Фрагмент для ознакомления
2
Основной задачей предмета «Иностранный язык» в начальной школе является формирование иноязычных навыков и умений, т.е. ребенок должен уметь общаться на иностранном языке. Но некоторые ученые (Е. И. Пассов, З. Н. Никитенко, И.Л. Бим и др.) считает, что выражение «иноязычное образование» следует использовать вместо понятия «обучение иностранному языку» из-за перехода к личностно-ориентированному подходу в обучении [3].
Этот термин был введен в конце прошлого века Е.И. Пассовым. Он считает, что необходимо не обучение иностранному языку в школах, а иноязычное образование, представленное аспектами образования, развития, воспитания и обучения, под которым понимается образование как «вхождение человека в культуру [11].
Таким образом, содержание предмета изучения «Английский язык» в начальной школе обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение предметных и метапредметных целевых показателей обучения. Это возможно на основе грамотного подхода и выделения общих содержательных линий образовательной области «Филология», в которой иностранный язык стоит рядом с родным языком и литературой. Как предмет обучения, английский язык играет важную роль в дальнейшем формировании общей разговорной культуры учащихся, расширении их лингвистического кругозора и лексических резервов, систематизации языковых знаний.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие умений всех видов речевой деятельности, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Изучение иностранного языка в начальной школе предопределяет следующие задачи:
1) формирование фонетических навыков иностранного языка (пока речевой аппарат пластичен и механизмы овладения родным языком все еще действуют, эти навыки легко усваиваются детьми);
2) формирование навыков слушания (понимание речи на слух);
3) развитие речевых умений (то есть усвоение ребенком иностранного языка как средства общения);
4) формирование и пополнение лексического запаса [3].
Устная речь – один из продуктивных видов речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное общение и которое возникает, когда у индивидуума появляется к этому коммуникативная потребность.
По В. В. Васильевой в широком смысле устная речь - это звучащая речь в любых ее разновидностях. То есть устной речью является обычный разговор между членами семьи, диалог в ходе научной конференции, чтение литературного произведения вслух и т.д. [3].
Общение может быть как устное, так и письменное. Чтобы обмениваться информацией в устной форме, говорящий должен овладеть такими коммуникативными техниками, как говорение и слушание. Для письменного общения - чтение и письмо.
Устная речь — это то, чему учатся на иностранном языке, что может вызвать у учащихся искренний интерес к предмету и желание участвовать в нем в школе. В этом случае задания направляют внимание читающего на смысловое содержание предложения, когда ему приходится говорить в слух.
Устная речь также используется как средство обучения, с помощью которого развивается автоматизм в воспроизведении и видоизменении усвоенных лексических единиц и грамматических структур.
В области устной речи:
– ведение с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка: диалога этикетного характера: приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником; поздравление с праздником; выражение благодарности за поздравление; извинение;
– понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная реакция на услышанное (при непосредственном общении);
– восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (при опосредованном общении) [17].
Задачами обучения устной речи на английском языке является всестороннее развитие монологической и диалогической речи, а именно, формирование:
― фонетических навыков;
― навыков интонирования;
― навыков правильной расстановки ударения и поддержания определенного ритма
― навыка логичного последовательного изложения мысли на иностранном языке;
― навыка использования связующих элементов между речевыми образцами;
― и обучение использованию устной речи с целью выражения собственного мнения и его аргументации [1].
Письмо – одно из основных видов деятельности, которому обучают школьников с первых уроков иностранного языка. Письменная речь позволяет определить способность учащегося понимать и интерпретировать иностранный язык в графических знаках.
На основе письма у школьников формируются навыки письменной речи.
В соответствии с методикой А.Н. Леонтьева под письменными навыками понимаются способность складывать слова в письменной форме, чтобы выразить свои мысли, которые соответствуют потребностям общения [7].
Письменная речь по П.К. Бабинская – это вид речевой деятельности, целью которого является выражение мысли в письменной форме (письмо, сочинение) [5].
Солововой Е.Н. подчеркивается, что письменная речь – это процесс выражения идей в графической форме. А.Н. Щукин считает, что письменная речь – это вид речевой деятельности, направленный на передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения [15].
Как вид речевой деятельности письмо и письменная речь основаны на умении писать. Письмо – сложное явление, основанное на следующих навыках:
1) изображение письменных символов (каллиграфия);
2) правильно воспроизведение звуков речи на соответствующих графических маркерах (орфография);
3) создание письменного высказывания (т.е. композиции);
4) словарный запас и навыки грамматического письма [11].
В области формирования письменных навыков обучение преследует следующие цели:
– владение техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
– воспроизведение речевых образцов, списывание текста; выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений; вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение, дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей;
– заполнение простых формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
– написание с опорой на образец коротких поздравлений с праздниками (с днём рождения, Новым годом) [17].
