Фрагмент для ознакомления
2
В течение своей жизни человек несколько раз участвует в процессе адаптации: рождение человека, когда он учится говорить и общаться со своей семьей, посещение детского сада (новая среда), посещение школы, где ребенок несколько раз адаптируется, в студенческую среду или трудовой коллектив войти, воспитывать его семью. Поэтому очень важно формировать адаптационные способности человека с раннего детства. В середине XIX века Л. Обер впервые ввел термин "адаптация" (подходящий, удобный, сглаживающий, адаптирующий), который позже стал использоваться как в социальных, так и в естественных и технических науках [12].
Термин "адаптация" использовался в основном в биологии, только позже этот термин стал использоваться в философии или психологии и применяться как к личности человека, так и к коллективному поведению. Такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие определяют адаптацию как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающий динамичное возрастное развитие.
Процесс привыкания, адаптации органов чувств и всего организма в целом к новым, меняющимся условиям существования. Адаптация личности к социальной среде (включая условия труда, профессиональные требования и морально-психологическую атмосферу в коллективе). В Словаре методологических терминов Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина говорится, что "адаптация" (от лат. adaptare - приспосабливаться) выступает как адаптация организма, индивида или группы к новым внешним условиям. Есть разница между прикосновением адаптивным изменением чувствительности к интенсивности раздражителя, действующего на орган чувств и социальной адаптацией - процессом активной адаптации индивида к условиям новой социальной среды.
Социально-психологическое содержание социальной деятельности заключается в сближении целей и ценностных ориентаций группы и индивида в ней, усвоении норм и традиций групповой культуры и вхождении в ролевую структуру группы. Из всего вышесказанного ясно, что адаптация - это, прежде всего, приспособление или привыкание к чему-то новому, к новым условиям жизни или к новой социальной среде.
Наиболее полное определение адаптации к школе дано Н.И. Гуткиной. Она пишет, что это адаптация ребенка к основному учебному коллективу, нормам поведения и отношениям в новом коллективе. В процессе школьной адаптации ребенок включается в систему отношений между классом и его традициями, стандартами жизни и ориентирами. Стоит отметить, что существует также различие между социальной адаптацией, которая является частью термина "адаптация", и дезадаптацией. Т.Н. Никитина определяет это как интеграцию личности в существующую систему социальных отношений. То есть ребенок адаптируется к новой, комфортной социально-педагогической среде, в которой успешно развиваются его личностные, физические и интеллектуальные качества и раскрывается индивидуальность ребенка [15].
Социально-психическую адаптивность можно описать как состояние отношений индивид-группа, при котором человек продуктивно выполняет свою ведущую деятельность без длительных внешних и внутренних конфликтов, удовлетворяет свои основные социогенные потребности и полностью соответствует тем ролевым ожиданиям, которые он от него предъявляет. Референтная группа переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. С другой стороны, адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит человека к состоянию приспособляемости.
Выведены разновидности адаптации как социально-психологического процесса: нормальная (устойчивая адаптация личности); девиантная или нонконформистская (удовлетворение индивидуальных потребностей индивида в определенной среде без учета ожиданий и требований среды (группы), что приводит к неприятию со стороны других членов общества); патологическая (осуществляется с помощью патологических механизмов, незрелости и т.д.).
Последние два типа адаптации относятся к дезадаптации. В пособии И.Г. Малкиной-Пуч говорится, что дезадаптация - несоответствие социально-психологического и психофизиологического статуса человека требованиям жизненной ситуации, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться к условиям своего окружения, то есть снижает адаптивные способности человека.
Нарушения адаптации к школе могут проявляться в виде проблем в учебной деятельности, мотивации, произвольной регуляции поведения, внимания и неспособности принять темп школьной жизни. Виды адаптации: психологическая (адаптация индивида к новым условиям и задачам посредством психологических процессов); социальная (адаптация индивида к социальной среде, установление контактов и новых знакомств); физиологическая (адаптация структуры и функций организма к условиям окружающей среды). Существует три уровня адаптации: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень (дезадаптация) [13].
Этапы процесса адаптации: предварительные (знакомство и первые контакты, психика неустойчива, от 10 дней до 2 недель); нестабильная адаптация (начало привыкания к условиям, правилам, снижение тревожности, от 2 недель до 2 месяцев); относительно стабильный (основанные на опыте действия, спокойствие и работоспособность, около 2-6 месяцев).
