Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается понятие педагогической компетентности священника. Актуальность исследования обусловлена следующими аспектами. В современной России действует множество общественных объединений, занимающихся социальной и психологической поддержкой различных слоёв населения. Среди них выделяется Русская Православная Церковь (РПЦ), которая имеет свои представительства почти в каждом городе и селе страны. Её значимость подчёркивается тем, что она сыграла ключевую роль в становлении российской государственности и развитии языка. Священнослужители РПЦ активно взаимодействуют с людьми всех возрастов, социальных статусов, профессий и даже религиозных взглядов. Таким образом, значительная часть населения оказывается под влиянием деятельности церковных пастырей. Согласно опросам ВЦИОМ, 64% граждан России полагают, что «Русская Православная Церковь заметно влияет на духовно-нравственное состояние общества». Эти данные свидетельствуют о том, что большинство жителей страны прислушиваются к мнению духовенства и признают его авторитет.
Духовное образование играет ключевую роль в укреплении духовно-нравственного единства российского общества, способствуя его сплочению перед лицом внешних и внутренних угроз. Оно также содействует усилению социальной солидарности, повышению доверия граждан к жизни в России, друг к другу, к обществу, государству, а также к настоящему и будущему страны. «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)» были утверждены Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года. Эти документы подчеркивают значимость духовного образования и становления педагогической компетентности священника в формировании ценностных ориентиров общества и его устойчивости в условиях современных вызовов.
Значение изучения педагогики и становления педагогической компетентности священников в православных духовных семинариях (ПДС) объясняется несколькими ключевыми факторами:
– активное вовлечение священнослужителей в работу светских образовательных учреждений;
– потребность в создании и ведении занятий в воскресных школах при православных храмах;
– важность духовного и нравственного воспитания учителей.
Объект исследования: педагогическая компетентность священников.
Предмет исследования: содержание и специфика педагогической компетентности священников.
Цель исследования – изучение особенностей формирования и проявления педагогической компетентности священников.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования педагогической компетентности священников
2. Проанализировать роль теоретических знаний в педагогической компетентности священника.
3. Провести анализ практического аспекта педагогической компетентности священника.
4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования:
- анализ литературы
- синтез и систематизация
- анализ базовых понятий исследования.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Педагогическая компетентность священника включает в себя способность осуществлять учебно-воспитательную деятельность по преподаванию православной культуры и заниматься духовно-нравственным воспитанием на основе её ценностей и традиций.
Некоторые составляющие педагогической компетентности священника:
Общепедагогические компетенции. Умение адаптироваться к меняющимся условиям жизни и работы, адекватно оценивать возникающие ситуации и свои возможности, принимать решения и нести за них ответственность, развивать навыки самообразования и повышать квалификацию.
Общепредметные компетенции. Овладение педагогическими технологиями, которые способствуют развитию умения получать новую информацию в своей предметной области для её преобразования в содержание обучения и самообразования, а также культуры коммуникаций с другими и умения передавать им образовательно-воспитательную информацию.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и мировой культуры, духовно-нравственной сфере личности, общества, народа, основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций.
Педагогическая компетентность священника формируется в процессе обучения в православной духовной семинарии.
Говоря о педагогической компетентности священника, важно понимать, что она формируется на базе православной педагогики, ориентиром служат Священное Писание, труды Святых Отцов Церкви, в частности, посвященные педагогической деятельности, отношению священника к исполнению педагогических функций.
Способность внимательно слушать, сочувствовать и осознавать чувства другого человека является важной. Тем не менее, достижение успеха в этой миссии не ограничивается лишь знаниями, навыками и опытом человека; ключевую роль здесь играет воздействие Божьего Духа.
Действие Святого Духа благоприятно влияет на восприятие человека, оказывая как обличительное, так и целительное воздействие. Ярким примером душепопечительства в соответствии с учением Евангельского христианства служит Господь Иисус Христос, который является подлинным «добрым пастырем» и «прекрасным советником». Иисус обладал даром слушать и понимал трудности своего собеседника.
Примером может служить разговор Иисуса с самарянкой. Используя наводящие вопросы, Он достигает поразительных результатов: женщина сама открывается и делится с Ним «всем, что она сделала», и при этом не испытывает стыда обсуждать это с другими людьми.
Такой подход подчеркивает важность чуткости и понимания в общении, а также роли слушателя в процессе душепопечительства.
