Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1.Организационные основы экскурсионного туризма 5
1.1 Определение, основные понятия и виды экскурсионного туризма 5
1.2Технология и организация экскурсионных туров 18
Глава 2.Современное состояние и развитие экскурсионного туризма 25
2.1 Основные направления экскурсионного туризма в 2023-2024 гг. 25
2.2 Инновационные тенденции в экскурсионном туризме 32
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Фрагмент для ознакомления
2
Рынок туризма динамично растет и развивается. В современной туриндустрии наблюдается внедрение инновационных методов и технологий. Правительство страны активно вводит меры государственной поддержки в сфере туризма, формируются условия для разработки новых туристических программ и направлений.
Экскурсионный рынок не стал исключением: с приходом инноваций, появляются новые методы и формы экскурсионного познания. Инновации в экскурсионной деятельности способствуют успешному продвижению экскурсионных услуг на туристском рынке. Создание новых уникальных маршрутов, инновационных методик проведения экскурсий и различных форм подачи информации оказывают положительное влияние на конкурентоспособность и востребованность туристского продукта.
Расширение полетных программ за рубежом позволило туроператору разнообразить, среди прочего, предложение экскурсионных туров. Спрос на них растет медленно, но неуклонно, хотя обзорные туры составляют небольшой процент от общего объема зарубежных продаж туроператоров по сравнению с пляжным отдыхом.
Согласно совокупным данным АТОР, обзорные туры за границу составляют не более 10% от общего объема продаж многопрофильных туроператоров.
В зависимости от направленности доля экскурсионных туров в выездном туризме для конкретных компаний может варьироваться. Например, крупные чартерные компании могут иметь 1-2% своей доли в продажах экскурсионных и экскурсионных услуг, "Русский экспресс" - около 20%, а на долю BSI Group приходится почти весь объем продаж. Но если говорить о рынке в целом, то важно понимать, что спрос на экскурсионные туры за границу выражается не в миллионах туристов (как в случае с пляжным отдыхом), а в десятках тысяч.
В России после пандемии и событий 2022 года (когда Европа, огромный сегмент рынка, исчезла) спрос на экскурсионные туры за границу растет не быстрыми темпами, а стабильно. В частности, в связи с выходом на рынок новых продуктов, которые появляются в связи с расширением программ полетов за рубежом.
В 2024 году спрос в этом сегменте значительно возрос. Рост умеренный. Так, FUN & SUN сообщает, что продажи экскурсионных туров в Стамбул, Азербайджан и Армению увеличились на 20%, а экскурсионных программ в Шри-Ланке - на 10%.
Вот как выглядят ЛУЧШИЕ зарубежные направления в 2024 году (оценка с точки зрения спроса и продаж туроператоров):
Турция: Экскурсионные программы по Стамбулу, Каппадокии и Золотому кольцу Турции. Лидер рынка по спросу
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия и Узбекистан: спрос сезонный, более активный весной и осенью
Европа: она превратилась из важного туристического направления в почти нишевое направление. Основной спрос туристов сейчас сосредоточен в Италии.
Египет, Индия и Марокко: подходят для экскурсионных туров, особенно зимой
Япония, Южная Корея: стали более доступными благодаря расширению полетных
программ в Юго-Восточная Азия, Китай, Куба, Танзания / Кения, Южная Африка, Саудовская Аравия: экзотические направления, предлагаемые туроператорами
Турция остается бесспорным лидером в сегменте экскурсионных туров за границу, а также в сегменте пляжного туризма. Обзорные туры в Турцию так или иначе представлены в ассортименте всех крупных и средних и даже нишевых туроператоров.
В первую очередь россиян интересуют туры в Стамбул. Хотя их можно назвать "экскурсиями по городу", 99% из них включают экскурсии и образовательные каникулы, организованные как совместно с туроператорами, так и самостоятельно.
В 2024 году у туроператоров есть множество возможностей посетить Стамбул. Включая чартерные рейсы и комбинированные варианты с посещением других регионов Турции в рамках одного тура (Анкара, Каппадокия, Памуккале и т. Д.).).
Стоимость многодневных экскурсионных туров из Стамбула в Турцию "Золотое кольцо" от туроператора FUN&SUN с прибытием в 25.02. на 7 ночей с проживанием в отелях 4* начинается от 98 тысяч рублей на двоих.
PEGAS Touristik также предлагает множество вариантов, позволяющих объединить популярные места в Турции. Рассчитанный на 4 дня и 3 ночи, тур "Два чуда света" познакомит туристов с двумя самыми известными и живописными местами Турции: Каппадокией и Памуккале. "Изюминкой" этого тура является то, что в обоих местах туристам предлагаются полеты на воздушном шаре. Стоимость наземного обслуживания начинается от 199 евро на человека, если вы включаете полет на воздушном шаре – от 268 евро.
Для тех, кто хочет лучше узнать Каппадокию и избежать длительных поездок на автобусе, также доступен тур из Анталии внутренним рейсом. Стоимость такой поездки также составляет от 199 евро (без учета билетов из России).
Экскурсии по другим интересным местам Турции - Черноморскому региону (Карадениз) и турецкой части Месопотамии – могут быть организованы туроператорами в индивидуальном формате по запросу. Такие туры стоят недорого (в основном из-за сложной логистики), но это возможность увидеть настоящую, "нетуристическую" Турцию.
Второе место после Турции в сегменте экскурсионных туров занимают страны "ближнего зарубежья" (или, как их правильнее называть, "постсоветского пространства"): Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Узбекистан. Предложения крупных туроператоров включают в себя до 80 самых разнообразных программ в этих областях.
