Фрагмент для ознакомления
2
Проектная деятельность - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая определенную цель, определенную структуру и направленная на получение заранее прогнозируемого продукта.
Главной составляющей проектной методики является проект. Проект — самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ [3].
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Единого подхода к определению понятия «метод проектов» в научной литературе нет. В таблице 1 представлены подходы современных педагогов к определению сущности метода проекта.
Таблица 1
Подходы к определению сущности метода проектов
Автор Проект – это
Адрианова С.А.[1] комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность в планировании организации и т.п.
Тимофеева
Л.Л. [8].
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом.
Боева Л.Л. [3]. совокупность приёмов, действий в их определенной
последовательности для достижения поставленной задачи
- решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Матяш Н.В.[10] совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий его участников с обязательной презентацией этих результатов.
Как показано в таблице 1, современные исследлватели называют проектную методику одной из способов организации учебного процесса с большим потенциалом.
Описание концепции проекта, по Н. M. Конышевой, - это совокупность конкретных действий, документов, предварительных текстов, плана создания реального объекта, создания всевозможных теоретических произведений. Это всегда творческая деятельность [7].
Первоначально метод проекта назывался проблемным методом и был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Американский философ и педагог Д. Дьюи и его ученик В.H. Килпатрик, на рубеже XX веков разработали метод проекта с целью направить обучение на соответствующие виды деятельности в интересах самих детей.
Американские педагоги У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс во время работы над проектом исключил не только активную познавательную деятельность школьников, но и их обучение на основе их совместной учебной деятельности [17].
Советские педагоги обратили внимание на проекты в 1920-х годах. Они полагали, что это обеспечит развитие инициативы и творчества школьников, будет способствовать приобретению знаний и навыков и прямой связи с практикой, а также поможет в решении дошкольных задач.
З.В. Торопова [16] предлагает назвать проект подробным планом на будущее, представленным в пояснительной форме, в котором описывается суть, рациональное обоснование и практическое применение цели в этом продукте.
Проекты, реализуемые в образовательной практике, называются образовательными или учебными проектами.
Концепция образовательного проекта интерпретируется по-разному, так что образовательный проект для учителя называется организованной задачей, которая включает реализацию образовательного проекта для учащихся. Образовательный проект для школьников - это образовательный результат, своего рода форма объяснения, которая объясняет решение проблемы от начала до конца.
M.A. Ступницкая считает, что проект называется исследованием, основанным на решении задачи, при котором оптимальным образом достигается ранее выбранный результат [17].
В рамках учебного процесса мы будем предполагать процесс создания образовательного проекта для достижения результата в виде определенного продукта (проекта) [6]. Этот вид деятельности представляет собой набор интеллектуальных и практических действий, которые определяют процесс и результат этой образовательной проблемы, и в конечном итоге их решение является образовательным проектом.
M.Ю. Бухаркина [4] рассматривает образовательный проект как «совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, методы деятельности и направленную на достижение общего результата в решении любой важной для участников проекта проблемы. Таким образом, считается, что проект наделен образовательными функциями и что его использование учителем в обучении имеет функции метода обучения.
Е.С. Полат [10] считает, что сотрудничество учителя и учеников, направленное на поиск решений существующей проблемы или проблемной ситуации, называется проектным методом. Этот метод включает в себя исследование, изучение конкретной проблемы, поиск решений и практическое применение конечных результатов. Школьник должен понимать, где его знания будут полезны при решении какой проблемы, и правильно объяснить свое решение. Чтобы достичь этого, он должен рассмотреть подходы к решению этой проблемы, проанализировать различную литературу и на ее основе сформировать свои собственные знания.
Метод проекта является одним из стандартных методов обучения, он считается инструментом, с помощью которого учащиеся могут развить ответственность и самостоятельность, научиться работать в команде.
