Фрагмент для ознакомления
2
Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных ресурсов, направленную на удовлетворение базовых жизненных потребностей физических, социальных и интеллектуальных категорий населения. Оно охватывает стариков, детей, инвалидов, лиц, оставшихся без средств к существованию, а также безработных и иждивенцев . Целью данного механизма является сохранение здоровья и обеспечение воспроизводства рабочей силы. Финансирование социального обеспечения осуществляется через страховые фонды, создаваемые обществом, или за счет государственных ассигнований, которые регулируются соответствующими законодательными нормами.
Правовое регулирование социального обеспечения базируется на широкой совокупности нормативных актов, в которых, однако, отсутствует унифицированное определение права социального обеспечения. В научной среде понятие права социального обеспечения трактуется по-разному. Т. Л. Адриановская и Н. И. Сапожникова предлагают понимать его как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при предоставлении гражданам помощи в денежной, натуральной и иных формах . Основой данного подхода служит социальная функция права, предполагающая поддержку тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Альтернативная точка зрения заключается в признании права социального обеспечения самостоятельной отраслью права. Исследователи, придерживающиеся этой позиции, подчеркивают, что данная отрасль регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами социальных прав и получением материальных благ . Данные нормы ориентированы на предупреждение и смягчение негативных последствий социальных рисков и обеспечение стабильного уровня благосостояния.
Согласно мнению О. В. Аверьяновой, право социального обеспечения выступает отраслью российского права, объединяющей нормы и институты, направленные на регулирование отношений по предоставлению материального обеспечения . Оно реализуется за счет средств внебюджетных государственных фондов или бюджета и ориентировано на лиц, застрахованных в системе обязательного страхования либо нуждающихся в государственной помощи. Конституция Российской Федерации в статье 39 закрепляет право каждого гражданина на социальное обеспечение в ситуациях, связанных с возрастом, болезнью, инвалидностью, утратой кормильца, воспитанием детей и иными обстоятельствами, оговоренными в законодательстве.
Следует отметить, что право социального обеспечения (ПСО) не идентично термину «социальное обеспечение». ПСО представляет собой юридическую категорию, используемую для обозначения системы правовых норм, регулирующих отдельную область общественных отношений. В то же время социальное обеспечение выступает одной из форм реализации социальной политики государства, направленной на поддержку лиц, нуждающихся в материальной помощи.
Согласно мнению М. С. Китко, ПСО целесообразно рассматривать не как самостоятельную отрасль права, а как совокупность правовых норм, регулирующих определенные правоотношения . Эти отношения, хотя и обладают спецификой, пересекаются с теми, что находятся в рамках гражданско-правового, трудового и административного регулирования. Методологические приемы, применяемые в ПСО, по своей природе близки к способам воздействия, характерным для указанных правовых отраслей.
Анализ научной литературы демонстрирует наличие двух основных подходов к пониманию сущности ПСО:
первая группа ученых рассматривает его как самостоятельную отрасль права;
вторая – как систему правовых норм, объединенных общей целью.
Аргументы в пользу последнего подхода основаны на отсутствии у ПСО собственного, уникального предмета и метода правового регулирования. Преобладающая часть характеристик совпадает с особенностями, присущими гражданскому, трудовому и административному праву.
При этом следует подчеркнуть, что концепция ПСО как самостоятельной отрасли права также имеет право на существование. Исследователи, придерживающиеся данной точки зрения, предлагают оригинальные интерпретации предмета и метода регулирования, которые позволяют рассматривать ПСО как обособленную юридическую структуру. Такое разнообразие мнений в научной среде свидетельствует о многогранности и сложности природы ПСО.
Данная категория является многоаспектной, и можно выделить, как минимум, три группы общественных отношений, входящих в нее:
1. Общественные отношения, направленные на формирование источников финансирования социального обеспечения. Субъекты: уполномоченные государственные органы, организации, работодатели, граждане, уплачивающие страховые взносы. Данная группа отношений регулируется нормами финансового права;
2. Организационные отношения по управлению системой социального обеспечения. Субъекты: уполномоченные органы и организации. Правовое регулирование этих отношений осуществляется нормами административного права;
3. Общественные отношения по предоставлению гражданам социального обеспечения, т.е. выплате пособий и иной материальной помощи. Субъекты: уполномоченные органы и категории граждан, которые имеют право на получение материальной помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура системы социального обеспечения, в свою очередь, состоит из государственной и негосударственной части и подсистемы финансирования, управления, субъектов и видов обеспечения и правовой подсистемы. В ходе взаимодействия данных подсистем достигается главная цель социального обеспечения – реализация гражданами права на социальное обеспечение.
Таким образом, ПСО представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе предоставления гражданам материальных благ и социальной помощи. Такие отношения формируются на основе страховых и нестраховых механизмов финансирования с учетом конкретных жизненных обстоятельств, вызвавших необходимость в поддержке.
1.2 Цели и задачи права социального обеспечения в РФ
Понятия, на которых основана система социального обеспечения, включают социальную политику, социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование . Большинство из этих понятий не имеет четкого правового определения, что замедляет развитие науки права социального обеспечения и создает неопределенности в правовом регулировании этой системы. Социальная политика представляет собой направленное воздействие государства, местных органов власти, общественных объединений и организаций на существующие общественные отношения для улучшения условий жизни и труда населения.
Хотя Конституция Российской Федерации 1993 года определяет основные направления социальной защиты населения, в ней отсутствует само понятие «социальная защита». Нет иного нормативного акта, который бы содержал данное понятие, так же как и закодифицированного закона в этой области, что могло бы разрешить проблему легального определения этого понятия.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, что гарантирует каждому гражданину страны доступ к социальному обеспечению, направленному на поддержку всего населения . Государственная геополитика здесь сводится к созданию условий для жизни общества, способствующих достойному существованию и свободному развитию индивидуумов.
Цель права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень .
К числу задач права социального обеспечения отрасли относятся:
эффективная защита прав и законных интересов субъектов социально беспечительных отношений;
профилактика и предотвращение состояний нуждаемости, развитие и стимулирование способностей граждан к самообеспечению;
типизация состояний нуждаемости;
стандартизация алиментарных потребностей нуждающихся с учетом характера состояния нуждаемости;
установление адекватных мер государственного реагирования на состояние нуждаемости, необходимых и достаточных для их преодоления;
повышение покупательной способности денежных предоставлений в связи с инфляционными процессами;
обеспечение равных возможностей для доступа к социально-обеспечительным предоставлениям;
правовое регулирование отношений по аккумулированию и расходованию средств фондов социального обеспечения;
правовое регулирование отношений, возникающих между государственными органами по организации функционирования системы социального обеспечения.