В процессе обучения на уроках иностранного языка на всем этапе обучения у обучающихся должны быть сформированы следующие письменные навыки:
- способность письменно составлять план или ключевые слова для дальнейшего устного общения;
- проводить анализ текста и письменно фиксировать нужную информацию;
- уметь писать письма личного, официально-делового характера как с образцом, так и без него.
З.Н. Никитенко ввела термин «начальное обучение иностранному языку», учитывая специфику и цели обучения в начальной школе. По ее мнению, начальное обучение иностранному языку направлено на личность ребенка начальной школы, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых способностей и личностных качеств, проявляющихся в языке [11].
Благодаря исследованиям З.Н. Никитенко и ее методическим разработкам в науке были закреплены и систематизированы основные принципиальные положения в обучении английскому языку младших школьников [11].
Многие исследователи, не только в области обучения иностранным языкам, отмечают, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для обучения и воспитания [14].
Таким образом, нами было выявлено, что начальное иноязычное обучение предусматривает организацию обучения с учетом готовности ребенка к восприятию иноязычной речи.
1.2 Особенности младшего школьного возраста в контексте иноязычного обучения
Обучая детей иностранному языку, важно помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строится изучение иностранного языка в разных странах, до недавнего времени основывалась лишь на теории усвоения языка ребенком. Согласно этой теории, ребенок овладевает языком мимическим образом, имитируя речь взрослых, без целенаправленного обучения [12]. Другими словами, никто целенаправленно не подготавливает разделение потока речи на легко усвояемые ребенком единицы речи, не подают грамматические правила, не объясняет последовательность изложения. Но, при условии нормального развития, ребенок способен самостоятельно усвоить грамматические, лексические, стилистические особенности языка, научиться формировать коммуникативные задачи.
В современной возрастной психологии возрастной периодизацией младшего школьного возраста обычно считается возраст от 6-7 до 9-10 лет. Эти возрастные ограничения в значительной степени определяются социальными изменениями, существующими в современной системе образования, принятием ребенка в школу и переходом из дошкольного возраста в школьный.
Исследователи в области возрастных особенностей младших школьников выделяют тот факт, что к началу школьного обучения у обучающихся происходит качественное изменение психики. Это связано с переходом на новый вид деятельности – учебный. Однако, несмотря на этот факт младшие школьники все еще нуждаются в использовании игровых методов [14].
Изменение психической деятельности младших школьников, качественное своеобразие коммуникативных навыков и формирование навыков учебной деятельности благоприятно сказывается на процессе иноязычного обучения.
В шестилетнем возрасте психофизиологическое развитие детей достигает уровня владения основами иностранного языка. Это объясняется, прежде всего, способностью детей этого возраста точно повторять услышанные звуки и интонации, а также склонностью повторять их несколько раз. Именно эти качества, наряду с детской любознательностью, богатым воображением и желанием играть, помогают детям младшего школьного возраста эффективно осваивать основы иностранного языка, несмотря на их неспособность понимать объяснения грамматических правил и конструкций [11].
В соответствии с замечаниями Е.Н. Солововой, условием успешного обучения иностранному языку в начальной школе является учет психофизиологических факторов, поскольку субъектом процесса обучения является учащийся. Исследователь отметила, что невозможно организовать обучение на иностранных языках без учета возрастных, физиологических, психических и индивидуально-психологических особенностей младших школьников, навыков и умений преподавания иностранных языков, а также навыков и умений, детского опыта на родном языке [16].
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В возбудительных процессах в нервной системе преобладают тормозные процессы. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы.
В младшем школьном возрасте рост физической активности у учащихся значительно повышается, увеличивается работоспособность, так как детям необходимо сидеть на уроках в течение длительного времени. Однако у учащихся этого вопроса присутствуют сложности с длительной концентрацией внимания. Исследования показали, что младший школьник способен удерживать внимание только в течение 20 минут. Поэтому учителя начальной школы чередуют разные виды деятельности для поддержания необходимого уровня работоспособности младших школьников [11].
Юные школьники на ранних этапах изучения английского языка обладают определенными специфическими языковыми навыками, которые позволяют им проявлять себя в интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах жизни. Они хорошо владеют некоторым словарным запасом родного языка, могут использовать его творчески, обладают богатым воображением и фантазией, знают разницу между реальностью и вымыслом, работают в группе и учатся у других.
В процессе сознательного усвоения научных понятий развиваются все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. После мыслительных операций развиваются формы мышления (дедукция, индукция). Однако дедуктивное рассуждение является для младших школьников более трудным, чем индуктивное рассуждение. Поэтому при обучении устной и письменной речи в начальной школе новый материал следует знакомить с показом модели.
Хотя индуктивный путь занимает больше времени, он будет более эффективен в начале обучения, «поскольку он обеспечивает лучший запоминание слуховых закономерностей и развивает слух учащихся, направляя их внимание на аспекты звука речи, которые могли бы остаться не замеченными, несмотря на их акцентировании [16]. Кроме того, процесс установления связей между фонематической структурой языка и его графическими знаками имеет большое значение для психического развития ребенка при изучении фонетической стороны иностранного языка.
