повышается интерес к учебе, учебная деятельность становится активнее и эффективнее.
Принцип связи теории с практикой в обучении советская дидактика
противопоставляет одностороннему интеллектуализму образования, который был характерен школе дореволюционной Росси. Этот интеллектуализм решал классовые задачи школы, которая строго разграничивала умственный и физический труд. Детям, учащимся в привилегированных классах, прививали презрение к физическому труду, говоря о том, что это не их удел.
Принцип связи теории с практикой предполагает изложение обобщенных и систематизированных результатов общественной и исторической практики людей по основным наукам, раскрывать при этом глубокие связи науки с практикой.
1.2. Особенности использования принципа учёта возрастных особенностей в обучении подростка
Детство принято делить на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте:
- младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;
- преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;
- дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;
- младший школьный возраст - от 7 до 11 -12 лет;
- средний школьный возраст (подростковый) -от 12 до 15 лет;
- старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯМ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ПЕНИЮ В ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
2.1.Специфика обучения эстрадно-джазовому пению подростков с учетом возрастных особенностей
Вопросы творческой индивидуальности личности интересовали человечество с древнейших времен, они актуальны и сегодня и будут интересовать нас до тех пор, пока в жизни человека существует творчество. В чем состоит творческая индивидуальность? По мнению Т. Шибутани, «…каждый творческий художник имеет определенный стиль, и по стилю легко узнать музыку Шопена, картины Ван Гога, скульптуры Родена или произведения Шекспира… Стиль – это часто рассматривается как личная уникальность поведения; Французская пословица гласит: «Стиль – это сам человек... и каждый человек неповторимо оригинален» [1, с. 15].
Иоганн Вольфганг фон Гете так характеризовал стиль: «…когда искусство, посредством подражания природе, через усилия создать для себя единый язык, через точное и углубленное изучение самого предмета, наконец, добывает всё более точное знание» о свойствах вещей и «Когда возникает искусство, когда искусство может свободно рассматривать ряды образов, сравнивать и воспроизводить различные характерные формы, тогда стиль является высшим уровнем, которого оно может достичь, уровнем — наравне с величайшими стремлениями человека». " [2, с.9].
Индивидуальные особенности подростков играют ключевую роль в обучении пению, особенно в таких жанрах, как эстрадное и джазовое пение. Каждый молодой человек уникален, и его личные характеристики, такие как темперамент, мотивация, самооценка и предыдущий опыт, могут существенно повлиять на его успех в обучении. Важно помнить, что в этом возрасте личность активно развивается и все внешние и внутренние факторы могут существенно повлиять на процесс обучения.
Темперамент подростка может определить его подход к обучению. Например, экстраверты обычно более открыты к экспериментированию и взаимодействию с учителем и сверстниками, что может способствовать более быстрому овладению техникой пения. В то же время интроверты могут предпочесть обучение один на один, что может замедлить процесс обучения, если не будут приняты во внимание их индивидуальные потребности. Учителя должны быть готовы адаптировать свои методы обучения к темпераменту каждого ученика, чтобы создать комфортную и продуктивную атмосферу [2, с.
Мотивация также является важным фактором. Подростки с внутренней мотивацией и искренним интересом к музыке, как правило, более успешны в школе. Важно выяснить, что именно движет каждым учеником: это может быть желание выступать на сцене, желание развивать свои вокальные данные или желание проявить себя. Понимая мотивацию подростка, учитель может сделать урок интересным и увлекательным, что, в свою очередь, повышает вовлеченность и эффективность.
Самооценка подростка также играет важную роль в процессе обучения. Подростки с высокой самооценкой обычно более уверены в своих силах и готовы решать сложные проблемы, тогда как те, кто чувствует себя неуверенно, избегают сложных проблем и не проявляют инициативы. Учителя должны работать над созданием атмосферы поддержки, в которой каждый ученик чувствует себя ценным и способным. Положительная обратная связь и поощрение успехов, даже самых маленьких, могут способствовать повышению самооценки и уверенности в себе [4, с. 37].
2.2. Анализ собственного опыта обучения эстрадно-джазовому пению с учетом возрастных особенностей подростка
Развитие творческой индивидуальности чрезвычайно важно, поскольку отсутствие индивидуальности у исполнителя из-за невостребованности и невозможности полноценно реализовать себя в профессиональной деятельности может стать трагедией на дальнейшем творческом пути личности. Заложенные студентом способности сами по себе не являются гарантией развития его творческого потенциала. Необходимо направлять и мотивировать ученика, подталкивая его к деятельности, направленной на его развитие. «Творческие способности есть у каждого, но творческое «генетическое сокровище» откроется лишь тогда, когда в обществе возникнет потребность и у личности появится возможность ее реализовать» [5, с. 17].
