Фрагмент для ознакомления
2
Функционирование предприятий обычно сопровождается деятельностью руководства по анализу и планированию процессов, протекающих в фирме.
В настоящее время управление инвестиционным потенциалом является важным вопросом, поскольку от его эффективности зависит эффективность и рентабельность реализации крупных проектов компаний.
Актуальность данной работы заключается в том, что бизнес-планирование современных предприятий помогает обеспечить им более рентабельное и эффективное функционирование, позволяя при этом выявить слабые стороны и проблемы в функционировании основных бизнес – процессов. Создание бизнес-плана помогает определить возможные пути совершенствования данных процессов. Инвестиционный потенциал является фактором для обеспечения экономического роста фирм, дополнительным источником для осуществления капитальных вложений в производственную систему, которая связана с технологиями, ноу-хау, новейшими методами менеджмента. Это важнейший фактор их экономического и инновационного развития.
Предмет данной работы – бизнес-планирование предприятия.
Объект работы – бизнес-план.
Цель работы заключается в комплексном анализе системы бизнес –планирования на предприятии.
В связи с этой целью ставятся задачи:
определить экономическую сущность бизнес–планирования,
исследовать основные цели бизнес – плана,
рассмотреть модели анализа бизнес-процессов,
составить бизнес-план организации.
Работа состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены основы бизнес-планирования.
Во второй главе составляется бизнес-план.
Информационная база исследования - внутренние материалы организации, ресурсы Интернет.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие и сущность бизнес-планирования в системе управления
Бизнес-план - это программа, в соответствии с которой осуществляется деятельность предприятия. Она разрабатывается для того, чтобы предпринимателю было чем руководствоваться по ходу развития бизнеса. В ней прописываются [3]:
цели и задачи компании;
рынок сбыта продукции;
перспективный доход предприятия;
возможные риски;
рекламная стратегия;
расчеты затрат на приобретение оборудования и сырья.
Планирование включает в себя сбор информации о конкурентах, анализ условий рынка, поиск инвесторов (при необходимости) и т.д. План составляется в письменном виде и является своеобразной инструкцией для бизнесмена.
Бизнес-план не всегда составляется на этапе развития предприятия с нуля. Иногда его разрабатывают в переломный момент, когда нужно расширить производство, привлечь новых инвесторов или полностью изменить ход деятельности. Обычно такие проекты создаются с разбивкой по годам.
Бизнес-планы могут быть различными в зависимости от категорий. По объектам они делятся на [7]:
План предприятия;
План инвестиционного проекта.
Первый подразумевает либо создание нового, либо развитие или оживление финансовых дел действующего бизнеса.
Второй делится на проекты по линиям и также на создание нового предприятия.
Безупречно составленный и структурированный бизнес-план нужен для решения определенных задач [11]:
-сформулировать главную цель проекта, его стратегическое направление, спрогнозировать развитие событий в краткосрочном и долгосрочном периодах; определить сегменты рынка, приемлемые для продукции фирмы, и целевую аудиторию потребителей;
-оценить конкурентоспособность предприятия, основываясь на показателях доли целевого рынка или его сегмента;
-разработать ассортиментную политику и охарактеризовать показатели предполагаемой продукции и услуг;
-рассчитать допустимую величину потенциальных затрат производственной и непроизводственной направленности;
-определить тактику маркетинговой политики в сфере ценообразования, эффективности стимулирования сбыта, анализ освоенных сегментов рынка и потенциальной целевой аудитории;
-оценить оптимальное соотношение реальных возможностей предприятия и поставленные к реализации цели.
Система планирования может быть основана на качественных или количественных показателях. Написание в соответствии с первыми предполагает создание программ сохранения окружающей среды, увеличения престижа компании, повышения культурного уровня сотрудников и т.д. Количественные планы обычно характеризуют снижение себестоимости, объемы продаж и рост прибыли.
Эффективность разработки плана заключаются в следующем [4]:
определить рынки реализации товаров и услуг, а также место, которое займет предприятие на этих рынках;
определить точную сферу деятельности компании;
сформулировать текущие и перспективные цели предприятия, а также расписать тактику и стратегию их достижения;
оценить издержки производства и торговли;
назначить лиц, которые будут ответственны за реализацию стратегических и тактических задач;
оценить производственный фонд и финансовое состояние фирмы, соотнести их с поставленными целями;
выявить количество сотрудников предприятия, разработать мотивационную стратегию и создать все условия для труда.