Ярким примером духовного наставника может служить апостол Павел. О его колоссальной деятельности в этом направлении свидетельствует известная цитата из Послания к коринфянам: «Кроме внешних испытаний, ко мне ежедневно приходят множество людей, я несу заботу о всех церквах» (2 Кор. 11:28). При этом Павел мастерски умел сочетать в своем общении «ласку кормящей матери» (1 Фес. 2:7) с решительным осуждением греховных поступков среди христиан (см., например: 1 Кор. 5:3-5; 2 Кор. 13:2).
В данной связи своевременными и актуальными являются обличительные слова из книги пророка Иезекииля: «Горе пастырям Израиля, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны они пасти?» (Иез. 34 гл).
Рассмотрим, какие именно составляющие педагогической компетентности священнослужителя выделяли Святые Отцы Церкви.
Святой Григорий Богослов утверждал, что истинная мудрость проявляется не в красноречии, а в делах. Он подчеркивал, что мудрец – это не тот, кто искусно владеет словом, но чья душа остаётся неразвитой, а тот, кто, даже говоря мало о добродетели, демонстрирует её своими поступками и подтверждает слова своей жизнью. Учитель призван быть для учеников живым примером христианина, воспитывая их не столько словами, сколько своим поведением и личным опытом .
Педагог – это мастер своего дела, трудящийся во славу Божию. Его профессия становится средством прославления Творца, а потому он обязан стремиться к высокому уровню профессиональной подготовки, постоянно совершенствуя свои навыки и повышая педагогическую компетентность. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о важности развития дара слова, отмечал, что этот дар не даётся от природы, а приобретается через образование. Даже достигнув высшего уровня мастерства, человек может утратить его, если не будет постоянно упражняться и развивать свои способности. Хотя эти слова были адресованы священникам, их смысл актуален и для педагогов, а также для всех, кто стремится к профессиональному росту.
Священномученик Фаддей (Успенский) даёт ценные советы относительно подготовки учителя. Он подчеркивает, что педагог должен анализировать свою деятельность, наблюдая за ней. Изучение вопросов образования и воспитания должно быть не только практическим, но и теоретическим. Даже опытный учитель не может полагаться исключительно на свой опыт. Важно осваивать новые методы преподавания, так как однообразие в подходах может сделать уроки скучными и неэффективными. Педагогу необходимо интересоваться общими вопросами учебно-воспитательного процесса, изучать законы развития ребёнка, психологию и другие дисциплины. Современные знания должны служить инструментом для раскрытия христианских истин .
Для православного педагога важным качеством является наличие духовного образования, которое помогает находить ответы на профессиональные вопросы в свете православного вероучения.
Рассуждая о сути воспитательного процесса, святитель Феофан Затворник говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Любовь Христова, к которой призван стремиться православный педагог, позволяет увидеть в каждом ученике образ Божий .
Святые отцы и православные мыслители предлагают ценные ориентиры для педагогов. Учитель обязан проявлять чуткость к личности каждого ученика. Как отмечал священномученик Фаддей, педагог должен быть наблюдательным, изучать индивидуальные черты детей, наблюдая за ними в их естественной деятельности. Наблюдательность является ключевым качеством для учителя.
Протоиерей Василий Зеньковский использует термин «озабоченность», чтобы описать схожее свойство педагога. Он утверждает, что «озабоченность» – это главная добродетель учителя. Её противоположность – постоянная тревожность, страх перед возможными ошибками, чрезмерная строгость или даже «педагогическая жестокость». Учителю важно быть внимательным к деталям и заботливым, но при этом уметь не зацикливаться на мелочах. Необходимо иногда делать замечания ученикам, но нельзя постоянно их критиковать .
Священномученик Фаддей подчеркивает, что наблюдательность не должна сводиться лишь к внешним наблюдениям. Она предполагает способность учителя проникнуть в мысли и чувства детей, поставить себя на их место. «Истинное понимание детской души возможно только через любовь к детям, ведь только любовь способна всё понять и всё перенести». Об этом же знании говорил Спаситель: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14)
Священномученик Фаддей отмечает, что изучение детской природы – сложная задача, но учителю полезно знать основные особенности, отличающие одних детей от других (например, четыре типа темперамента). «Задача педагога – развивать положительные стороны темперамента, не позволяя отрицательным укрепиться» .