Фрагмент для ознакомления
2
Изучение заикания имеет больше, чем двухтысячную историю, что позволяет рассматривать его как одну из самых давно исследованных тем в области расстройств речи. Заикание представляет собой не только исконное нарушение, но также одно из наиболее сложных. Учеными предложено несколько определений данного расстройства. По словам И.А. Сикорского «Заикание можно охарактеризовать как внезапное прерывание непрерывности речи, вызванное судорогами в одном из участков речевого аппарата, который функционирует как единое целое» [19].
Заикание представляет собой особый вид невроза, который sporadically проявляется в процессе коммуникации через спазмы механизма звукопередачи. При этом наблюдаются также болезненные изменения в психологической сфере, особенно в области эмоций и воли – М.Е. Хватцев [21].
Заикание представляет собой расстройство ритма и темпа речи, проявляющееся в спазмах мышц, задействованных в речевом процессе. Гиппократ считал, что причиной таких речевых нарушений является поражение мозга, который отвечает за генерирование речевых сигналов.
В свое время, у Аристотеля понимание формирования речи базировалось на анатомии речевых органов, и он считал, что нарушения речи связаны не с изменениями в мозге, а с аномалиями периферического речевого аппарата. Вероятность патологии в центральной или периферической частях речевого механизма признавали такие ученые, как Гален, Цельс и Авиценна.
В XVII – XVIII веках за границей существовали различные подходы к объяснению заикания, рассматриваемого как результат недостатков в периферических речевых механизмах. Например, Санторини полагал, что причиной заикания является отверстие в твердом небе, из-за которого проникает слизь, мешающая нормальному произнесению слов. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в работе органов речи: Арнот и Шультесс указывали на спазматическое закрытие голосовой щели, Беккерель выделял слишком быстрый выдох как основную причину, а Блюме отмечал несогласованность между мышлением и речью [10].
В своей работе "Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи" Р. Кён отмечает, что проблема речевых нарушений существует с древних времен. Кроме того, в трудах таких авторов, как Геродот, Гиппократ, Аристотель, Плутарх и Гален, встречаются описания различных речевых нарушений. Эти исследования позволяют считать их проявлениями заикания, согласно описаниям этих историков и ученых. [12].
В начале XIX века группа французских ученых начала уверенно объяснять заикание через различные аномалии, затрагивающие как периферический, так и центральный отделы речевого аппарата. Например, врач Вуазен в 1821году связывал механизм возникновения заикания с недостаточной реакцией коры головного мозга на работу мышечной системы органов речи, то есть с функциональностью центральной нервной системы. В свою очередь, доктор Дело в 1829 году рассматривал заикание как следствие органического поражения голосового аппарата или недостаточной активности мозга. Он стал первым, кто заметил, что заикающиеся сосредотачивают акустическое внимание на своем собственном говоре. Коломба-Де-Лизер полагал, что заикание является своеобразной контрактурой мышц голосового аппарата, возникающей из-за недостаточной иннервации [20].
В России большинство ученых воспринимали заикание как функциональное расстройство в области речи, которое можно охарактеризовать как невроз судорожного типа. В своей работе «Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей» И.А. Сикорский подчеркивает, что важной чертой личности людей, страдающих заиканием, являются их робость и смущение в общении с окружающими, что приводит к выраженной неуверенности в собственных силах [19].
По мнению И.А. Сикорского, с другой стороны, у людей, страдающих от заикания, есть еще одна характерная черта — это высокая степень впечатлительности, проявляющаяся через нестабильное настроение. Сикорский отмечает: "Эти пациенты быстро приходят в замешательство, и хотя вскоре вновь обретают самообладание, они легко возвращаются в предыдущее состояние под воздействием незначительных обстоятельств, которые сами же считают малозначительными" [19].
На протяжении XX века возникло три ключевых теоретических подхода к изучению механизмов заикания. Сторонники первого из них утверждали, что заикание представляет собой спастический невроз, возникающий из-за раздражительной слабости речевых центров. К числу таких исследователей можно отнести Г. Гутцмана, А. Куссмауля и И.А. Сикорского.
И.А. Сикорский был одним из первых исследователей, который отметил, что заикание в основном встречается в детском возрасте, когда речь еще находится на стадии формирования. Он придавал значительное значение наследственности и полагал, что различные психологические и биологические факторы, такие как испуг, травмы, инфекционные заболевания и подражание, выступают скорее как провокации, нарушающие хрупкое равновесие речевых механизмов, которые у детей еще неустойчивы. И.А. Сикорский писал: "Заикание представляется внезапным сбоем непрерывности артикуляции, вызванным спазмом, возникшим в одной из частей речевого аппарата, воспринимаемого как физиологическое единство" [19].
Исследователи, относящиеся ко второй категории, определили заикание как ассоциативное расстройство психологического характера, корни которого нередко уходят в детство. К числу таких ученых можно отнести Г.Д. Неткачева и Ю.А. Флоренскую. Зарубежные специалисты середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, выделяли несколько причин, способствующих возникновению заикания. Среди них неправильное родительское воспитание, ослабление организма из-за инфекционных болезней, затруднения в речи, подражание другим, перенесенные инфекции, падения, сильный испуг и леворукость, возникающая в процессе переучивания [14].