В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. Отказ от применения бизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами.
Сегодня можно говорить о новом понимании сути и места бизнес-планирования в процессе управления. Бизнес-планирование следует рассматривать как механизм интеграции управленческих функций с целью создания стратегически управляемого предприятия, что в свою очередь требует тесной взаимоувязки стратегического и оперативного планирования [7].
Бизнес-планирование реализует элементы стратегического планирования (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирования (определение конкретных действий).
Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.
В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешно решить которые возможно только при наличии специально подготовленного бизнес-плана. Круг этих задач достаточно широк и включает такие направления, как планирование разовых финансовых операций по купле-продаже бизнеса или его части, осуществление крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и др.
Бизнес-планы проектов связаны с конкретными проектами, требующими определенных капиталовложений. Необходимость подготовки такого типа бизнес-плана возникает тогда, когда менеджменту необходимо принять решение по капитальным затратам, исходя из того, что все проекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов предприятия. Другими словами, любые капитальные затраты должны быть направлены на то, чтобы способствовать достижению целей, определенных управленческим бизнес-планом. В этом смысле бизнес-планы проектов должны быть тесно увязаны с теми целями, которые поставлены перед предприятием в планируемом периоде. Каждый из выбранных проектов должен занимать соответствующее место в решении стоящих перед предприятием задач. Вместе с тем определенные проекты могут и не затрагивать текущих задач, так как связаны с более долгосрочными целями предприятия и могут являться самостоятельным объектом управления.
Таким образом, бизнес-планы разовых решений подготавливаются «по требованию». Это не означает, что они никак не связаны с другими типами бизнес-планов, наоборот, подготовка такого типа бизнес-плана позволяет успешно решить конкретную задачу управленческого бизнес-плана.
Структура и содержание бизнес – плана
Планирование проекта, как правило, включает в себя прохождение через несколько основных стадий.
Первый шаг на пути формирования идеи проекта – создание бизнес-плана как отправной точки всех дальнейших работ, открытия и первых месяцев работы нового предприятия.
Если говорить о шагах планирования, то он делится на две составляющие [8]:
1. Маркетинговая
Не касаясь общемировой глобальной экономической ситуации или в стране – это очевидный раздел, который всегда берут в учет, гораздо важнее оценка текущего состояния рынка, его перспектив с точки зрения появления новых конкурентов и потенциального развития потока в регионе.
2. Финансовое моделирование
Предполагаемый расчет прибыли, сроки.
Фрагмент для ознакомления
3
Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности/ А.Н.Асаул. – М.: Инфра-М, 2023. – 381 с.
Бариленко, В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2022. — 272 с.
Бердников, В.С. Основы бизнес–анализа/ В.С. Бердников. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
Брайчева, Т.В. Экономика предприятия/ Т.В.Брайчева. – СПб.: Питер, 2019. – 382 с.
Воробьев, С.Н. Управленческие решения/ С.Н.Воробьев. - М: Юнити-Дана, 2021. – 447 с.
Дафт, Ричард Л. Управленческое решение/ Л.Дафт. - СПб: Питер, 2018. – 231 с.
Елиферов, В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление/ В.Г.Елиферов. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
Каменски, Х. Методы стратегического анализа/ Х.Каменски. – М.: Инфра-М, 2022. – 332 с.
Конрад, К. Бизнес – анализ/ К.Конрад. – М.: Вильямс, 2021. – 576 с.
Кривоносов, А. Д. Основы теории управления/ А.Д. Кривоносов. - М.: Питер, 2023. – 346 с.
Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр./ Б.Г.Литвак. – М: Дело, 2020. – 309 с.
Новиков, Н.В. Разработка бизнес – плана проекта/ Н.В.Новиков. – М.: Экономика, 2020. – 525 с.
Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям/ Н.Паклин. – М.: Дело, 2021. – 371 с.
Савельев, Ю.В. Бизнес – планирование и разработка инвестиционных проектов/ Ю.В.Савельев. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 429 с.
Стратегия бизнеса: Справочник / Г.Б. Клейнера. - М.:КОНСЭКО, 2019. – 504 с.