Фрагмент для ознакомления
2
Ампутация в широком смысле (лат. amputatio – отсечение) обозначает удаление периферического сегмента любого органа. В контексте конечностей ампутация подразумевает удаление части конечности по линии кости, то есть между суставами. Экзартикуляция (лат. exarticulatio – вычленение) же подразумевает удаление конечности через сустав [20].
Известный французский хирург Клавелен, анализируя результаты ампутаций в ходе Первой мировой войны, выразил известное афоризмом: «Лучше пусть раненый потеряет одну конечность, чем умрёт с пятью», что включает в себя и значение потери жизни в целом.
Ампутация является одной из самых древних хирургических процедур, и её изучение прошло через несколько этапов. Этот процесс связан как с общими медицинскими задачами, такими как обезболивание и борьба с инфекцией, так и с более специализированными вопросами: показаниями к операции, уровнем ампутации и методами формирования лоскутов. В ранний период практики ампутаций нередко случались случаи летального исхода из-за слабого контроля за кровотечениями, когда использовали раскалённые инструменты, что часто приводило к шоковым состояниям. С появлением анестезии, асептики и антисептики, ампутации перестали представлять собой такую высокую угрозу смертности и приобрели статус оперативного вмешательства, способствующего спасению жизни [9].
Одна из самых сложных задач, стоящих перед хирургом при проведении ампутаций, заключается в определении показаний к этой процедуре. Н. И. Пирогов подчёркивал, что «ни одна операция не требует столь глубокого анализа, здравого смысла и внимания врача, как чёткое понимание показаний для её проведения» [20].
Если рассмотреть исторический аспект ампутаций, то можно заметить, что данная операция известна ещё со времён античности. Древнегреческие и римские хирурги практиковали её задолго до нашей эры, однако лишь с XVIII века ампутация начала в полном смысле осознаваться как хирургическая операция. В 1820 году Жан Луи Пти предложил проводить ампутации с прицелом не только на устранение угрозы для жизни, но и на будущее функционирование ампутированной конечности. Тем не менее, результаты таких операций зачастую оказывались неудовлетворительными .
Сложные последствия ампутации были связаны не только с недостатками в техническом исполнении операции, но и с отсутствием адекватных методов для борьбы с шоком и раневой инфекцией, которые, как правило, проявлялись у большинства пострадавших [9].
Известно, что Жан Ларей, который служил главным хирургом армии Наполеона во время Бородинской битвы в 1812 году, выполнял до 200 ампутаций в день. Однако 85% прооперированных пациентов умирали в разное время из-за шока, потери крови или возникновения газовой гангрены. По данным главного хирурга английского оккупационного корпуса в Севастополе, Жана Бодена, после операций погибало 45% раненых, а в французской армии этот показатель достигал 72,8%. В целом процесс усовершенствования ампутационных операций продвигался достаточно медленно. Даже в годы Первой мировой войны (1914-1918) уровень летальности после крупных ампутаций и экзартикуляций оставался высоким – от 25 до 30% [34].
Теперь обратимся к одному из ключевых вопросов, определяющих уровень профессионализма хирурга при проведении ампутаций, – выбор уровня ампутации. Этот уровень указывает на место, где производится отсечение кости. В случае травм уровень первичной ампутации должен определяться не только схемой, но и характером повреждения тканей и особенностями раневой инфекции. Основным принципом является проведение операции в пределах здоровых тканей, чтобы гарантировать спасение жизни пациента и облегчить послеоперационное лечение, сохраняя максимальную длину культи. Чем длиннее остаётся сегмент, тем эффективнее будет функционировать протез [34].
При выборе уровня ампутации важно заботиться о том, чтобы достичь наилучших условий для протезирования, особенно при вторичных операциях. Например, при ампутациях на стопе предпочтительными являются методы Гаранжо, Лисфранка или Шарпа, но только при условии сохранения лоскута мягких тканей на подошве. Практика показывает, что пластические операции на подошве не оправдывают ожиданий [20].
При выборе уровня ампутации на голени следует обратить внимание на то, что культя нижней трети не приносит значительных преимуществ по сравнению с ампутацией в средней трети. Тем не менее, даже короткая ампутация голени имеет свои плюсы по сравнению с полной ампутацией, также как и культя бедра, даже с минимальной длиной, приносит больше пользы, чем вычленение в тазобедренном суставе [9].
