Фрагмент для ознакомления
2
Современные условия профессиональной деятельности сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций (далее – МЧС) характеризуются высокой эмоциональной напряженностью, необходимостью принятия ответственных решений в экстремальных ситуациях, что предъявляет повышенные требования к эмоционально-волевой сфере личности специалистов. Эффективность и надежность их работы во многом определяется развитием таких качеств, как эмоциональная устойчивость, самообладание, решительность, целеустремленность и др. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС, поскольку именно в период профессионального становления закладываются основы эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.
Вместе с тем, несмотря на значимость эмоционально-волевой сферы для успешной профессиональной деятельности сотрудников МЧС, в психологической науке и практике наблюдается недостаточная разработанность данной проблематики.
Большинство исследований посвящено изучению личностных особенностей, мотивационной и когнитивной сфер, в то время как эмоционально-волевая составляющая личности специалистов экстремального профиля остается малоизученной.
Практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику эмоционально-волевой сферы обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, значимостью эмоционально-волевой сферы личности для эффективной профессиональной деятельности сотрудников МЧС, а с другой - недостаточной изученностью данной проблемы в психологической науке и практике.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения отечественной психологии о структуре личности и ее эмоционально-волевой сфере (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции профессионального становления личности (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова и др.), а также работы, посвященные психологическим особенностям деятельности специалистов экстремального профиля (А.Н. Блеер, А.А. Деркач, Ю.В. Щербатых и др.).
Цель курсовой работы – изучение особенностей эмоционально-волевой сферы личности обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы личности обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях эмоционально-волевой сферы личности обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС, обусловленные спецификой их профессионального становления и образовательной среды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы личности.
2. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы личности сотрудников МЧС.
3. Исследовать специфику эмоционально-волевой сферы личности обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС.
4. Провести сравнительный анализ эмоционально-волевой сферы личности обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС.
5. Разработать практические рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы личности обучающихся в системе МЧС.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме;
- эмпирические: психодиагностические методики, направленные на изучение особенностей эмоционально-волевой сферы личности;
- методы математической статистики: описательная статистика, сравнительный анализ, корреляционный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования системы психологического сопровождения обучающихся в системе МЧС, разработки программ развития их эмоционально-волевой сферы, а также в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС.
Выборку исследования составили 120 обучающихся различных уровней подготовки в системе МЧС: 60 курсантов образовательных организаций МЧС и 60 слушателей программ дополнительного профессионального образования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Эмоционально-волевая сфера личности является одним из ключевых компонентов психической организации человека, играющим важную роль в регуляции его поведения и деятельности. Данный конструкт находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов, изучающих структуру и механизмы функционирования личности [4, с. 478; 12, с. 117; 19, с. 556].
В общепсихологическом понимании эмоционально-волевая сфера личности представляет собой совокупность эмоциональных и волевых процессов, свойств и состояний, определяющих динамику психической жизни человека, его отношение к окружающей действительности и самому себе [8, с. 245], включая разнообразные эмоции и чувства, побуждения и стремления, а также волевые качества, обеспечивающие сознательную регуляцию поведения и деятельности [15, с. 326].
Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, эмоционально-волевая сфера личности представляет собой «единство эмоциональных и волевых процессов, которые в своем взаимодействии определяют динамическую сторону психической жизни человека» [19, с. 558].
Л.С. Выготский рассматривал эмоции и волю как неразрывно связанные между собой психические явления, составляющие ядро личности [4, с. 479].
А.Н. Леонтьев, в свою очередь, подчеркивал, что эмоции и воля выступают в качестве внутренних регуляторов деятельности человека, обеспечивая ее мотивационно-смысловую и исполнительную стороны [12, с. 118].
Таким образом, эмоционально-волевая сфера личности представляет собой сложное интегративное образование, включающее в себя эмоциональные процессы (эмоции, чувства, аффекты), волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и др.), а также их взаимосвязь и взаимодействие, определяющие динамику психической жизни человека, его отношение к действительности и способность к саморегуляции [21, с. 25-26]. Данная сфера личности играет ключевую роль в регуляции поведения и деятельности, выступая в качестве внутреннего источника активности и побудителя к действию [8, с. 247].
Важно отметить, что эмоционально-волевая сфера личности не является статичным образованием, а находится в постоянном развитии и изменении под влиянием различных факторов, таких как социальная среда, деятельность, воспитание и обучение [5, с. 156]. Ее становление и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека, однако особенно интенсивно этот процесс протекает в период профессионального становления личности [7, с. 201].
Таким образом, эмоционально-волевая сфера личности представляет собой сложное, многокомпонентное образование, играющее ключевую роль в регуляции поведения и деятельности человека.
Эмоционально-волевая сфера личности представляет собой сложное, многоуровневое образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты.
Рассмотрение структуры данной сферы личности имеет важное значение для понимания ее сущности, механизмов функционирования и закономерностей развития.
Согласно взглядам Е.П. Ильина, в структуру эмоционально-волевой сферы личности входят следующие основные компоненты:
- эмоциональные процессы;
- волевые процессы;
- эмоционально-волевые качества [8, с. 248-249].
Эмоциональные процессы включают в себя разнообразные эмоции и чувства, которые отражают субъективное отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
К ним относятся такие явления, как:
- радость;
- гнев;
- страх;
- печаль;
- удивление;
- интерес и др.