За обзорные экскурсии по постсоветским странам придется заплатить около 40-50 тысяч рублей за 4-5 ночей в наземной части+ дорога. Недельный пакетный тур легким рейсом FUN&SUN в Армению (вылет в начале февраля) можно приобрести за 114,4 тысячи рублей на двоих.
Космические путешествия и другие компании отмечают, что спрос на постсоветские земли носит сильно сезонный характер, наиболее активный весной и осенью (поскольку летом очень жарко, а зимой часто бывает пасмурно, а иногда прохладно или ветрено).
Именно на постсоветских направлениях (яркий пример - туры в Ереван) в последнее время резко возросла "конкуренция" между туроператорами и независимыми туристами: многие россияне уже имеют опыт таких поездок и могут более уверенно рассчитывать на себя при планировании.
Хотя туроператоры не стоят на месте, в ответ на растущий интерес они разрабатывают новые продукты с высокой степенью индивидуализации.
В 2024 году "Русский экспресс" предлагает интересную новинку – 6-дневный джип–тур в середине апреля по маршруту Ургенч – Хива – Нукус - Аральское море. Этот тур не только позволит вам ближе познакомиться с землей и ее дикой природой, но и зарядит вас адреналином. Стоимость составляет эквивалент 555 долларов США на человека без учета рейса. Вы также можете оформить пакет на один рейс по хорошей цене: Russian Express приобрела блоки кресел на рейсах Uzbek Airlines на весну 2024 года.
У туроператора PAC Group в этом году также есть новинки на грузинском направлении: обзорные туры, которые начинаются и заканчиваются во Владикавказе, что дает туристам выбор между авиаперелетом и железнодорожными билетами и позволяет им экономить. Такой тур в Грузию с перелетом из Москвы у туроператора обойдется от 623 евро на двоих на три ночи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асанова, И.М., Дерябина, С.О. Организация культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
2. Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 284 с.
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. – М.: Издательский дом ГЕРДА, 2014. – 544 с.
4. Большая Российская энциклопедия/ Главный редактор Е.И. Тамм. – М., 1993. – 607 с.
5. Виноградова, Т.В. Технологии продаж турпродукта. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
6. Волков, Ю.Г. Регионоведение. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
7. Гаджиева Е.А., Сергеев А.А., Харлампиева А.С., Харчистова Е.Л., Шаброва Е.С. О стратегии развития туризма в Российской федерации до 2020 года//Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук сборник трудов участников международной научно-практической конференции.2014. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. - С. 50-53.
8. Голубничая С.Н. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие. – ДИТБ, Донецк, 2003. – 214 с.
9. Григорьев А.А., Севастьянов Д.В., Шастина Г.Н. Великий водно-волоковый путь в Югру и за уральский камень//Вестник Санкт-петербургского университета. серия 7. Геология. География. вып. -№3. - 2016. - с.138-149
10. Гуляев, В.Г. Организация туристической деятельности: учебное пособие. – М.: «Ноллиджи», 2006. – 250 с.
11. Дементьева А.Г., Соколова М.И. Туристский потенциал как условие эффективного развития региональной туриндустрии (на примере Белгородской области) // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 83-88.
12. Джанджугазова, Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
13. Добрина, Н.А. Экскурсоведение. Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 288 с.
14. Докукина Е.В. Мухоморова И.В Перспективы круизного туризма в России//Вопросы региональной экономики №4(29) 2016.с.1-7
15. Дрючина Е. Д. Понятия «военно-исторический туризм» и «военно-патриотический туризм» в современной отечественной литературе // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 61-66.
16. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2007. – 128 с.
17. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 200 с.
18. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 368 с.
19. Зорин, И.В., Каверина, Т.П., Квартальнов, В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика. 2005. – 288 с.
20. Зорина, Г.И., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. – М.: Спорт, 2002. – 200с.
21. Иванов В.Д. Экологический, сельский туризм, агротуризм / В.Д.Иванов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 9. С. 47–55.
22. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.
23. Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование / под ред. И.Ф. Федорова. – Кемерово: ООО «АРФ», 2008. – 198 с.
24. Кабановский Д.С. Основы формирования организационной структуры управления предприятиями сферы туристских услуг //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 4
25. Кабиров И. С. Региональные особенности развития туризма //Вестник СГУТиКД. 2011. № 3 (17)
26. Кафидов В. В. Моделирование соответствия качества и стоимости туристских услуг в регионе // Проблемы современной экономики. СПб. 2010. № 4.
27. Кациель, С. В. Мировая экономика. Учебное пособие. – М., 2007. – 340 с.
28. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
29. Киналь А.В. Формирование стратегии продвижения Санкт-Петербурга на внутреннем и международном рынках туристских услуг СПб.: СПбГУЭФ, 2007. - 150 с.
30. Князев, В.В. Организация туризма на национальном и международном рынках. – М., 2012, – 204 с.
31. Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2012. – 208 с.
32. Лебедева Т.Е. Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма / Т.Е. Лебедева, Л.Ю. Шобонова // Московский экономический журнал. – 2019. – № 9. – С. 96.
33. Морозов М.А. Морозова Н. С. Оценка привлекательности туристских дестинаций // Вестник РГТЭУ 2012 №7-8.
34. Николаенко Н.В. Архитектурно-музейный аспект концепции культурно-исторического туризма //Таврические студии. 2023. №35. С. 40.
35. Нюренбергер Л.Б. Экологический туризм: теоретические основы, современная региональная специфика // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22, № S1. - С. 105–112.