Принципы ампутации верхних конечностей и выбор рациональных уровней существенно отличаются от аналогичных показателей для нижних конечностей, что объясняется особой разнообразностью функций рук и их роли в повседневной жизни. При ампутации кисти, особенно пальцев, всегда следует использовать сберегающий подход. В большинстве случаев протезирование не может конкурировать с деформированными пальцами и их культями, что делает спешку в ампутации недопустимой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж / Н. А. Белая. – М.: Советский спорт, 2001. – С.149-162.
2. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н. А. Белая. – М.: Советский спорт, 2004. – 272с.
3. Васильченко, Е. М. Динамика частоты ампутаций нижней конечности в городе Новокузнецке. Ретроспективное исследование // Медицина в Кузбассе – 2018. – № 4 С. 22-25.
4. Васильченко, Е. М. Качество жизни инвалидов с утратой нижней конечности вследствие заболеваний периферических артерий. влияние гендерного статуса // Медицина в Кузбассе - 2018г. – №4. С. 26-30
5. Васичкин, В. И. Все о массаже / В. И. Васичкин. – М.: АСТ-Пресс- Книга, 2004. – 368с.
6. Васичкин, В.И. Справочник по массажу / В. И. Васичкин. – Спб.: Гиппократ, 2006. – 176с.
7. Власов, В. Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: практикум для студентов, обучающих по специальности 032102
8. «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / В. Н. Власов. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 170с.
9. Внутренние болезни: учебник / под редакцией Н. А. Мухина, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 672с.
10. Военно-полевая хирургия: учебник / Под ред. В.Е. Корика С.А.Жидкова, В.Г. Богдана. – Минск: «Вышэйшая школа»,2017. – 350с.
11. Готовцев, П. И. Лечебная физическая культура и массаж / П. И. Готовцев, А. Д. Субботин, В. П. Селиванов. – М.: Медицина, 1987. – 304с.
12. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – Ч. 1. – 304с.
13. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – Ч. 2. – 360с.
14. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. / В. И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 624с.
15. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – 3-е изд., доп. / В.И. Дубровский – М.: ВЛАДОС, 2005. – 528с.
16. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов медицинских вузов / В. И. Дубровский. – М.: МИА, 2006. – 598с.
17. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 528с.
18. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии: учебное пособие / А. Д. Ибатов, С. В Пушкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 160с.
19. Избранные лекции по ЛФК: курс лекций / М. В. Девятова [и др.]; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2004. – 111с.
20. Колб Л.И. Общая хирургия: учебное пособие/ Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В.– Минск: «Вышэйшая школа», 2006. – 444c.
21. Корнилов Т.А. Хирургические болезни: учебное пособие / Корнилов Т.А. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 165c.
22. Корхин, М.А. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / М.А. Корхин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 480с.
23. Криволапчук, И. А. Оздоровительные эффекты физических упражнений и их место в системе средств оптимизации функционального состояния человека / И. А. Криволапчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – №5. –С. 8-13.
24. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учебное пособие / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В
25. Герасимова; под редакцией С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2004. – 184с.
26. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей / под редакцией А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 400с.
27. Лечебная физическая культура: учебник для институтов физической культуры / под ред. С. Н. Попова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 321с.
28. Лечебная физическая культура: справочник / В. А. Епифанов [и др.]. – М.: Медицина, 1987. – 528с.
29. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: учебник / Г. А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2004. – 480с.
30. Медицинская реабилитация (Руководство) / под редакцией академика РАМН, профессора В. М. Боголюбова. – Москва – Пермь: ИПК "Звезда", 1998. – Т. 3. – С. 279-305.
31. Милюкова, И. В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова / под общей редакцией профессора Т. А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512с.
32. Общая хирургия. В 2 т. Т.1: учебник / под ред. Г.П. Рычагова, П.В. Гарелика. – Минск: «Вышейшая школа», 2008. – 544с.
33. Петрова, Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студентов средних медицинских заведений / Н. Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с.
34. Ромашин, О.В. Лечебная физкультура – основа системы реабилитации больных и инвалидов /О. В. Ромашин, И. Л. Иванов // Лечебная физическая культура и массаж. – 2003. – N 5. – С.14-16.
35. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под редакцией профессора В. П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 359с.
36. Темрезов, М.Б. Хирургические болезни. Хроническая ишемия нижних конечностей: учебно-методическое пособие для студентов, врачей интернов и ординаторов/ Темрезов М.Б., Коваленко В.И., Боташев Р.Н.– Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно- технологическая академия, 2014. – 36c.
37. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под редакцией В. К. Добровольского. – М.: «ФКи С». – 1974. – 480с.
38. Физическая реабилитация / под редакцией С. Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416с.