Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всего времени своего существования российское государство практически не имело законодательства, регулирующего государственную службу. Существует общее представление о том, что служба в государстве рассматривается как одна из форм трудовой деятельности, специфичность которой определяется не только созданием материальных благ через физический труд, но и выполнением различных производственных и экономических услуг (например, услуг по ремонту).
Таким образом, в широком контексте государственная служба фактически охватывает работу во всех государственных организациях, включая государственные органы, учреждения (больницы, университеты, школы, культурные и образовательные учреждения) и государственные предприятия. Важно отметить, что в данном понимании служба государству противопоставляется другой важной категории трудовой деятельности, а именно труду крестьян и рабочих.
В Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" в статье 1 дается следующее определение термина "государственная служба в Российской Федерации". Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую в органах власти на различных уровнях, включая федеральные и региональные структуры, а также должностных лиц, ответственных за исполнение полномочий, установленных законом [15].
Таким образом, государственная служба включает в себя не только административные функции, но и реализацию социальных, образовательных, медицинских и культурных программ. Каждый служащий, начиная от федерального уровня и заканчивая региональным, играет важную роль в функционировании государства, обеспечивая выполнение его стратегий и задач. Важно понимать, что работники государственной службы не просто исполнители задач, но и носители государственной политики, которые влияют на жизнь общества.
Кроме того, государственная служба требует от ее представителей определенных компетенций и навыков, которые включают в себя как управленческие, так и профессиональные качества. К таким качествам можно отнести способность к стратегическому планированию, анализу и решению сложных задач. Это подразумевает необходимость постоянного повышения квалификации и адаптации к изменяющимся условиям, что является важным аспектом современного государственного управления.
Не менее значительным является вопрос этики государственной службы. Служащие должны действовать в национальных интересах, проявляя прозрачность и подотчетность. Это не только создает доверие граждан к государственным институтам, но также способствует эффективному функционированию всей системы управления. В этом контексте вопросы соблюдения норм и стандартов поведения становятся критически важными для устойчивого развития государственного управления в России.
В современном контексте государственная служба учитывает разнообразие и особенности различных областей государственной деятельности. Поэтому различают такие специализированные виды службы, как военная, правоохранительная, а также работа в налоговых и таможенных органах.
Принципы государственной службы представляют собой основополагающие нормы, которые отражают объективные закономерности в организации и функционировании данной сферы, а также её уникальные черты и тенденции развития. Основные положения, определяющие работу механизма государственной службы, устареют в статье 3 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации".
Эти принципы можно разделить на конституционные, прямо указанные в Конституции Российской Федерации, и организационно-функциональные, прописанные в законодательных актах, касающихся государственной службы. К конституционным принципам относятся законность, федерализм, соблюдение прав и свобод граждан, а также равный доступ к государственной службе.
Принцип федерализма, как первый в статье 3 указанного закона, подчеркивает единство служебной системы в стране и важность соблюдения конституционного разделения полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Российской Федерации [25].
Федерализм в контексте государственной службы включает несколько важных аспектов:
Нормативно-правовой аспект — это разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами на уровне Конституции и законодательства в области государственной службы;
Организационный аспект — соблюдение данного принципа при формировании государственной службы, а также классификация службы как федеральной и региональной государственной гражданской службы;
Функциональный аспект — автономия каждого уровня федеративной структуры при решении вопросов, связанных с кадрами и функционированием государственной службы;
Финансовый аспект — следование этому принципу в процессе распределения ресурсов государственной службы, финансируемых из федерального или регионального бюджета.
Принцип законности требует соответствия регламентов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, включая нормы, касающиеся государственной службы. Все несоответствия должны рассматриваться в соответствии с данными нормативами.
Принцип приоритетности прав и свобод человека устанавливает их прямое применение и предусматривает обязанность по их уважению, признанию и защите. Государственные служащие должны строго следовать установленным нормам и защищать права граждан, предотвращая любую форму дискриминации по признакам пола, расы, социального положения, религии, языка и национальности.
Принцип равноправного доступа граждан к государственной службе подразумевает, что каждый гражданин Российской Федерации должен иметь равные возможности для выполнения служебных обязанностей без неоправданных барьеров и дискриминации. Доступность к государственной службе определяется квалификацией, необходимой для конкретных должностей.
Еще одним важным принципом является единство нормативных и организационных основ государственной службы, что означает обязательное законодательное закрепление унифицированного подхода к её организации.
Существуют также взаимосвязи между государственной и муниципальной службой. Эта взаимозависимость должна поддерживаться основами квалификационных стандартов в обеих сферах, а также общими обязательствами и ограничениями на протяжении срока службы.
Принцип открытости государственной службы и доступности для общественного контроля предполагает, что граждане должны быть объективно информированы о деятельности государственных служащих.
Кроме того, профессионализм и компетентность государственных служащих играют ключевую роль в эффективности работы государственной службы, так как работники должны обладать необходимыми навыками и качествами для выполнения своих профессиональных функций, а также высокими этическими стандартами [18].
Принцип обеспечения защиты публичных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональные функции подразумевает, что они имеют право на защиту от угроз, насилия и иных противоправных действий во время выполнения служебных обязанностей. Кроме этого, работники обязаны исполнять только те распоряжения, которые исходят от уполномоченных лиц в пределах их компетенции.