Эмоции и чувства играют важную мотивирующую и регулирующую роль в жизни человека, побуждая его к действию и оказывая влияние на протекание различных психических процессов [8, с. 249].
Волевые процессы представляют собой сознательную саморегуляцию человеком своего поведения и деятельности. Они включают в себя такие компоненты, как постановка цели, принятие решения, преодоление препятствий, мобилизация усилий, контроль и оценка результатов. Волевые процессы обеспечивают произвольную регуляцию психической активности, позволяя человеку управлять своими действиями, подчиняя их сознательно поставленным целям [12, с. 119].
Эмоционально-волевые качества личности представляют собой устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, определяющие его способность к эмоциональной саморегуляции и волевой активности.
К ним относятся следующие качества:
- эмоциональная устойчивость;
- решительность;
- настойчивость;
- самообладание;
- целеустремленность;
- выдержка;
- инициативность и др.
Данные качества обеспечивают эффективное управление эмоциональными состояниями и волевую регуляцию поведения в различных жизненных ситуациях [21, с. 28-29].
Следует отметить, что компоненты эмоционально-волевой сферы личности находятся в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Эмоции и чувства, с одной стороны, оказывают влияние на протекание волевых процессов, а с другой – сами регулируются волевыми усилиями человека. Эмоционально-волевые качества личности, в свою очередь, интегрируют в себе эмоциональные и волевые характеристики, определяя особенности эмоционального реагирования и волевой активности человека [8, с. 250].
Таким образом, структура эмоционально-волевой сферы личности включает в себя три взаимосвязанных компонента: эмоциональные процессы, волевые процессы и эмоционально-волевые качества.
Эмоционально-волевая сфера личности не является врожденным, статичным образованием, а находится в постоянном развитии и изменении на протяжении всей жизни человека. Ее становление и совершенствование происходит под влиянием целого ряда факторов и механизмов, которые определяют специфику и динамику этого процесса.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности осуществляется в ходе социализации человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой [4, с. 480-481]. Ученый подчеркивал, что эмоции и воля изначально имеют социальное происхождение, формируясь в результате интериоризации (присвоения) индивидом социальных норм, ценностей и способов регуляции поведения.
В.А. Бодров, в свою очередь, отмечал, что становление эмоционально-волевой сферы личности происходит под влиянием двух основных групп факторов:
- биологических (наследственность, физиологические особенности, темперамент);
- социально-психологических (воспитание, обучение, профессиональная деятельность, социальное окружение) [2, с. 156-157].
Эти факторы определяют индивидуальные особенности эмоциональных и волевых процессов, а также эмоционально-волевых качеств личности.
Важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет деятельность человека, в ходе которой происходит формирование и совершенствование эмоциональных и волевых механизмов регуляции поведения.
По мнению А.Н. Леонтьева, эмоции и воля выступают в качестве внутренних регуляторов деятельности, обеспечивая ее мотивационно-смысловую и исполнительную стороны [12, с. 120-121]. В процессе осуществления различных видов деятельности человек приобретает опыт эмоционального реагирования и волевой активности, что способствует развитию соответствующих качеств личности.
Важным механизмом формирования эмоционально-волевой сферы личности является обучение и воспитание. Как отмечал Е.А. Климов, в ходе целенаправленного педагогического воздействия происходит развитие эмоциональной отзывчивости, самоконтроля, настойчивости, ответственности и других эмоционально-волевых качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности [10, с. 301-302].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакиров, Р. С. Особенности эмоционально-волевой сферы личности сотрудников МЧС на этапе поступления в реабилитационный центр / Р. С. Бакиров // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 5-6(95). – С. 119-126.
2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – Москва: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
5. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. – Москва: Политиздат, 1989. – 319 с.
6. Деркач, А. А. Акмеология: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 256 с.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 783 с.
9. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учебник / Б. Д. Карвасарский. – 4-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 960 с.
10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
11. Корнеева, Л. Н. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие / Л. Н. Корнеева. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 196 с.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1977. – 304 с.
13. Леонтьева, А. А. Эмоционально-волевые качества личности у сотрудников МЧС / А. А. Леонтьева // Наука через призму времени. – 2020. – № 2(35). – С. 72-75.
14. Маршевская, А. П. Эмоционально-волевые качества личности у сотрудников МЧС / А. П. Маршевская // Гуманитарный трактат. – 2020. – № 77. – С. 12-15.
15. Миллер, Л. В. Эмоционально-волевая регуляция личности в различных психологических школах / Л. В. Миллер, Д. С. Кузнецова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 5(44). – С. 325-328.
16. Морозова, А. В. Особенности эмоционально-волевой сферы личности младших школьников / А. В. Морозова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 2-2. – С. 312-314.
17. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для вузов / И. Н. Носс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 503 с.
18. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / А. Г. Караяни, Б. П. Бархаев, В. Ф. Перевалов, И. В. Сыромятников; Под редакцией Б. П. Бархаева. – Москва: Воениздат, 2006. – 491 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 720 с.
20. Стрельцов О.В., Бобринев Е.В., Шавырина Т.А., Маторина О.С., Маштаков В.А. Волевые аспекты формирования личности у курсантов образовательных учреждений МЧС России. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2020. – № (4). – С. 114-122.
21. Чумаков, М. В. Эмоционально-волевая сфера личности: учебное пособие для вузов / М. В. Чумаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 106 с.
22. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 256 с.