Наличие яркого тембра и интересной манеры исполнения не оставят должного впечатления у слушателя, если репертуар исполнителя плохо подобран и не соответствует его характеру и вокальному строению. Плохо подобранный репертуар приводит к неорганичности звучания, к несоответствию внешнего и внутреннего. В ходе обучения преподаватель должен помочь ученику познать себя: признать свои слабые стороны, чтобы продолжать над ними работать, узнать свои сильные стороны и уметь их презентовать. При этом невозможно обойтись без знания индивидуальных психологических особенностей, помогающих глубоко чувствовать и понимать ученика. Педагогический опыт не дает возможности достичь максимального результата в педагогической деятельности, если он не подкреплен глубокими теоретическими знаниями в психолого-педагогической области [10, с. 18]. Необходимо воспитывать музыканта с богатым внутренним миром, чтобы заложить основу высоких эстетических идеалов и общечеловеческих ценностных ориентиров. И если это удается, создается целостный, яркий, выразительный и неповторимый образ певца. Ничто так не ценится слушателем, как искренность исполнения и глубина переживаемых исполнителем эмоций. Если рассмотреть проблему раскрытия творческой индивидуальности в процессе обучения вокальному искусству более комплексно, то окажется, что если десятилетиями иметь скучных учеников без индивидуальности, то изменится культурный уровень, эстетические идеалы, музыкальные вкусы и запросы следующих поколений. для худшей продукции. И это впоследствии может стать социокультурной проблемой общества. Вопрос воспитания подрастающего поколения является более важным и актуальным, чем когда-либо прежде. Одним из методов обучения является личный пример учителя, его отношение к жизни, к своему делу. И здесь степень ответственности велика. Образ учителя оказывает сильное влияние на взгляды и стереотипы подрастающего поколения. Поэтому учитель должен задавать ученику высокую планку профессионализма [15, с. 31]. В процессе обучения искусству эстрадного и джазового пения важно найти, раскрыть и подчеркнуть индивидуальность ученика, а это возможно лишь в том случае, если преподаватели в своей деятельности уделяют особое внимание вопросу индивидуально-психологических особенностей и этому постоянно. совершенствовать знания в психолого-педагогической области. Классная деятельность может иметь наибольшую эффективность только в том случае, если она будет основана на принципах учета индивидуально-психологических особенностей личности и индивидуального подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы была достигнута основная цель – изучить влияние учета индивидуальных особенностей подростков на эффективность обучения эстрадному и джазовому пению в вокальной студии. Для достижения поставленной цели было поставлено и успешно решено несколько задач, каждая из которых способствовала более глубокому пониманию проблемы и разработке практических рекомендаций для учителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2020. - 336 с.
2. Андреев И.А. Особенности освоения современных приемов эстрадно-джазового пения в профессиональном воспитании вокалиста (уровень подготовки - бакалавриат)// Слово молодых учёных: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции аспирантов. 2018. С 28-33.
3. Бельская Е.В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации / Е.В. Бельская. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2021. - 160 с.
4. Бурматов М.А. Эволюция жанра эстрадной песни в музыкальной культуре России // Ежеквартальный научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск № 1 (232), 2019.
5. Буровихша ИА., Леонтьев ДА., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» // Психологическая диагностика. 2017. № 1. С. 107-127.
6. Капилина (Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. - М.: Никея, 2018. - 432 с.
7. Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Москва, 2020.
8. Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. / Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.М., 2017. - С. 108-117.
9. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2022. №1. С. 8-31.
10. Макарова Е.А., Нетребина А.В. Учет психологических особенностей подросткового возраста при формировании межкультурной и межэтнической толерантности // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXXII международных психолого-педагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2022. С. 163-168.
11. Нетребина А.В. Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения// Вестник Таганрогского института управления и экономики: научнотеоретический и информационный журнал. 2021. №1. С. 61-62.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 2023. 750 с.
13. Психотехнологии в социальной работе / Ред. Козлов В.В. - Ярославль, 2024. - 164 с.
14. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. Пер. с англ. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 2017. - 480 с.
15. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия. Перевод с английского. - М.: "Рефл-бук", К: "Ваклер" 2018. - 320 с.
16. Толстых Н.Н., А.М. Прихожан. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
17. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
18. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. - М.: МГУ, 2016. - 176 с.
19. Сандомирский М. Как справиться со стрессом. - М., 2021. - 147 с.
20. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев.,2022. - 200 с.
21. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. пех наук. М., 2015.
22. Философский энциклопедический словарь/ ред-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А Лутчен-ко. М.: ИНФРА-М, 2021.
23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2016.
24. Эриксон Э. Восемь возрастов человек. / Психология развития: Хрестоматия / Под ред. кол-ва каф. психологии развития и диф. психологии. - СПбГУ. - СПб. - С. 57-95.