В качестве основных дидактических принципов обучения иностранному языку можно выделить следующие: принцип сознательности, активности, систематичности, прочности, наглядности, доступности [8].
Принцип активности в обучении предполагает активную роль участников учебного процесса, которая выражается в постановке учебных целей, выработке навыков самообразования и умения осуществлять системный подход к овладению знаниями [9].
Изучение иностранного языка является успешным только в том случае, если обучающийся активно участвует в процессе обучения. Этот принцип поддерживается современным психологическим подходом, согласно которому активность является основной характеристикой познания. Различают эмоциональную, речевую и интеллектуальную деятельность. Психологи также подчеркивают, что дисциплинированность и чувство собственного достоинства в процессе обучения являются важными условиями активности учащихся.
Принцип активности определяет следующие особенности обучения:
- последовательность в индивидуальном выполнении задания. Обучение начинается с самого ребенка и направлено на развитие мышления;
- необходимость обмена мнениями. Упражнения основываются на возможности обучающихся выразить свое мнение посредством системы лексико-грамматических навыков;
- задания основываются на развитии познавательной активности обучающихся;
- каждому школьнику даётся возможность принять участие в работе;
- работа осуществляется в группе, паре, что дает возможность развивать коммуникативные умения;
- взаимопомощь обучающихся между собой. Предполагается, что групповая работа позволяет слабым ученикам развивать разговорные умения;
- каждое упражнение должно иметь результат обучения [11].
Принцип активности в обучении английскому языку предполагает использование методов, которые направлены не на изложение учителем готовых знаний, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в ходе активной мыслительной и практической деятельности. В настоящее время данный факт является ключевым в работе учителя. Обучающимся предлагается самостоятельно овладевать лексикой посредством различных методов и системы заданий.
Рассмотренные нами психофункциональные особенности младшего школьного возраста должны лечь в основу содержания обучения начального иноязычного образования. Это достигается путем поэтапного усложнения упражнений. При этом первоначальные упражнения должны полностью отвечать сложившимся умственным способностям детей.
Таким образом, начальный иноязычный процесс преследует цели подчинения особенностям обучающихся данного возраста. В связи с этим учителям необходимо тщательно выбирать методы и материалы для работы, учитывать индивидуальные особенности каждого школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беланович-Зубов, В. Е. Опыт разработки и применения средств мультимедиа в учебном процессе: методическое пособие / В.Е. Беланович-Зубов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск: СибАГС, 2020. - 136 с.
2. Воробьёва, В.В. Влияние использования информационно- коммуникационных технологий в современном образовании на процесс перехода к информационному обществу / В.В. Воробьёва // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2019. - № 5 (13). - С. 62-65.
3. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - Москва : Тезаурус, 2019. - С. 25-34.
4. Гобарева, Я.Л. Применение новых информационных технологий в образовании / Гобарева Я.Л., Кочанова Е.Р., Торопова Н.В. // Информационные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее Международная научная конференция. - 2019. - С. 219- 224.
5. Еременко, М.В. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка / М.В. Еременко, Ю.С. Пашухевич // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - №2 (4). – С.89-92.
6. Ильченко, Е.А. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Е.А. Ильченко // Первое сентября. Английский язык – 2023. - №9. – С. 95-99.
7. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. - СПб.: Издательство «Союз», 2021. – 184 с.
8. Кликушина, Н. Ю. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебное пособие / Н. Ю. Кликушина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. техн. ун-т». - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 83 с.
9. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Коджаспирова Г.М., Петров К.В. - М.: Академия, 2019. – 256 с.
10. Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
11. Никитенко, З. Н. Содержание начального иноязычного образования: концептуальные основы / З. Н. Никитенко // Преподаватель ХХI век. - 2019. - №1. – С. 56-59.
12. Раицкая, Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: монография / Л.К. Раицкая. -М., 2020. – 85 с.
13. Решетникова, Н.В. Использование информационно- коммуникативных технологий в современном образовании / Н.В. Решетникова // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2022. - С. 121-122.
14. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2020. – 232 с.
15. Савин, А.Б. Применение информационных технологий в образовании / А.Б. Савин, А.С. Соловьёва // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. - 2022. - С. 129-131.
16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2019. - 239 с.
17. Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский язык). – М., 2023. – 142 с.
18. Федотова, Д. Э. Мультимедийные технологии: [к сб. в целом] учебное пособие / Федотова Д. Э. - Москва: МГТУ МИРЭА, 2023. - 130 с.
19. Штаюра, О. В. Использование мультимедийных средств при изучении английского языка / О.В. Штаюра // ОмГТУ. - 2019. - №5. – С. 125-157.
20. Шитова, Т.Ф. Новые информационные технологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 290-293.