Адаптация ребенка к школе может быть затруднена: если ребенок не ходил в детский сад, неполная семья или семья не имеет последовательности в воспитании, а родители предъявляют к ребенку разные требования; ребенок имеет проблемы со здоровьем, ослаблен и т. д. Критерии благоприятной адаптации ребенка к школе: принятие школьных стандартов и правил, адекватное поведение; благоприятная образовательная среда - атмосфера в классе и в школе в целом; удовлетворенность учебным процессом и межличностными отношениями; установление конструктивных контактов со студентами и преподавателями; овладение навыками обучения; уверенность в выполнении учебных заданий; благоприятный социальный статус; успеваемость; эмоциональное благополучие; позитивное отношение ребенка к школе.
Е.А. Панко выделила среди факторов, влияющих на адаптацию: индивидуальные особенности ребенка; тип учебного заведения, в котором ребенок получил образование; тип учебного заведения, в котором ребенок начал свое обучение; уровень сложности образовательных программ; степень готовности ребенка к школе. Следует также отметить сильное влияние семьи ребенка на процесс адаптации к школе, его помощь, понимание, любовь и поддержку ребенка в этом процессе. Согласно результатам исследования Я.Л. Коломинского, очень позитивную роль в школьной адаптации играют следующие факторы: благоприятная семейная микросреда, характеризующаяся отсутствием конфликтных ситуаций; правильные методы семейного воспитания; полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе; более тесный контакт с детьми, отсутствие конфликтных ситуаций и т.д.
Таким образом, успех адаптации ребенка зависит от внешних факторов (социальная среда, семейные отношения, уровень поддержки близких, возможности получения образования, условия жизни и т.д.) и внутренних факторов (стрессоустойчивость, самооценка, саморегуляция и самоконтроль и т.д.). Учет этих факторов, а также помощь взрослых, таких как родители, учителя и психологи, помогают в этом, создавая наилучшие условия для успешной адаптации ребенка к новым условиям и обществу.
Факторы успешной адаптации к обучению в школе
Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость его изучения становится все более очевидной в связи с ухудшением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей. Внимание к школьной адаптации обусловлено еще и тем, что как динамичный процесс постепенной адаптации функциональных систем организма, она создает предпосылки для полноценного умственного развития. Механизмы адаптации, возникшие в процессе адаптации, актуализированные и используемые в аналогичных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера [7; 18].
Адаптация к школе - это один из первых шагов на пути к успешному обучению, и его важность не следует недооценивать. В то же время в работах психологов утверждается, что процесс школьной адаптации, как приспособления ребенка к условиям и требованиям школьного обучения, чаще всего является естественным: дети как бы приспосабливаются друг к другу и к школе. Поступление в школу и начальный этап обучения приводят к перестройке всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу своих индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом приспосабливаются к новым условиям и лишь частично (или совсем не) справляются со своим рабочим графиком и учебной программой. При традиционной системе образования эти дети, как правило, становятся отстающими и второкурсниками.
На успешную адаптацию младших школьников влияют несколько факторов: возраст - психическое здоровье, готовность к школе (интеллект, мотивация к учебе, желание учиться, способность к общению, поведение и активность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), возраст начала систематического обучения, способность к обучению; особенности школьной ситуации, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры духовного развития.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили положительные и отрицательные факторы адаптации детей к школе. Исследования показывают, что адекватная оценка положения ребенка в школе, смена деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствуют формированию у детей привычки успешно учиться, в то время как функциональная школьная неподготовленность, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение учителя и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют адаптацию к школе [6; 27].
Эффективность работы учителя в период привыкания первоклассников к школе зависит от учета этих факторов и умелого построения отношений с детьми. Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно. Одним из факторов успешной адаптации является возраст, с которого начинается систематическое обучение. Адаптация 6-летних детей к школе занимает больше времени - у них повышенная нагрузка на все системы организма, сниженная и нестабильная работоспособность. Однако год, который отделяет 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и умственного развития. С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это период быстрого физического роста, когда дети быстро продвигаются вверх, когда дисгармония в физическом развитии особенно очевидна, когда она значительно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это приводит к ослаблению нервной системы, что проявляется повышенной усталостью, беспокойством и повышенной потребностью в физических упражнениях.
Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает способность полагаться на ранее полученную умственную подготовку. В этом контексте становится очевидной забота родителей и врачей о прогрессе адаптации ребенка к школе. Следующим фактором успеха является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) - один из основных факторов, влияющих не только на продолжительность и успешность адаптации в школе, но и на весь дальнейший учебный процесс. Здоровые дети легче всего приспосабливаются, а часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями гораздо труднее адаптироваться в компенсированном состоянии. У большинства из них в начале учебного года наблюдается ухудшение здоровья, сопровождающееся психоневрологическими расстройствами.
Готовность ребенка начать систематическое обучение - еще один не менее важный фактор. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших показателей умственного развития в дошкольном возрасте. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальных, мотивационных, коммуникативных и физических отношениях. Рассматриваемые в отечественной психологии представления о психологической готовности ребенка к школе во многом базируются на сформулированной идее Выготского о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и навыков, сколько в уровне развития познавательных процессов [14].
Свою готовность к школе он связывал прежде всего со способностью обобщать, различать предметы и явления мира в соответствующих категориях, устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. Л.И. Божович подчеркнул важность личной и интеллектуальной готовности к школе.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдуллина Л.Б. Преемственность дошкольного и школьного образования как способ решения проблемы дезадаптации младших школьников [Текст] / Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева, Н.А. Головнева // Конструктивные педагогические заметки. – 2019. – Т. 1, №7 (11). – С. 227–236.
Балабекян Е.С. Готовность ребенка к школе и проблема школьной дезадаптации [Текст] / Е.С. Балабекян // Вестник современных исследований. – 2018. – №2.2 (17). – С. 31–35.
Блинков С. Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 7—17 лет Ульяновской области / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 4 (122). — С. 22—29.
Боброва Л.В. Адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе [Текст] / Л.В. Боброва // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С. 34.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. - 327 с.
Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л.Шинтарь. –Гродно, 2002.
Воронкина М.А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – Таганрог: Изд-во Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. – №2. – С. 86–89.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский. Собр.соч.: в 6т. -Т.4. -М., 1983. - 426 с.
Высшее образование в России. Аналитический доклад // ЛОГОС. 2005. № 6 (51).
Гавриленко И. Н. Критика структурно-функциональных концепций в буржуазном обществе. Херсон, 1986. - 253 с.
Гусова А.Д. Адаптация детей в пространстве начальной школы как условие успешного обучения [Текст] / А.Д. Гусова, И.М. Слободчиков // Здоровье и образование в ХХI веке. – 2018. – Т. 20. – С. 55–61.
Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. –3-е изд. — Москва: Издательство Академический проект, 2000. — 184 с.
Елисеева Н. И. Сравнительное исследование ценностных ориентаций сельских и городских школьников Поволжья / Н. И. Елисеева, Е. В. Сидорина, С. В. Пепеляева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 15—68.
Журавлев Д. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. -№2.- С.31.
Зайченко О. М. Поиски новой парадигмы образования: концепция отношений между поколениями // Вестник Новгородского государственного университета. 1998. № 6. URL: http: // www.admin. novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/All/0A0863A797B24AE9C3256727002E7 B6C
Зеленова М.Е. Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук.- М., 1992.
Калмакова Ж. А. Сравнительная характеристика уровня адаптации сельских и городских школьников к условиям современного учебно-образовательного процесса / Ж. А. Калмакова // International journal of applied and fundamental research. — 2014. — № 8. — С. 106—108.
Колмакова Н. В. Особенности высших психических функций у сельских младших школьников / Н. В. Колмакова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — № 5. — С. 20—23.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
Копосова Т. С. Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке у городских и сельских школьников / Т. С. Копосова, С. Ф. Лукина, И. А. Савенкова // Arctic Environmental Research. — 2008. — № 1. — С. 24—30.
Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе.- М.: «Академия», 2008.
Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5–47.
Курбанова А. Т. Сравнение показателей словесно-логического мышления сельских и городских младших школьников на разных этапах начального обучения / А. Т. Курбанова // Образование и саморазвитие. — 2013. — № 2 (36). — С. 125—131.
Лебедев О. Е. Результаты школьного образования в 2020 г. // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40–59.
Началджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Издательство ЭПО, 1988.
Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина. — Москва: Издательство АСТ– ПРЕСС,1980. — 85с.
Особенности развития Я-концепции у сельских и городских школьников / Г. Л. Драндров, Д. А. Драндров, Д. Н. Сюкиев, Е. Г. Богослова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 229.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2010.
Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Опыт социологического исследования. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. – 2008. -№8.- С.15.