Защита публичных служащих важна не только для обеспечения их безопасности, но и для поддержания правопорядка и законности в государственном управлении. Государство должно создавать условия, в которых служащие могут исполнять свои обязанности, не боясь расправы или давления со стороны третьих лиц. Это включает в себя не только физическую защиту, но и правовую поддержку, которая позволяет служащим защищать свои права и интересы в случае возникновения конфликтов или угроз.
Кроме того, публичные служащие должны быть обучены правовым аспектам своей деятельности, а также знать свои права и обязанности. Это позволит им более уверенно реагировать на попытки вмешательства в их профессиональные функции и лучше ориентироваться в сложных ситуациях. Разработка и внедрение специальных программ обучения и повышения квалификации может стать важным шагом к укреплению защиты служащих.
Наконец, необходимо обеспечить механизмы обратной связи между службами и органами государственной власти. Публичные служащие должны иметь возможность сообщать о случае давления или угрозы и получать адекватные меры реагирования. Это не только укрепит права работников, но и повысит доверие к государственным институтам со стороны общества.
1.2 Виды государственных должностей
Ключевым компонентом государственных органов власти выступает Государственная служба, которая формируется во всех ее ветвях. Эта правовая и организационная категория представляет собой важнейшую форму специализации для государственных служащих и характерна исключительно для них.
В общем смысле, должность является основной организационной единицей, созданной согласно установленным нормам, которая отражает содержание и объем полномочий, делегированных лицу, занимающему ее.
В Федеральном законе "Об основах государственной службы в Российской Федерации" представлено определение государственной службы в ее современном восприятии. Государственной службой признается только та должность, которая находится в федеральных органах власти, органах власти субъектов Федерации, а также в иных государственных учреждениях, сформированных в соответствии с Конституцией России и уполномоченных выполнять определенные функции. От этих органов зависит финансовое обеспечение и ответственность за выполнение возложенных задач. Например, к таким структурам относятся: Центральный Банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, а также дипломатические миссии Российской Федерации в зарубежных государствах и международных организациях, Счетная палата и другие [10].
Государственная служба характеризуется четырьмя основными признаками: она принадлежит только государственному органу; её полномочия соответствуют обязательствам, вытекающим из функций этого органа; оплата труда осуществляется за счёт средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; должностное лицо несёт ответственность за свои действия или бездействие в соответствии с действующим законодательством.
Определение в уставе и должностных инструкциях конкретных прав и обязанностей содействует более качественному отбору и назначению государственных служащих, учитывая необходимые квалификационные требования для каждой должности. При проведении аттестации оценивается профессионализм работника не в общем, а в контексте его конкретной роли. Каждый госслужащий имеет уникальную профессиональную деятельность, достижения и недостатки, а также возможности карьерного роста, которые зависят от должностей, а не просто от принадлежности к государственному органу.
Кроме того, служба также включает критерии присвоения квалификационных званий, размеры пенсий и особые права и обязанности, что влияет на процесс разрешения различных вопросов в этой сфере. Таким образом, государственная служба является ключевым понятием для определения правового статуса госслужащего и условий его работы [6].
С целью обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, ряд указов президента утвердил списки государственных должностей (категории "В" и "С"), которые соответствуют разделам реестра государственных должностей. В реестре государственной службы должности классифицируются на группы: высшие, старшие, основные и младшие.
Категория "В" охватывает должности, учрежденные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории "А", которые определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституциями и законами субъектов Российской Федерации. Например, должность, обеспечивающая выполнение полномочий Президента Российской Федерации, – это (высшая должность) управляющий делами Президента Российской Федерации.
В категорию "В" входят должности, созданные государственными органами для реализации их полномочий.
Должности категорий "В" и "С" включаются в реестр государственных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, который утверждается Президентом. Классификация этих должностей следующая: старшие должностные лица государственной службы (группа 5), основные должности государственной службы (группа 4), основные должности государственной службы (группа 3), старшие должностные лица государственной службы (группа 2), и младшие должности государственной службы (группа 1) [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 27 августа 2022 года)
2.Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 174 с.
3.Анзорова, С.П. Организация труда государственных и муниципальных служащих: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2019. – 160 с.
4.Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
5.Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба -Краснодар: ФГБОУ ВО "КубГТУ", 2019. - 203 с.
6.Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов– М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
7.Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / под общей редакцией Е. В. Охотского. – М.: Юрайт, 2021. – 409 с.
8.Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
9.Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 405 с.
10.Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. – С. 240-243.
11.Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба. - М.: Интермедия, 2018. - 180 c.
12.Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 383 с.
13. Игнатов, В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность. - М.: МарТ, 2019. - 400 c
14.Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
15.Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
16.Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
17.Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. – М.: РИОР, 2019. – 178 с.
18.Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Под ред. Г. А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2023. – 340 с.
19.Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 239 с.
20.Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2022. - 323 с.
21.Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 695 с.
22. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: для бакалавров и специалистов. – СПб.: Питер, 2018. – 397 с.
23.Шамарова, Г.М., Куршиева, Н.М. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
24.Ябарова А.Я. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – 92 с.
25.Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 352 c.