К основным требованиям использования проектной деятельности:
- наличие значимой проблемы, требующей исследования;
- практическое, познавательное и теоретическое значение прогнозируемые результаты;
- самостоятельная, то есть групповая, индивидуальная или парная деятельность школьников;
- значимая часть проекта должна быть структурирована, то есть результаты должны быть расписаны поэтапно;
– применение методов исследования: выявление проблемы, проблем, поиск путей ее решения, обсуждение методы исследования, обработка конечных результатов, анализ данных, корректировки, результаты конечных результатов [5].
Проектный метод необходим в системе образования для того чтобы:
- сформировать у школьников самостоятельность, критическое мышление, навыки работы со знаниями;
- научить работать в коллективе, выполняя различные социальные роли;
- принять независимое обсуждение решения;
– научить мыслить с использованием определенных фактов, научных закономерностей, генерировать обоснованные результаты.
Описание проекта деятельность по З.В. Тороповой среди школьников описывается как «как форма учебно-познавательной деятельности школьников, которая заключается в мотивационном достижении цели, сознательно поставленной для подготовки творческих проектов, обеспечивает непрерывность и единство различных сторон процесса обучения и является средством развития личности предмета преподавания « [16].
На основе анализа научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:
- Под проектной деятельностью понимается совместное творческое обучение и познавательная деятельность школьников и преподавателей, у которых есть общая цель для достижения результата;
– результатом проектной деятельности выступает учебный проект, который ограничен во времени, направлен на усвоение знаний и умений определенной системы, в основе которой лежат конкретные требования к результату, правильная организация, самостоятельное решение проблемы учащимися;
– при создании любого проекта необходимо проводить исследование, а результатом данного исследования может быть проект.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адрианова, С. А. Использование метода проектов в обучении школьников / С. А. Адрианова // Технология (Основа). - 2015. - № 10. - С. 6-8. – Текст : непосредственный.
2.Антоненко, В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В. У. Антоненко // Вестник КГУ, 2016. – №9 . - С. 21-27. – Текст : непосредственный.
3.Баимбетова, Л. Р. Новые методы обучения / Л. Р. Баимбетова // 12-летнее образование. - 2017. - №10. - С. 4-9. – Текст : непосредственный.
4.Боева, Л. Л. Проектное развитие / Л. Л. Боева // Библиополе. - 2010 - № 3. - С. 35. - Текст : непосредственный.
5.Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999. – 224 c. - Текст : непосредственный.
6.Гайдук, Л.В. Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности на уроках математике / Л.В. Гайдук. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4. – С. 17-20. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_23324171_65516335.pdf. – Последнее обновление 27.04.2017. (Дата обращения 05.12.2024).
7.Германова, Л.М. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся основной школы / Л.М. Германова, - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3 (9). – С. 85-87.
8.Емлютина, И.А. Метод учебных проектов и его возможности обучения. Проектная деятельность как деятельностная технология обучения / 68 И.А. Емлютина // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – С. 21-26
9. Кусов, В. А. Образовательные проекты : специфика организации. / В. А. Кусов. - М. : Эксмо, 2017. – 213 с. – Текст : непосредственный.
10.Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с. - ISBN 978-5-360-03971-6. – Текст : непосредственный.
11. Мускин, В. С. Теоретические аспекты проектной деятельности в начальной школе / В. С. Мускин // Современное образование – 2016. – №6. – С.63-69. – Текст : непосредственный.
12. Пышкало, А. М. «Занимательная математика» / А. М. Пышкало, М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова. – М. : Астрель, АСТ, – 2000. – 257 с. - ISBN 5-237-02570-6. - Текст : непосредственный;
13. Семенова, И. Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников / И. Н. Семенова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 241 с. - ISBN 5-7186-0323-5. – Текст : непосредственный;
14. Ситаров, В. А. Дидактика : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Ситаров // Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. – Текст : непосредственный.
15.Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? : учебно-методическое пособие / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
16. Торопова, З.В. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект», «Учебное проектирование», «Проектная деятельность школьников» / З.В. Торопова. – Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32). – С. 111-114.
17. Уткина, С.А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО / С.А. Уткина. – Текст : непосредственный// Актуальные проблемы современного образования. – 2014. – № 1 (16). – С. 210-215.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577.