Г.Д. Неткачев был одним из первых, кто внес предложение о том, чтобы рассматривать заикание с психотерапевтической перспективы. Таким образом, психологический подход к осмыслению механизмов, сопутствующих заиканию, начал получать новое развитие [14].
Представители третьего подхода утверждали, что заикание является подсознательным проявлением, возникшим из-за психических травм и конфликтов с окружающим миром. К числу исследователей этого направления относились А. Адлер и Л.Б. Шнейдер. Сторонники данной теории полагали, что заикание отражает одновременно стремление человека уклониться от контакта с другими людьми и желание вызвать сочувствие у окружающих через проявление страдания.
Таким образом, в конце XIX – начале XX века ученые пришли к выводу, что заикание представляет собой сложное психофизиологическое расстройство. Некоторые из них, такие как И.А. Сикорский, полагали, что в его основе лежат физиологические нарушения, в то время как психологические проявления являются вторичными. В противовес этим взглядам, другие исследователи, например Г.Д. Неткачев, считали, что первичную роль играют именно психологические особенности, а физиологические проявления выступают как результат этих психологических недостатков [14].
К середине двадцатого века заикание начали изучать через призму теории высшей нервной деятельности человека, разработанной И.П. Павловым, в частности, его подхода к механизму неврозов. В.С. Кочергина утверждает: "Заикание, как и другие неврозы, возникает по ряду причин, приводящих к перенапряжению процессов возбуждения и торможения, а также к формированию патологического условного рефлекса." В различных исследованиях одноязычные ученые интерпретировали заикание по-разному: некоторые, такие как Ю.А. Флоренская, рассматривали его как симптом невроза, тогда как другие, среди которых В.А. Гиляровский и М.Е. Хватцев, трактовали заикание как его отдельную разновидность [21].
Р.Е. Левина рассматривает заикание как недостаток речевого развития, акцентируя внимание на том, что его суть заключается в основном нарушении коммуникативной функции речи. По ее мнению, речевые проблемы зависят от различных факторов: с одной стороны, от типа нервной системы, а с другой – от окружения общения, а также от общего режима жизни и речевой практики. Н.И. Жинкин, обращаясь к физиологическим аспектам функционирования глотки, полагает, что заикание можно охарактеризовать как сбой в последовательности выбора звуковых компонентов при формировании алгоритма слов различной протяженности, а также как нарушение саморегуляции в контроле за движениями речи на уровне слога [13].
В современных исследованиях заикание характеризуется как нарушение ритма, темпа и гладкости речи, которое возникает из-за спазмов мышц, отвечающих за голос. Обычно это расстройство проявляется в периоды активного развития речевых навыков, то есть в возрасте от 2 до 6 лет. В это время речь становится наиболее чувствительной и уязвимой частью высшей нервной деятельности ребенка. Дисфункция нервной системы у маленьких детей может привести к "срывам" в речи, что и является причиной заикания. Из-за этого Ю.А. Флоренская описывает его как эволюционное заикание или заикание, связанное с развитием [17].
Заикание, возникающее у детей до школы, расценивается в научных источниках как отдельная речевая аномалия, в отличие от симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается в контексте различных заболеваний головного мозга органического происхождения или определенных психоневрологических расстройств.
Таким образом заикание, также известное как логоневроз, представляет собой нарушение, при котором обычная плавность, ритмичность и скорость речи становятся проблематичными. Мышцы, отвечающие за артикуляцию, при этом находятся в состоянии напряжения. Человек, страдающий от заикания, часто понимает, что хочет выразить, однако сталкивается с трудностями в произнесении своих мыслей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2018. - 304 с.
2. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
3. В помощь родителям заикающегося ребенка: методические рекомендации /сост. В.А. Кондратенко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 85 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.−метод. пособие. / Г.А. Волкова. СПб.: Образование, 2013. 144с.
5. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Волковская. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 144с.
6. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие / Е.Л. Ворошилова. - М.: Сфера, 2018. - 474 c.
7. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
8. Заикание как психологическая проблема/Кругликова А.С. – 2015г. – 124 с.
9. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с
10. Заикание: учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
11. Иванов В. А., Селезнева М.Б. Заикание. Современные методы преодоления заикания. Учебно-методическое пособие – 2016г. – 156 с.
12. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
13. Левина Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. Методическое пособие Логопед в ДОУ. / Р.Е. Левина. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144с.
14. Неткачев Д.Г. Заикание // Хрестоматия по логопедии Учебное пособие студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт./ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 560с.
15. Поварова И. А. Заикание. Диагностика и коррекция темпо ритмических нарушений устной речи/А. И. Поварова. СПб.: Речь, 2014.- 290 с.
16. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: моногр. /Ю.А. Фесенко, Л.Я. Миссуловин, М.И. Лохов, Р.И. Лалаева. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 164 с.
17. Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. / Е.Ф. Рау М.: Медгиз, 2013. - 25с.
18. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2012. - 208 c.
19. Сикорский И. А. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
20. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. / Н.А. Чевелева М.: Просвещение, 2012. - 96с.
21. Хватцев М. Е. Логопедия. / М. Е. Хватцев. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2012. - 272с.
22. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.